Меню

Социальный регулятор изменений это



§ 1. Социальные регуляторы

Право является не единственным регулятором об­щественных отношений, потому что не может охватить все сферы жизнедеятельности общества. Поэтому неза­висимо от уровня и количества правовых норм наряду с правовым регулированием в любом обществе присутст­вует масса иных социальных регуляторов, имеющих большую значимость для целенаправленного развития общества.

Правовые нормы, с одной стороны, являются раз­новидностью социальных норм, с другой — социальные регуляторы часто становятся основой для появления правовых норм, например, на основе обычаев часто по­являются нормы права. Право регулирует значимые для государства общественные отношения и зачастую не ох­ватывает сферы, которые являются значимыми для об­щества в целом.

Все социальные регуляторы в научной литературе принято объединять одним понятием «социальная норма». Социальные

нормы призваны регулировать наиболее типичные для общества ситуации.

Многообразие социальных норм объясняется много­образием общественных отношений и жизненных обстоя­тельств, поэтому в процессе жизнедеятельности общество вырабатывает стандарты и правила поведения индивида, которые отвечают общественным интересам.

Необходимость социального регулирования возник­ла на ранних этапах развития общества, еще до появле­ния государства. Социальные нормы являются основ­ным средством регуляции общественных отношений. «Ведь в любом обществе существует необходимость подчинения поведения людей определенным прави­лам. » [6] .

Основным назначением социальных норм было обеспечение устойчивого стабильного развития, которое должно было отвечать потребностям общества. Для об­щества действие социальных норм имеет большую зна­чимость. Как отмечает В.И. Нижечек, «невозможно осу­ществлять никакую целенаправленную деятельность без социальных норм и их регулирующего влияния на обще­ственные отношения в интересах каких-либо поставлен­ных задач, . без социальных норм невозможно обеспе­чить организацию и регулирование любых процессов, протекающих во всех сферах общественной жизни» [7] .

В результате анализа В.И. Нижечек пришел к выво­ду, что социальная норма — родовое понятие и в этом смысле оно представляет собой определенную научную абстракцию. В реальной действительности социальная норма всегда предстает перед нами в качестве нормы данного конкретного вида — правовой, нравственной. [8]

Социальные нормы всегда отвечают целям и интере­сам общественного развития. Социальные нормы можно рассматривать с разных сторон. С одной стороны, соци­альные нормы относятся к основным регуляторам пове­дения человека, с другой стороны они являются критери­ем оценки поведения в обществе. Социальные нормы так­же можно рассматривать как показатель уровня развития общественных отношений, так как они отражают потребно­сти общества, уровень культуры, нравственности и т.д.

Таким образом, в социальных нормах очень ярко про­являются два основных направления — регулятивное и оценочное. Регулятивное направление проявляется в спо­собности упорядочения общественных отношений, а оце­ночное — в создании общественного мнения и воспита­тельном воздействии на общество. Регулятивные качества обеспечивают упорядочение общественных отношений, а оценочные способствуют созданию устойчивого развития (так как направлены на формирование отношения индиви­да к ценностям общества).

В научной литературе можно выделить различные подходы к определению функций социальных норм. Так, М.И. Бобнева в качестве функции социальных норм рас­сматривает социальный контроль, под которым она пони­мает «форму управления социальными процессами и по­ведением членов общества» [9] .

Н.И. Сидоренко выделяет ценностно-ориентирующую, отражательную, информационную, коммуникативную и другие функции [11] . Указанные функции, по сути, раскрыва­ют основные направления воздействия социальных норм на общественные отношения.

В научной литературе социальные нормы часто рас­сматриваются как результат исторического развития. Так, С.П. Цепаев под социальными нормами понимает «сло­жившиеся в социально-исторической практике и выражен­ные в институционально-системной форме объективные регуляторы деятельности и общественных отношений, от­ражающие их особенности и взаимную связь» [12] . С данным утверждением можно согласиться только частично, так как далеко не все социальные нормы становятся результатом исторической практики. Отдельные регуляторы могут воз­никнуть до появления соответствующей практики, т.е. по­явление норм может предшествовать ожидаемым отноше­ниям. Эта особенность характерна не только для ряда пра­вовых норм, но и, например, для некоторых обычаев, дей­ствующих в международном праве. Некоторые авторы в понятии «социальная норма» указывают на возможность двух способов их появления. Одни социальные нормы складываются исторически, другие устанавливаются соз­нательно [13] . Под «историческим» складыванием норм может пониматься только длительный процесс появления какого- либо правила.

В.Д. Плахов полагает, что в основе всех нормопроцес- сов лежит особого рода человеческая деятельность по ор­ганизации общественных отношений. Он рассматривает социальные нормы в субстанциональном (субъективно присвоенная организация общественных отношений) и функциональном (средство субъективного овладения об­щественной организацией) аспектах.

На практике социальная норма может сложиться за относительно небольшое время, так как для социальных норм характерны две особенности. С одной стороны, со­циальные регуляторы носят обязательный и консерватив­ный характер, поэтому социальные нормы достаточно ус­тойчивы к изменениям. С другой стороны, социальные нормы соответствуют общественному развитию, а следо­вательно, они должны изменяться, иначе социальная норма устареет и ее применение потеряет всякий смысл.

Гибкость социальных норм позволяет им всегда соот­ветствовать общественным интересам. Поэтому далеко не все социальные нормы стали результатом длительного процесса. Социальная норма может появиться практиче­ски одновременно с изменением общественных отноше­ний, так как для общественных отношений характерно це­ленаправленное непрерывное социальное регулирование. Социальные нормы очень гибко реагируют на все измене­ния, что позволяет обеспечить непрерывность воздейст­вия на общественные отношения. Появление любой соци­альной нормы вызвано общественной необходимостью. Новые социальные нормы появляются на основе сущест­вующих в данном обществе принципов (моральных, рели­гиозных и т.д.). В отличие от социальных норм, социаль­ные принципы практически не изменяются, так как они но­сят обобщенный характер и отражают «вечные» ценности общества (такие, как уважение к старшим, помощь близко­му и т.д.). Социальные нормы всегда конкретны, что дела­ет их гибкость необходимостью.

Читайте также:  Ремонт регулятора пылесоса samsung

В литературе нет однозначного подхода к понятию «социальная норма».

Анализ социальных норм позволяет дать характери­стику отношениям в обществе. В.С. Нерсесянц под соци­альными нормами понимает «повторяющиеся и устойчи­вые общественные связи, возникающие в процессе дея­тельности людей по обмену материальными и духовными благами и выражающие потребность социальных систем в саморегуляции» [18] . Некоторые авторы связывают социаль­ные нормы с материальным развитием общества [19] , указы­вают сознательно-волевой характер [20] , рассматривают как критерий оценки поведения людей и средство контроля со стороны всего общества [21] , как отражение потребностей общественной жизни [22] и т.д.

По нашему мнению, социальные нормы — это регуляторы общего характера, выработанные в ходе общественного развития и содержащие конкретные правила поведения.

1. Общий характер предписаний (т.е. социальные нор­мы распространяются на типичные ситуации).

2. Обязательный характер для участников отношений (выполнение правила поведения может обеспечиваться порицанием или осуждением со стороны общества, а также принудительной силой государства).

3. Способность регулировать общественное поведе­ние (т.е. воздействовать на общественные отношения с целью их стабилизации и обеспечения целенаправленно­сти).

4. Наличие одобрения со стороны общества (боль­шинство членов общества поддерживает предписания со­циальных норм, так как они учитывают интересы большей части населения).

5. Наличие конкретного «предписания» поведения (со­циальная норма всегда содержит четкое правило, по­скольку отсутствие четкости предписания или различное понимание социальной нормы не может гарантировать стабильное развитие общества).

6. Соответствие уровню развития и потребностям об­щества.

Основное назначение социальных норм — это упоря­дочение общественных отношений. Очень точно назначе­ние социальных норм охарактеризовал Л. Дюги. По его мнению, «социальная норма не может создать настоящих прав ни в пользу индивида, ни в пользу общества, она только создает всякому индивиду известное положение в обществе, тесно ограниченное положением других, и при­нуждает его к известному активному или пассивному обра­зу действий» [23] .

Таким образом, социальные нормы призваны созда­вать поведенческие рамки для членов общества, которые не позволяют перейти к хаотичным отношениям. Социаль­ные нормы определяют границы должного и возможного поведения индивида. Данные рамки поведения являются выражением требований общества к поведению человека. Действие неправовых социальных регуляторов не зависит от воли государства, они появляются и исчезают в зави­симости от потребностей общества. Способность оказы­вать регулирующее воздействие зависит от наличия обще­ственной потребности в таком воздействии. Следователь­но, социальные регуляторы не только регулируют обще­ственные отношения, но и являются отражением общест­ва.

Социальные нормы очень разнообразны по характеру предписаний, сфере действия и т.д. В научной литературе нет единого подхода к классификации видов социальных норм. К их числу, как правило, относят: правовые нормы, нормы морали, нормы традиций, нормы обычаев и ритуа­лы, нормы общественных организаций, религиозные нор­мы, политические нормы и иные регуляторы. Такой пере­чень социальных норм поддерживают далеко не все авто­ры. Так, С.И. Вильнянский критикует авторов, которые

включают обычаи в число социальных норм , так как по­лагает, что обычай не является социальной нормой. На наш взгляд, к социальным нормам не относятся традиции и мораль. Традиции и мораль необходимо рассматривать не как нормы, а как основу или своеобразный фундамент для формирования и функционирования социальных норм. В научной литературе можно выделить несколько подходов к понятию «традиция», которое рассматривается как:

1. Социальная норма, обладающая трансцендентным

регулятивным воздействием на общественные отношения и поведение людей 23 .

2. Как специфическая форма отражения и закрепления

общественных отношений в сознании и поведении лю- — 26

3. Как проявление повторяемости общественных от­ношений на одном уровне сложности и как повторяемость

общественных отношений на различных уровнях сложно-

И.В. Суханов, сопоставляя обычаи и традиции, прихо­дит к выводу, что диапазон выбора поступка человеком в рамках традиции неизмеримо шире, чем в рамках обычая. Обычай формирует простые привычки, которые имеют ха­рактер автоматизма. Традиции формируют сложные при­вычки, которыми является направленность поведения. И.В. Суханов под простой привычкой понимает пассивную форму приспособления к социальной среде, а под слож­ной — активную форму приспособления к требованиям жизни, которая ориентирует поведения человека [24] [25] [26] [27] [28] .

Авторы единодушно сходится в том, что традиции ха­рактеризуются повторяемостью, устойчивостью. Эти чер­ты являются характерными и для социальных норм. Нали-

чиє повторяемости и устойчивости не является основани­ем для включения традиций в число социальных норм.

По нашему мнению, понятие традиция можно рассмат­ривать в широком и узком смыслах. В широком смысле под традицией следует понимать тенденции (или закономерности) в социальной сфере. В узком понимании традиция — это совокуп­ность принципов взаимоотношений в обществе, которые являются основой для формирования социальных норм. Традиции носят обобщенный характер, нормы же всегда конкретны. По­этому на основе традиции может появится большое коли­чество социальных норм, которые будут детализировать должное поведение. Традиции в отличие от социальных норм более консервативны и устойчивы. Одна традиция может стать основой для появления нескольких «поколе­ний» социальных норм. Традиции очень прочно отража­ются в сознании и воспринимаются индивидом как импе­ративные правила, поэтому иногда традиции могут высту­пать в качестве самостоятельного социального регулято­ра.

Читайте также:  Схема подключения регулятора давления воздуха камаз

В понятие «мораль» авторы также вкладывают раз­личный смысл и употребляют в следующих значениях:

1. Синоним нравственности [29] .

2. Совокупность нравственных норм и принципов [30] .

3. Форма общественного сознания [31] .

4. Форма социального контроля, имеющая специфиче­ское содержание, форму, способы и методы осуществле­ния требований общественной дисциплины [32] .

Мы считаем, что мораль — это совокупность нравственных ценностей общества. Моральные нормы выступают в качест­ве принципов как для формирования традиций, так и для формирования социальных норм. Мораль формирует об­щественное мнение.

Традиции и мораль имеют общие с социальными нор­мами признаки:

1. Стабильность и устойчивость.

2. Способность регулировать общественные отноше­ния.

3. Наличие одобрения со стороны общества.

При этом традиции и мораль не содержат конкрет­ных предписаний, а устанавливают только «поведенче­ские рамки», которые выступают основой для появления и действия социальных норм. При отсутствии социаль­ной нормы человек руководствуется моральными прин­ципами. Таким образом, можно отметить, что, хотя тра­диции и мораль не являются нормами, они относятся к числу социальных регуляторов.

Понятие «социальный регулятор» шире понятия «социальная норма». Социальные регуляторы включают как социальные нормы, так и принципы, ценности обще­ства, способные оказывать воздействие на обществен­ное развитие. Мораль и традиции являются регулятором, так как создают систему принципов и общие границы по­ведения. В научных работах часто встречается понятие «групповая» или «общественная» мораль [33] . Через эти по­нятия авторы раскрывают оценочный характер морали.

К социальным регуляторам также относится рели­гия. Социальные нормы содержат конкретные предписа­ния для участников отношений. Моральные устои могут служить основой и для правового регулирования. Но­вые социальные нормы появляются на основе традиций и морали.

Таким образом, можно выделить двойственный харак­тер традиций и морали. С одной стороны, они не являются социальными нормами, с другой — могут воздействовать на общественные отношения. На основе всего вышеска­занного можно сделать вывод, что традиция и мораль от­носятся к числу социальных регуляторов.

Источник

Регуляторы общественных отношений

Регуля́торы обще́ственных отноше́ний — совокупность определённых норм, упорядочивающих поведение людей или состояние иных объектов регулирования в различных сферах жизнедеятельности.

В любом обществе существует множество самых различных правил поведения, складывается и действует целая система регуляторов общественных отношений. Ещё в первобытном обществе действовали свои регуляторы —- система мононорм (ритуал, миф, обычай), регулировавших значимые для жизни родовой общины наиболее важные общественные отношения [1] .

Существующие в современном обществе регуляторы подразделяются на две большие группы: социальные и технические.

К техническим регуляторам относятся технические нормы. Техническая норма — правила эксплуатации технических средств и механизмов, регулирующие отношения между человеком и внешним миром (природой или техникой), которые не имеют социального содержания (Строительные нормы и правила, ГОСТы, Правила дорожного движения, Инструкции по эксплуатации бытовых приборов).

Социа́льное регули́рование — воздействие на поведение людей, общественные отношения с целью придания им определённого направления в развитии. Социальное регулирование следует отличать от технического, биологического и тому подобного регулирования, поскольку оно, в отличие от названных, воздействует только на отношения между людьми.

Социальное регулирование в целом принято делить на нормативное и казуальное. Нормативное регулирование воздействует на индивидуально-неопределённый круг лиц (то есть на всех людей), а казуальное — воздействует на конкретного человека или поимённо определённую группу лиц.

Социальное регулирование осуществляется посредством специальных приёмов, которые принято называть социальные регуляторы.

Содержание

Социальные регуляторы

Социальная норма

Социальная норма — правило поведения, направленное на регулирование общественных отношений, в той или иной степени подкреплённые мерами социального воздействия. Человек живёт в социуме, поэтому неизбежно вступает в общественные отношения (отношения с людьми и организациями), которые урегулированы социальными нормами.

Признаки социальной нормы

  1. Общий характер, который заключается в следующем:
    1. адресовано индивидуально-неопределённому кругу лиц (одновременно всем людям);
    2. регулирует наиболее типичные устойчивые общественные отношения;
    3. рассчитано на неоднократное применение;
    4. существует длительный заранее неопределённый период времени.
  2. Регулирует только общественные отношения, то есть отношения между людьми.
  3. Подкреплена мерами общественного воздействия, чтобы побудить людей её исполнить.

Индивидуальный акт

Индивидуальный акт — указание совершить определённые действия или воздержаться от каких-либо действий, адресованное индивидуально-определённому лицу (конкретный человек или определённая группа лиц).

Стихийные регуляторы

В литературе также выделяются Стихийные регуляторы [2] [3] — это какие-либо объективные природные явления, а также процессы, в той или иной степени воздействующие на общественные отношения.

Виды социальных норм

Право

Право — система общеобязательных, формально-определённых, гарантированных государством правил поведения, регулирующих общественные отношения.

Обычай

Обычай — правило поведения, складывающееся в течение длительного времени на основе опыта жизнедеятельности относительно большой группы лиц, которое исполняется добровольно в силу привычки.

Читайте также:  Схема электронного реле регулятор 6 вольт

Мораль

Мораль — правила поведения, основанные на представлениях о добре и зле, хорошем и плохом, существующие в общественном сознании и подреплённые мерами общественного осуждения (общественным мнением). Мораль бывает следующих видов:

  • Личная мораль — представление о должном поведении отдельно взятого человека, внутреннее убеждение, которое он не нарушает.
  • Общественная мораль (нравственность) — общепринятые представления о должном поведении в конкретном обществе.

Религиозные нормы

Религиозные нормы — правила поведения, основанные на вере в сверхъестественные существа и подкреплённые обещанием благополучия или наказания в потусторонней жизни.

Корпоративные нормы

Корпоративные нормы — правила поведения, закреплённые в соответствующем документе (устав, правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, Кодекс корпоративного поведения, кодекс чести и др.), вырабатываемые относительно небольшой группой лиц (корпорацией, членами различных общественных организаций, трудовых коллективов, учебных заведений, предпринимательских союзов, клубов и т. д.) и обязательные для исполнения в рамках этой группы под угрозой корпоративного принуждения в виде предупреждения, выражающего недовольство поведением члена (участника) организации, так и исключения из организации.

Иные социальные нормы

Наряду с перечисленными социальными нормами, в теории выделяются также эстетические нормы, под которыми понимаются правила (критерии, оценки) красоты и прекрасного в их противопоставлении безобразному [4] . Клод Леви-Стросс выделял культурные нормы, рассматривая их как совокупность ценностей, ритуалов, обычаев, связанных друг с другом взаимными функциональными связями и влияющих на поведение человека [5] .

Источник

Социальные регуляторы

date image2014-02-02
views image10277

facebook icon vkontakte icon twitter icon odnoklasniki icon

Социальное регулирование: понятие, цели, структура.

Общество позволяет достичь определённой упорядоченности, стабильности, согласованности в жизни людей (т.е. порядка) при помощи социального регулирования.

Порядок в обществе – необходимое условие его нор­мальной жизнедеятельности. Это урегулированность, стабильность, слаженность, согласованность обществен­ных отношений, определенная гармония во взаимодействии людей. Но общество всегда будет характеризоваться внутренней противоречивостью, т.к. люди не одинаковы, каждый человек имеет свои собственные интересы, систему ценностей, собственное мнение по различным вопросам. Поэтому порядок в обществе характеризуется не отсутствием конфликтов, а наличием специальных процедур их разрешения, позволяющих обществу существовать и развиваться.

Таким образом, в обществе создаются нормы, правила, определяющие:

1. требуемое, т.е. должное или возможное поведение людей. Определяются границы допустимого поведения людей.

2. порядок реализации установленных прав и обязанностей. Недостаточно только наделить правами и обязанностями. Нужно обеспечить возможность их фактической реализации.

3. порядок мирного, цивилизованного, во-первых, разрешения споров и конфликтов, во-вторых, возмещения причинённого вреда, в-третьих, привлечения к ответственности

Общественный порядок есть следствие урегулированности, упорядоченности социальных отношений.

Регулировать (в социально жизни) – значит определять, каким должно быть поведение людей, чтобы общество могло существовать и развиваться как единая система.

Существование и развитие социального регулирования, его место и значение в обществе характеризуются рядом закономерностей.

Во-первых, каждое исторически конкретное общество объективно требует своей меры социального регулирования. Если объём и интенсивность регулирования меньше требуемой меры, то неизбежны стихийность, неорганизованность, подрывающие общественный порядок. Наоборот, излишняя, т. е. сверх меры, регламентация ведёт к заорганизованности, к ограничению инициативы и саморегулирования. Эта мера зависит от уровня зрелости общества, наличия и остроты в нём противо­речий, от степени развития общественного сознания и культуры, прочности сложившихся традиций и т.д.

Во-вторых, по мере развития социума в общественном регулировании изменяется соотношение социального и психобиологического (природного) факторов человеческого поведения. Роль социального фактора постепенно возрастает.

В-третьих, с усложнением социальной жизни её регулятивные механизмы количественно и качественно изменяются, появляется целая система регулятивных норм.

Социальное регулирование – это воздействие на поведения людей путём установления для него определённых рамок с помощью норм, правил в целях обеспечения порядка в обществе.

Целью социального регулирования является обеспечение порядка в обществе, упорядочение общественных отношений, разрешение споров и конфликтов. Социальное регулирование определяет направления дальнейшего развития, формирования общественных отношений.

Различают два основных вида социального регулирования (которые составляют его структуру):

Индивидуальное регулирование – это упорядочение поведения людей при помощи разовых персональных индивидуальных решений, относящихся к отдель­ным случаям, к конкретным лицам. Используется такой социальный регулятор как «акты индивидуального регулирования».

Нормативное регулирование – упорядочение поведе­ния людей при помощи общих правил поведения, которые распространяются на неопределённый круг лиц (на всех, на любого, на каждого). Используется такой социальный регулятор как «социальные нормы».

Оба эти вида неразрывно связаны между собой. Посредством общих правил достигается единый порядок в обществе. А индивидуальное регулирование позволяет конкретизировать отношения между чётко персонально определёнными субъектами с учётом их интересов.

Индивидуальное регулирование изначально лежит в основе развития общественных отношений, так как до создания общего правила люди, вступая в новые общественные отношения, вырабатывают компромиссные индивидуальные решения, на основе обобщения и анализа которых создаётся общая норма. И уже после сформирования общей нормы члены общества получают ориентир для выстраивания общественных отношений. В процессе реализации созданных норм выявляются недостатки в регулировании и общие нормы корректируются.

Источник