Меню

Социальными регуляторами поведения древних людей выступали



Социальные регуляторы первобытных обществ

Социальные регуляторы первобытных обществ

На ранних этапах развития человеческое общество выработало социальные регуляторы, которые были необходимы для удовлетворения потребностей человека и вырабатывались в процессе совместной жизнедеятельности. Первые социальные регуляторы человеческого общества были неразвитыми и отвечали всего на один вопрос «можно ли».

Одним из первых социальных регуляторов стал табу – запрет на совершение каких-либо негативных с точки зрения общества действий.

Другим регулятором общественных отношений был тотем – мифологическая связь рода с каким-либо животным. Также одним из социальных регуляторов был миф.

Важнейшим социальным регулятором первобытной эпохи являлся обычай – сложившиеся исторически универсальное правило поведения.

Признаки (общие черты) социальных регуляторов первобытной эпохи:

1. Тесная взаимосвязь с природными факторами.

2. Общий, универсальный и неоднократный характер социальных регуляторов.

3. Все первобытные социальные нормы являлись мононормами, т.е. одновременно регулировали все стороны общественной жизни.

4. Социальные регуляторы первобытной эпохи были весьма эффективны, так как поддерживались авторитетом отдельных людей и механизмом коллективного принуждения.

С усложнением общественных отношений претерпевала изменение и система социальных регуляторов. Так, постепенно мононормы распадаются на моральные, религиозные и организационные нормы. В настоящее время мы можем говорить о существовании многих видов социальных регуляторов от правовых регуляторов до корпоративных регуляторов.

Социальное управление в первобытном обществе

Социальный институт управления возникает в человеческом обществе с того момента, как общество стало распадаться на социальные страты и слои, именно в этот момент появилась необходимость в создании органов, которые бы обеспечивали исполнение социальных предписаний.

Первая форма организации человеческого общества – община.

Для общины характерно кровное родство между всем членами, коллективный труд, отсутствие частной собственности. Институтом управления общины был совет старейший, который избирался из числа наиболее авторитетных представителей рода для выполнения определенный, возложенных на него обществом функций.

В процессе общественного развития претерпевал изменения и процесс социального управления, наряду с иной формой организации политической власти (межплеменные союзы) появляются постоянные органы управления и слой людей, которые занимались только лишь управлением.

Источник

Вопрос 17. Социальные регуляторы в условиях первобытного общества.

Особенностью социальных норм в догосударственный период являлось то, что они, по сути дела, в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени.

Громадное значение в этом отношении имели такие социальные нормы, как культовые ритуалы и обряды. Они произвели поистине революционные изменения в нервно-психической деятельности человека и позволили ему по сравнению с животным буквально прыгнуть на новую ступень развития.

Известно, что правила поведения в первобытном обществе носили синкретический (лат. synkretismos — соединение) характер. Эти правила в научной литературе получили наименование «мононормы», поскольку они не могут быть дифференцированы и классифицированы как нормы религии, морали, обычного права. По своему характеру — это правила, выражающие устойчивые привычки, убеждающие своей целесообразностью. Они концентрировали стихийно складывающиеся представления о полезном и вредном для рода или племени и в конечном счете были связаны со становлением общественного труда. Целью таких норм было поддержание и сохранение кровнородственной семьи.

Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали определенные способы добывания пищи и сохраняли брачно-семейные отношения. Мононормы выступали и нормами организации социальной жизни, и нормами первобытной морали и ритуалами и т.п.

Для мононорм характерным было то, что они никогда не давали преимуществ одному члену рода перед другим, т.е. закрепляли «первобытное равенство». Но суть этого равенства состояла в поглощении человека сообществом, в жесточайшей регламентации всей его деятельности, в консервативности и застойности форм, закрепляющих существующие связи и отношения. Эта т.н. нормативная избыточность, свойственна обществам с относительно бедной культурой, для которых важнейшей задачей является поддержание равновесия и общественного спокойствия.

Социальные нормы, существовавшие в первобытном обществе:

1) регулировали отношения между людьми, что стало отличать их от норм несоциальных — технических, физиологических и других, которые регулировали и регулируют отношения человека к природным, материальным объектам, орудиям труда и т.п. Так, первобытные люди, зная, что ночью в жилище понижается температура, старались поддерживать огонь и в темное время суток.

Читайте также:  Клапан регулятора давления топлива лада калина

2) реализовались главным образом в виде обычаев (т.е. исторически сложившихся правил поведения, вошедших в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени);

3) существовали в поведении и в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения;

4) обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода);

5) имели в качестве ведущего способа регулирования запрет (систему табу) как самый простой и элементарный прием воздействия; права и обязанности как таковые отсутствовали;

6) были продиктованы естественно-природной основой присваивающего общества, в котором и человек являлся частью природы;

7) выражали интересов всех членов рода и племени.

Право как особая система юридических норм и связанных с ними правовых отношений возникает в силу тех же причин и условий, которыми объясняется происхождение государства. Процесс этот имеет исторические параллели.

Виды социальных норм первобытного общества:

1. обычаи — исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку;

2. простейшие нормы морали — правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле;

3. религиозные нормы — правила поведения регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений;

4. мифология — совокупность мифов (рассказов, повествований о богах, героях, демонах, духах и др.), отражавших фантастические представления людей о мире, природе и человеческом бытии;

5. табу — религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и т.п., нарушение которого будто бы неминуемо влечет жестокую кару (болезнь, смерть) со стороны фантастических духов и богов первобытного общества.

Признаки первобытных обычаев:

1. это социальные нормы;

2. сложились в результате многократного повторения и вошли в привычку первобытного общества;

3. обеспечивались мерами общественного воздействия;

4. консервативны по своей природе, поскольку закрепляют то, что складывалось в результате длительной общественной практики.

Поддержка религией и государством обычаев, сложившихся в период становления древних цивилизаций, привела к созданию одного из важнейших источников права древних государств: правового обычая; обычного права.

В правовых обычаях сохранялись остатки обычаев родового строя и одновременно закреплялись нормы патриархального быта сельской общины (с ее неравенством членов), закреплялись кастовые привилегии высших сословий и обязанности низших, нормы купли-продажи земель, имущества, наказания для низших каст и сословий и допускался выкуп или ритуальное действие для высших каст и богатых. Большую роль в становлении правовых ном играли судебные органы, которые защищали прежде всего интересы имущих.

Нормы юридического, санкционированного государством права были необходимы для установления и поддержания единого для всего населения порядка общественных отношений, для обеспечения единого рынка, условий владения и распоряжения собственностью, обмена товарами, для сохранения патриархально-семейного быта в сельской общине, а также для обеспечения единой власти в государстве.

На последнем этапе распада первобытнообщинного строя в эпоху классообразования возникают нормы права. Однако формирование норм права и прав человека явления разновременные. Правовые системы большинства регионов мира формируются в связи с крупными общественными разделениями труда, ростом его производительности, которые создали возможность появления избыточного продукта и сосредоточения общественного богатства в руках уже сформировавшейся привилегированной верхушки, осуществлявшей процесс управления в родовых организациях. Они были основаны преимущественно на методах насилия, принуждения, применявшихся носителями верховной власти по отношению к большинству общества.

Вопрос 18. Семья англо-саксонского (общего права).

История развития права у народов мира выделяет множество национальных систем, однако по сходным юридическим признакам, которые характерны для отдельных правовых систем, национально-правовые системы можно объединить в отдельные группы, которые образуют правовую семью.

В государствах, принадлежащих к англо-саксонской правовой семье, то есть семье общего права, основным источником права является судебный прецедент, то есть судебное решение, которое впоследствии становится нормами при решении аналогичных дел в судах. К государствам с системой общего права относятся США, Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Северная Ирландия и государства, принадлежащие к британскому содружеству.

Читайте также:  Крепление регулятора давления ваз

В основе возникновения и развития данной правовой семьи находится принцип жесткого разделения властей, при котором судебная власть является мощным противовесом центральной власти.

Основной принцип общего права — право должно исходить от того, кто его защищает. Однако, роль законодательного, или статутного права, в странах с данной правовой системой также достаточно высока. Например, сейчас решения Английского парламента имеют большую юридическую силу, чем решения суда.

Прецедентное право отличается тем, что судья при решении конкретного дела в государствах общего права признаёт обстоятельства конкретного дела, которые он в данный момент разрешает, сходными с обстоятельствами аналогичного дела, по которому уже было принято судебное решение. Следовательно, решение суда, принятое ранее по аналогичному делу, становится нормой при решении аналогичных дел. Однако, если судья не находит аналогии в обстоятельствах дел, ранее решённых судом, и обстоятельствах дел, которые решаются в данный момент, то он при отсутствии указаний закона по данному делу может сам принять решение, которое может стать будущей нормой при решении аналогичных дел.

Правовая система США.

Право США несмотря на то что причисляется к англо-саксонской правовой семье имеет ряд особенностей. Это связано с историческим прошлым государства, которое долгое время находилось в колониальной зависимости от Англии и поэтому вынуждено было перенять их правовую систему. Несмотря на это США не смогло перенять все патриархальные устои английского права в новообразованном государстве, но и полостью перейти на германо-романскую правовую систему они тоже не смогли.

Право США отражает федеративный характер данного государства, в связи с этим в США существует 2 вида права — федеральное право и право штатов. Это выражается в том, что Верховный суд страны и верховные суды штатов не связаны ни своими решениями, ни решениями других судов. Суды штатов при этом так же и не связаны решениями судов других штатов. Тем не менее судебный прецедент широко используется при решении дел и оказывает большое влияние на формирование законодательства.

Источники права США:

· Судебный прецедент. Причем суды США осуществляют надзор за соответствием законов Конституции

· Законодательство или статутное право.

· Нормативно – правовые акты органов исполнительной власти. Имеют наибольшее влияние на административное право.

· Обычай. Не играет особой роли, но при этом многие институты политической системы США (партии, конгресс) используют его в своей деятельности.

Источник

Социальные нормы первобытного общества и причины их появления

Во времена первобытных людей, когда никаких законов, конституций и других сводов правил ещё не существовало, людьми управляли инстинкты. Это мало чем отличало древних людей от диких животных. Наши праотцы были полностью подчинены власти инстинктов, передавая их сквозь поколения через гены.

С развитием умственных способностей в процессе эволюции, зависимость от власти инстинктов начинала ослабевать. Их постепенно заменяли социальные нормы. Они зародились ещё на ранних стадиях формирования самого общества. Людям необходимо было совместно решать множество задач, а для этого уже нужны были какие-то общепринятые правила.

Социальные нормы первобытного общества уже не давали права на необдуманные импульсивные действия, не ведущие к серьёзным последствиям. Раньше человек мог, не думая реагировать на все раздражающие факторы окружающего мира. Теперь же, между желаемыми действиями самого человека и окружающим миром появились правила, призванные регулировать поведение каждого человека в обществе. Эти правила и стали называться социальными нормами.

В период первобытного общества сформировалось несколько видов социальных норм. Их все можно разбить по определённым группам.

Разновидности социальных норм в первобытном обществе

Обычаи. В процессе становления общества во взаимоотношениях между людьми установились
определённые правила поведения. Многократно повторяясь в течение многих лет, они сформировали обычаи. Обычаи соответствуют самому правильному поведению человека в различных ситуациях. Их можно рассматривать как общепринятую реакцию человека на различные внешние события. Устоявшиеся обычаи передавались от старых к молодым множество веков.

​ Нормы морали. В процессе развития, люди начинали постепенно вырабатывать такие понятия,
как «добро» и «зло», «хорошо» и «плохо». Это положило основу появлению норм морали. Появились они гораздо позже обычаев. С развитием способности оценивать свои поступки и поступки соплеменников, у людей стало формироваться своё видение того, какие вещи не могут считаться допустимыми в их обществе.

Читайте также:  Oventrop rtl регулятор обратного потока

​ Религиозные нормы. Необразованность первобытных людей и незнание ими причин многих
природных явлений, привело к формированию религиозного мировоззрения. Стали появляться культы различных богов, жертвоприношения. Люди стали убивать животных или даже себе подобных, чтобы задобрить богов.

​ Система табу. Позже, у первобытных людей сформировался определённый свод правил,
нарушение которых могло привести к тяжёлым последствиям. Так появилось табу — сакральное предписание, категорически воспрещавшие делать определённые вещи. Многие историки полагают, что используя табу, вожди древних племён вырабатывали у своих сородичей покорность и послушание их приказам. Появление табу привело к контролю людьми своих инстинктов. Они больше не были полностью в их власти, как животные. Советский этнограф Е.А. Крейнович полагал, что табу имеет социальные корни. Например, у нивхов — народа, населяющего территории России, Японии и Галиции — система табу выражена в борьбе разных групп людей. Основана эта борьба на противоречиях, возникающих между различными поколениями, а также между мужской частью племени и женской. Охотники, жившие в каменном веке, запрещали женщинам и более молодым представителям племени, есть лучшие куски медвежьего мяса, оставляя их для себя. Хотя, добывали пищу как раз более молодые и ловкие охотники, она всё равно доставалась в первую очередь старейшим представителям племени.

​ Зарок. В отличие от табу, когда окружающее общество запрещало человеку делать те или иные
вещи, зарок представлял собой клятву отказа от чего-либо, которую человек давал сам себе. В местах, где допускалась кровная месть, человек мог поклясться, что не вернётся домой, пока убитый родственник не будет отмщён. В общественном строе древних людей зарок являлся чем-то вроде способа показать свою индивидуальность и характер.

​ Заклинание. Различные заклинания были очень распространены среди пещерных людей. С их
помощью человек пытался оказать влияние на другого человека, заставляя его сделать нужные для себя вещи. Или, наоборот, отказаться от каких-то своих намерений. Разновидностью заклинаний являлись проклятия. В этом случае, человек обращался к сверхъестественным силам с призывом наказать или даже убить другого человека.

Человек, живший в первобытном обществе, был окружён множеством предписаний и запретов. Некоторые социальные нормы первобытного общества, пусть и видоизменившись, дожили до сегодняшних дней. А некоторые сейчас выглядят варварством и дикостью.

Причины появления социальных норм

Ещё до возникновения государств, первобытным людям уже нужны были какие-то общие нормы и правила, согласно которым они могли бы объединяться для выполнения тех или иных задач. Люди уже не могли себе позволить действовать, полностью опираясь лишь на инстинкты и не отличаясь этим от животных. Ведь человечество наделено разумом.

Со временем, всё больше и больше пробуждалось в людях чувство коллективизма. Каждый человек должен был не просто брать, но и отдавать что-то окружающим. Для этого нужны были общие регулирующие нормы. Каждое действие человека оценивалось с точки зрения его соответствия тогдашним понятиям о добре и зле, справедливости и чести. Люди постепенно приходили к пониманию, что их собственное благополучие зависит не только от удовлетворения личных желаний, но и от жизни в гармонии со своими соплеменниками. Социальные нормы, сформировавшиеся в те далёкие годы, позволили людям решать такие важные проблемы, как борьба за выживание и обеспечение внутреннего порядка жизни внутри племени.

Социальные нормы первобытного общества основывались на опыте людей. Не имея идеализированных представлений о том, как все должно быть, они могли лишь сравнивать свой опыт, накопленный столетиями, с текущим положением дел. Это приводило их к выводу о том, что делать допускается, а что должно быть под строжайшим запретом.

Ограничивая себя в своих желаниях и подавляя животные инстинкты, люди сдерживали своё негативное влияние на окружающую среду и развитие собственного рода.

Источник