Меню

U2010b печатная плата для регулятора



Регулятор скорости коллекторного двигателя

Заказать

Вы можете приобрести готовое устройство (без шунта, и переменного резистора). Для заказа нажмите на кнопку или направьте заказ на почту sales@digect.ru.

Регулятор скорости коллекторного двигателя с компенсацией нагрузки и защитой от перегрузки предназначен для изменения скорости вращения двигателя. При включении обеспечивая плавный старт при этом скорость вращения двигателя стабилизируется в независимости от нагрузки на валу двигателя (константная электроника). Регулятор выполнен по типовой схеме включения ИМС U2010B.

Особенности

Особенностью данного устройства перед системами с таходатчиком, является то, что нет необходимости вмешиваться в конструкцию двигателя (УШМ, гравера и.тд), нет необходимости даже разбирать. Устройство можно выполнить ввиде промежуточного блока, включенного между электрической розеткой и двигателем.

Update: Для нормальной работы функции плавного старта, выключатель должен находится в цепи 220В.

  1. Плавный старт. При подаче питания двигатель запускается плавно и без рывка, что сбережет редуктор, предохранит двигатель от преждевременного износа.
  2. Защита от перегрузки. При чрезмерной нагрузке на валу двигателя светодиод на регуляторе загорится указывая на то, что устройство перегружено, с еще большим увеличением нагрузки (вплоть до заклинивания) — регулятор остановит двигатель, восстановление работоспособности двигателя будет осуществлено согласно установленному режиму работы (см режимы работы).
  3. Функция регулирования оборотов двигателя. Возможность изменять обороты двигателя от нуля до максимума.
  4. Функция стабилизации оборотов двигателя. В середине диапазона оборотов регулятор будет пытаться стабилизировать обороты двигателя вне зависимости от нагрузки на валу двигателя.

Внимание!

Устройство, находится под высоким напряжением и не имеет гальванической развязки от питающей сети. Поэтому при работе с ним нужно соблюдать предельную осторожность. ВСЕ МАНИПУЛЯЦИИ с регулятором можно проводить ТОЛЬКО ПОСЛЕ ВЫКЛЮЧЕНИЯ ПИТАНИЯ И ПОЛНОГО ОТКЛЮЧЕНИЯ ИХ ОТ СЕТИ В регуляторе отсутствует предохранитель, поэтому необходимо предусмотреть его установку. Эксплуатация устройства без предохранителя не допускается так как в случае короткого замыкания это может привести к пожару и другим негативным последствиям.

Регулятор оборотов может работать в трех режимах, которые определяются положением перемычки X1.

Режимы работы.

  1. Индикация перегрузки и последующий сброс на минимальные обороты. Для восстановления рабочих оборотов, необходимо выключить инструмент.
  2. Индикация перегрузки, последующий сброс на минимальные обороты, после снятие нагрузки с инструмента, восстанавливаются установленные обороты, т.е. происходит авто старт. Данный режим устанавливается при отсутствии перемычки, и является режимом по умолчанию.
  3. Только индикация перегрузки, без остановки двигателя и защиты.

Внешний вид и расположение элементов.

  1. Напряжение питания ≈220 В.
  2. Нагрузка, коллекторный двигатель. Мвксимальная нагрузка 2.2 кВт
  3. Светодиод индикации перегрузки. (в версии 2021 года,установлен SMD светодиод — посмотреть)
  4. Регулировка компенсации нагрузки.
  5. Регулировка перегрузки.
  6. Переменный резистор регулировки оборотов двигателя.
  7. Регулировка пределов регулировки скорости.
  8. Перемычка для установки режима работы устройства.
  9. Шунт R6, измерителя тока.

В версии 2021 года установлен smd светодиод, при этом отверстия для монтажа обычного светодиода оставлены, если вы хотите установить выводной светодиод (иногда это необходимо, если вы хотите удалить индикацию от платы при установке его в корпус), удалите штатный smd светодиод и впаяйте необходимый вам.

Обращаю ваше внимание на то, что включая устройство с неподключенным шунтом вы можете вывести из строя ИМС U2010B! Не подавайте питание на регулятор пока не смонтируете на нем шунт и переменный резистор.

Регулировка изделия.

Установите переменный резистор в положение соответствующем минимальным оборотам , подстроечный резистор R10 (компенсация нагрузки) установить в среднее положение , включаем устройство к сети 220В. Резистором R8 (amax) выставить минимальные обороты, Минимальные обороты должны быть таковы чтобы при включении питания двигатель начинал устойчиво вращаться. Далее необходимо настроить компенсацию нагрузки. Необходимо отметить что компенсация нагрузки, работает не во всем диапазоне оборотов двигателя, например на максимальных оборотах невозможно регулировать нагрузку так как на двигатель всегда подается максимальное напряжение. Установите обороты двигателя в среднее положение, при этом увеличивая нагрузку на валу любым доступным способом, например зажимая вал двигателя тряпкой, добейтесь поворотом резистора R10 такого состояния чтобы обороты двигателя были стабильными в независимости от нагрузки. В последнюю очередь настройте защиту от перегрузки. Выставьте обороты двигателя близко к минимальным и попробуйте затормозить двигатель выставив резистором R11 такое положение при котором при повышенной нагрузке загорался светодиод VD2, а при чрезмерном либо при заклинивании двигатель обесточивался.

На симистор VS1 для охлаждения возможно придется установить радиатор, а при мощности устройства более 1 кВт его установить просто необходимо чтобы избежать выход из строя устройства в результате перегрева.

Устройство может работать некорректно, если на двигателе установлена «конкурирующая» электроника, как пример в дисковой пиле Интерскол ДП-190 (посмотреть), установлен «плавный старт» и если его не убрать, то пила будет дергатся, обороты плавать, убедитесь что у вас нет ничего подобного!

Дисковая пила Интерскол ДП-190.

Плавный старт находится в ручке пилы.

Плавный старт, типа «DS20A»

Для расчета длины шунта воспользуйтесь калькулятором.

Калькулятор расчета шунта.

Мощность двигателя, Вт Диаметр провода, мм Площадь сечения, мм2 Сопротивление шунта, Ом

Источник

DataSheet

Техническая документация к электронным компонентам на русском языке.

U2010B — Микросхема фазового управления с обратной связью по току и защитой от перегрузки.

Описание

U2010B спроектирована как микросхема для фазового управления по биполярной технологии. Она позволяет отслеживать нагрузку по току и имеет функцию плавного пуска, а также выход опорного напряжения. Предпочтительными применениями являются управление двигателем с обратной связью по току и защитой от перегрузки.

Читайте также:  Регулятор оборотов esc 30а

Функции:

  • Измерение полного волнового тока
  • Коррекция изменения питающей сети
  • Программируемое ограничение тока нагрузки с выходом сверхвысокой мощности
  • Изменяемый плавный пуск
  • Синхронизация напряжения и тока
  • Автоматическая перезагрузка
  • Типовой переключающий импульс 125 мА
  • Внутренний контроль напряжения питания
  • Потребляемый ток ≤ 3 мА
  • Температурная компенсация опорного напряжения

Применение:

  • Расширенное управление двигателем
  • Шлифовальщики (гриндеры)
  • Сверлильные станки, бормашины

Рисунок 1. Блок-схемаРисунок 1. Блок-схема Рисунок 2. Блок-схема с внешней обвязкойРисунок 2. Блок-схема с внешней обвязкой

Общее описание

Сетевое питание

U2010B имеет ограничение по напряжению и может быть подключена к сети через диод D1 и резистор R1. Напряжение питания — между контактом 10 и контактом 11 — сглаживается конденсатором C1. В случае, если напряжение V6 ≤ (70% порогового напряжения перегрузки), контакты 11 и 12 замыкаются, посредством чего Vsat ≤ 1,2 В. Когда |V6| ≥ |VT70|, ток питания протекает через светодиод D3.

Конфигурация контактов

Рисунок 3. Распиновка DIP16/SO16

Рисунок 3. Распиновка DIP16/SO16

Описание контактов

Вывод Обозначение Функция
1 Isense Измерение тока нагрузки
2 Isense Измерение тока нагрузки
3 Напряжение разгона
4 Control Вход управления
5 Comp. Выход компенсации
6 ILoad Ограничение тока нагрузки
7 Сsoft Плавный пуск
8 VRef Опорное напряжение
9 Mode Выбор режима
10 GND Земля
11 VS Напряжение питания
12 High load Индикация высокой нагрузки
13 Overload Индикация перегрузки
14 V Регулировка скорости нарастания тока
15 VSync. Синхронизация напряжения
16 Output Выход триггера (запускающих импульсов)

Последовательное сопротивление R1 может быть рассчитано следующим образом:

Vmains = Сетевое напряжение питания

VSmax = Максимальное напряжение питания

Itot = Общее потребление тока = ISmax + Ix

ISmax = Максимальное потребление тока ИС

Ix = Потребление тока внешних компонентов

Контроль напряжения

Когда напряжение нарастает, неконтролируемые выходные импульсы исключаются благодаря внутреннему контролю напряжения. Кроме того, все триггеры в цепи (управление фазой, регулирование предела нагрузки) сбрасываются, а конденсатор плавного пуска замыкается накоротко. Это гарантирует определенный режим запуска при каждом включении напряжения питания или после коротких перерывов в питании. Плавный пуск запускается после того, как напряжение питания возрастет до номинального значения. Такое поведение гарантирует плавный запуск двигателя и автоматически обеспечивает оптимальное время запуска.

Фазовое управление

Функция управления фазой во многом идентична известной микросхеме U211B. Фазовый угол импульса запуска определяется путем сравнения изменения линейного напряжения V3, которое синхронизируется с сетью детектором напряжения, с заданным значением на управляющем входе, вывод 4. Наклон линейного изменения определяется Cφ и его зарядным током Iφ. Зарядный ток можно изменять с помощью Rφ на выводе 14. Максимальный фазовый угол αmax, также можно регулировать с помощью Rφ (минимальный угол прохождения тока φmin), см. Рисунок 5.

Когда потенциал на контакте 3 достигает уровня уставки на входе 4, ширина импульса запуска tp определяется из значения Cφ (tp = 9 мкс/нФ). В то же время защелка устанавливается с выходным импульсом, пока автоматическое повторное включение не было активировано, тогда в этом полупериоде не может быть создано больше импульсов. Управляющий вход на контакте 4 (по отношению к контакту 10) имеет активный диапазон от V8 до -1 В. Когда V4 = V8, тогда фазовый угол максимален, αmax, что соответствует минимальному току. Минимальный фазовый угол, αmin, устанавливается с V4 ≥ -1 В.

Автоматическая перезагрузка

Цепь детектора тока контролирует состояние симистора после открытия путем измерения падения напряжения на затворе симистора. Ток, протекающий через симистор, распознается, когда падение напряжения превышает пороговый уровень номинального значения 40 мВ.

Если симистор выключен в пределах соответствующей полуволны после запуска (например, из-за низких токов нагрузки до или после пересечения нуля или после коммутации двигателя из-за щеток), схема автоматического повторного включения обеспечивает немедленное повторное включение, если необходимо с высокой частотой повторения, tpp/tp, до тех пор, пока симистор не откроется.

Синхронизация по току

Синхронизация по току выполняет две функции:

  • Контроль тока после запуска. В случае, если симистор снова закрывается или он не включается, автоматический запуск активируется до тех пор, пока запуск не будет успешным.
  • Избежание срабатывания из-за индуктивной нагрузки. В случае работы с индуктивной нагрузкой токовая синхронизация гарантирует, что в новой полуволне не будет импульса, пока есть ток, доступный из предыдущей полуволны, который протекает в противоположной полярности к фактическому напряжению питания.

Особенностью интегральной схемы U2010B является реализация функции токовой синхронизации. Микросхема оценивает напряжение на импульсном выходе между затвором и опорным электродом симистора. Это приводит к экономии отдельного входа синхронизации тока с заданной серией сопротивлений.

Синхронизация напряжения с компенсацией сетевого напряжения

Детектор напряжения синхронизирует опорное линейное изменение с напряжением сети. В то же время зависящий от сети входной ток на выводе 15 формируется и выпрямляется внутри. Этот ток активирует автоматическое повторное включение и в то же время доступен на выводе 5. При соблюдении подходящих значений можно получить указанный эффект компенсации. Автоматическая перезагрузка и компенсация сетевого напряжения не активируются до того как |V15 — 10| не превысит 8 В. Сопротивление Rsync. определяет ширину импульса при пересечении нуля, ток синхронизации и, следовательно, ток компенсации сетевого напряжения питания.

Рисунок 4. Подавление компенсации сетевого напряжения и автоматического повторного запуска

Рисунок 4. Подавление компенсации сетевого напряжения и автоматического повторного запуска

Если компенсация сетевого напряжения и автоматическое повторное включение не требуются, обе функции могут быть отключены путем ограничения |V15 — 10| ≤ 7 В, см. рисунок 4.

Компенсация тока нагрузки

Схема непрерывно измеряет ток нагрузки как падение напряжения на сопротивлении R6. Отслеживание и использование обеих полуволн приводит к быстрой реакции на изменение тока нагрузки. Из-за падения напряжения на сопротивлении R6 существует разница между обоими входными токами на контактах 1 и 2. Эта разница контролирует внутренний источник тока, положительные значения тока которого доступны на выводах 5 и 6. Выходной ток, генерируемый на выводе 5, содержит разницу между отслеживаемым током нагрузки и компенсацией напряжения сети, см. рисунок 2.

Читайте также:  Расходомер с регулятором расхода

Эффективное управляющее напряжение на выводе 4 представляет собой конечный ток на выводе 5 вместе с желаемым значением сети. Увеличение сетевого напряжения вызывает увеличение угла управления, увеличение тока нагрузки приводит к уменьшению угла управления. Это позволяет избежать снижения оборотов при увеличения нагрузки, а также увеличения оборотов при повышении напряжения сети.

Ограничение тока нагрузки

Общий выходной ток нагрузки доступен на выводе 6. Он дает падение напряжения на R11. Когда потенциал тока нагрузки достигает примерно 70% от порогового значения (VT70), то есть около 4,35 В на выводе 6, он переключает компаратор высокой нагрузки и размыкает переключатель между контактами 11 и 12. Используя светодиод между этими контактами (11 и 12) может быть реализована индикация высокой нагрузки.

Если напряжение на выводе 6 увеличивается примерно до 6,2 В (= VT100), оно переключит компаратор перегрузки. Последующее поведение задается наличием или отсутствием перемычек на выводе 9 (режим работы).

Выбор режима:

В этом режиме работы контакт 13 переключается на -VS (контакт 11) и контакт 6 на GND (контакт 10) после того, как V6 достигает порога VT100. Конденсатор плавного пуска закорачивается, а угол управления переключается на αmax. Это положение сохраняется до тех пор, пока напряжение питания не отключится. При повторном включении питания двигатель можно снова запустить с функцией плавного пуска. Поскольку состояние перегрузки переключает контакт 13 на контакт 11, можно использовать меньший угол управления, αmax, путем подключения дополнительного сопротивления между контактами 13 и 14.

b) Автоматический запуск (контакт 9 – отключен), см. рисунок 12. Схема работает так, как описано выше (αmax (V9 = 0)), за исключением того, что контакт 6 не подключен к GND. Если значение V6 уменьшается до 25% от порогового значения (VT25), схема снова активируется с плавным пуском.

с) Imax (V9 = V8), см. рисунок 14. Когда V6 достигает предельного значения максимальной перегрузки (т. е. V6 = VT100), контакт 13 переключается на контакт 8 (VRef) через сопротивление R (= 2 кОм) без разрядки конденсатора плавного пуска на контакте 7. При таком режиме работы возможно прямое регулирование тока нагрузки (Imax). Рекомендуемая схема представлена на рисунке 19.

Абсолютные максимальные значения

Напряжения, выходящие за пределы, перечисленные в разделе «Абсолютные максимальные значения», могут нанести существенный ущерб устройству. Это только номинальные значения напряжения, и функциональная работа устройства в этих или любых других условиях, помимо тех, которые указаны в рабочих разделах данной технической документации, не подразумевается. В условиях воздействия абсолютными максимальными значениями на длительные периоды может повлиять на надежность устройства.

Контрольная точка контакт 10, если не указано иное

Источник

Регулятор оборотов с обратной связью для коллекторных двигателей переменного тока

0

Большинство мировых производителей профессиональных угловых шлифовальных машинок (болгарок) таких как Bosch, Metabo, Makita, DeWalt и других используют два типа регуляторов оборотов с обратной связью.

С помощью таходатчика

На конце якоря мотора установлен кольцевой магнит с прорезью или срезом, а на плате регулятора установлена ка­тушка индуктивности или датчик Холла. Такой регулятор обес­печивает максимально точную стабилизацию оборотов дви­гателя при изменении нагрузки.

На основе измерения падения напряжения на электро­двигателе

В этом случае измеряется падение напряжения на дви­гателе, и схема управления изменяет длительность открытия силового ключа. Такой регулятор, если он правильно наст­роен, обеспечивает также хорошую стабилизацию оборотов двигателя при изменении нагрузки.

Все промышленные регуляторы, собранные на микро­контроллерах, полностью залитые эпоксидной смолой и в ито­ге они не пригодны для ремонта, а цена за новый регулятор достаточно большая, и составляет примерно 20-30% от сто­имости самого электроинструмента.

В поиске специализированных микросхем для решения данной задачи мне приглянулись регуляторы Phase Control фирмы Atmel. Например, простой вариант регулятора на ми­кросхеме U2008B. Рассмотрим схему регулятора на ИМС U2008B приведенную на рис.1. В данном регуляторе можно использовать обратную связь по току или режим плавного пуска, однако в нём нет защиты от перегрузки. Если исполь­зовать плавный пуск тогда нужны только элементы С1, R4 и перемычку Х1 не ставим, а если нужна обратную связь — тог­да все наоборот.

Рис. 1

Так как ИMC U2008B не может одновременно работать в режиме плавного пуска и обратной связи, она не подходит для нашей задачи. На рис.2 пока­зана схема регулятора на микросхеме U2010B, у которой есть обратная связь по току, защи­та от перегрузки и плавный старт одновре­менно. Светодиод D2 индицирует перегрузку электродвигателя. Переключатель SA1 «Mode» обеспечивает возможность выбора действий при перегрузке на двигателе в трех режимах: Положение А — индикация перегрузки и по­следующий сброс на минимальные обороты. Для восстановления рабочих оборотов, необходимо выключить инструмент.

Рис. 2

Положение В — индикация перегрузки, по­следующий сброс на минимальные обороты, по­сле снятие нагрузки с инструмента, восста­навливаются установленные обороты, т.е. про­исходит авто старт.

Положение С — только индикация перегруз­ки, без остановки двигателя и защиты.

Читайте также:  5 контактное реле регулятор схема подключения

Подбором ёмкости конденсатора СЗ от 1 до 10 мкФ можно изменять длительность и плав­ность пуска двигателя.

Настройка регулятора.

В техническом описании к ИМС U2010B в схеме подключения обозначено только падение напряжение на R6 в 250 мВ и не указано, ка­ким именно должен быть этот резистор.

Рассчитать сопротивление R6 можно исходя из мощнос­ти двигателя по формуле:

где:
UR6 — напряжение на R6 (250 мВ),
Рдвиг — мощность двигателя,
UПИТ — напряжение питания сети.

Например, для двигателя мощностью 750 Вт рассчитыва­ем: R6= 0,25/(750/220) = 0,07 Ом.

Номиналы резисторов R6 и R11, в зависимости от мощ­ности электродвигателя, приведены в таблице.

R11 Мощность, Вт R6*, Ом Нихром, D 1 мм Нихром, D 0,8 мм R11*, кОм
250 0,22 30 19 180-270
300 0,18 27 17 180-220
550 0,1 25 16 180
700 0,08 20 14 160
850 0,07 17 11 150
1000 0,055 15 10 100-120
1200 0,047 13 9 90-110
1500 0,04 12 8 80-100
1800 0,03 10 7 70-100
2000 0,028 8 6 65-90
2200 0,025 7 5 65-90

Главное правильно подбирать резистор R6 под мощность двигателя. Выше представленная формула правильная, но на практике может потребоваться некоторая коррекция по по­ведению двигателя под нагрузкой. Если резистор великоват, то двигатель довольно резко стартует (т.е. происходит боль­шая компенсация нагрузки, чем надо), а потом отключается, а если резистор будет мал, то не будет обеспечиваться ком­пенсация нагрузки.

В Datasheet к ИМС U2010B ёмкость конденсатора С2 указана 0,01 мкФ, но она рассчитана на 60-герцовую сеть, и при использования ИМС в сети 50 Гц за период выдава­лось несколько импульсов управления. В итоге, обороты эле­ктродвигателя практически не регулировались и двигатель ра­ботал на полную мощность. Для сети с частотой 50 Гц нуж­но ёмкость конденсатора С2 увеличить до 0,015 мкФ.

Первый пуск

Переменный резистор Р1 (регулятор оборотов) нужно установить на минимальные обороты двигателя, по схеме движок потенциометра должен быть повернут в сторону ре­зистора R13. Затем подстроенный резистор R10 (компенса­ция нагрузки) установить в среднее положение, а на место R11 (перегрузка) временно подпаять постоянный резистор сопротивлением 62 кОм. Потом включить регулятор в сеть 220 В / 50 Гц и подстроенным резистором R8 выставить са­мые минимальные обороты двигателя.

Нужно сделать так, чтобы при включении двигатель на­чинал вращаться на минимальных оборотах. Если настроить устройство так, чтобы совсем не было напряжения на элек­тродвигателе, то тогда становится слишком нелинейная за­висимость управления резистором Р1 — при его повороте сначала двигатель не крутится, а потом резко стартует без плавного пуска.

Далее нужно подключить вольтметр с диапазоном изме­рения 300 В к выводам двигателя, включить двигатель и на средних оборотах, зажимая вал или привод двигателя через тряпку рукой, выставить такое положение резистора R10, что­бы обороты электродвигателя не менялись при изменении нагрузки на его валу. Одновременно с этим нужно смотреть на вольтметр, подключенный к двигателю. При увеличении нагрузки на валу электродвигателя регулятор прибавляет напряжение, и двигатель крутится с одинаковыми оборота­ми, независимо от нагрузки.

И вот в последнюю очередь настраивается резистор R11 (перегрузка). Постоянный резистор номиналом 62 кОм вы­паиваем и вместо него ставим подстроенный или перемен­ный резистор номиналом 220 кОм. На оборотах двигателя чуть больше минимальных, сильно зажимая вал или привод двигателя, стараемся почти заклинить вал двигателя, и по степенно изменяем величину резистора R11, пока не начнет срабатывать защита, и не станет светиться VD2. Затем из­мерьте сопротивление переменного резистора тестером и за­паяйте в устройство соответствующий резистор. В таблице указано приблизительные значения сопротивления R11,

Детали регулятора

Купить микросхемы U2008B, U2010B можно через сайт AliExpress (www.ru.aliexpress.com) в Китае с бесплатной до­ставкой на Украину, а далее посылка бесплатно отправляется через «Укрпочту» в любое почтовое отделение на тер­ритории Украины. Доставка на Украину производится на про­тяжении 25-40 дней. Например, цена 1 шт. микросхемы U2010B зависит от корпуса исполнения, примерно 0,9 USD в корпусе S016 и 1,2 USD в корпусе DIP16, а симистора ВТА24-800 — 0,4 USD.

Печатная плата устройства изготовлена из односторонне­го фольгированного стеклотекстолита толщиной 1 мм.

Симистор VS1 лучше использовать с изолированной пло­щадкой под радиатор серии ВТА, например BTA12-800, BTA16-800, BTA24-800, или применить другие. При мощнос­ти двигателя до 400 Вт, VS1 можно не устанавливать на ра­диатор. Все SMD детали типоразмера 1206, их можно запа­ять обычным паяльником с тонким жалом.

Подстроенные резисторы — типа СП3-19а или другой ма­логабаритный. Переменный резистор Р1 любой на 47-50 кОм, можно малогабаритные СП4-1, СП3-9. Резистор R1 мощностью не менее 2 Вт, например, типа MЛT-2 или др. Резистор R6 изготовлен из нихромовой проволоки диаметром 0,7 — 1 мм. Автор использовал нихромовый провод из старого блока сопротивлений для зажигания автомобилей ГАЗ с маркировкой 1402.3729. Все электролитические конденса­торы на напряжение не менее 50 В. Диод D1 — типа 1N4007 или КД208, также можно использовать диод в SMD исполне­нии. Светодиод D2 любой малогабаритний диаметром 3-5 мм красного света. Переключатель SA1 любой малогабаритный 3-х позиционный. Если нужен только один режим перегруз­ки, тогда вместо него можно установить перемычку.

Литература:

  1. Бирюков С. Автомат плавного пуска коллекторных эле­ктродвигателей. // Радио. — 1997. — №7. — С.40-42.

Печатная плата для схемы показанной на рисунке 2:

Автор: Валентин Шипляк, г. Ужгород

Источник