Меню

Самодельный валом отбор мощности



Как сделать ВОМ на самодельный минитрактор: схема, инструкция

Различное прицепное или навесное сельскохозяйственное оборудование оснащается механизмами, требующими подключения к силовому агрегату. Для работы установок используется ВОМ трактора, передающий крутящий момент от силовой установки. Если привод не предусмотрен конструкцией техники, то собственник может сделать узел своими руками.

Тракторный ВОМ

Задача вала отбора мощности

ВОМ или вал отбора мощности, интегрированный в коробку передач, приводит во вращение механизмы навесного или технологического оборудования (например, бороны, косилки или роторные снегоочистители).

Привод со шлицевым наконечником выводится на заднюю стенку картера коробки рядом с точками крепления навески.

На части тракторов устанавливается боковой или передний ВОМ, который соединяется с оборудованием напрямую или через отдельный механизм (например, ременную передачу или гидравлический контур с насосом и исполнительными приспособлениями).

Конструкция и устройство

Классический узел (используется на машинах МТЗ-80 и 82) состоит из 2 осей — ведущей и ведомой, причем шестерни агрегата находятся в постоянном зацеплении. Крутящий момент передается от муфты сцепления, что обеспечивает передачу вращения внешнему оборудованию при нейтральном положении рычага переключения скоростей в коробке передач. Ведомые зубчатые колеса соединяются с осью с помощью зубчатой муфты, которая перемещается по шлицам. Подобная конструкция называется зависимой, при размыкании муфты сцепления хвостовик не вращается.

Конструкция

На части техники встречаются приводы независимого типа, на работоспособность которых не влияет положение ведущего и ведомого дисков сцепления. Иногда используется узел полунезависимой конструкции, передача момента осуществляется только при переключении ступеней в основной коробке скоростей трактора.

Для выбора ступеней ВОМ используется механический или гидравлический привод, позволяющий изменить положение зубчатой муфты.

Механическая конструкция обладает высокой надежностью и не нуждается в регламентном обслуживании.

Основные недостатки привода:

  1. Установка дополнительных элементов усложняет конструкцию трансмиссии и увеличивает вес трактора.
  2. Введение осей с зубчатыми колесами и механизмом переключения увеличивает себестоимость и конечную цену техники.

Принцип действия

Краткое описание алгоритма подключения и работы:

  1. Подсоединить к трактору навесное оборудование.
  2. Подключить хвостовик приводного вала к ответной муфте механизма прицепа, для распределения момента используются оси с карданными шарнирами, цепные или зубчатые передачи (схема зависит от конструктивных особенностей прицепного агрегата).
  3. Выбрать необходимую частоту вращения (в случае использования 2-скоростного привода).
  4. Запустить двигатель и приступить к работе, крутящий момент будет передаваться к навеске, приводя к вращению рабочие органы.

Принцип действия

Стандартом предусмотрены частоты вращения 540 или 1000 об/мин, на которые рассчитывается прицепное сельскохозяйственное оборудование. При ошибочном выборе режима работы навеска функционирует с недостаточной производительностью или работает с перегрузками. В обоих случаях снижается ресурс установки и возрастает нагрузка на двигатель и трансмиссию трактора.

Как настроить вал мощности

Дополнительный редуктор и КПП находятся в едином картере, настройка частоты вращения на МТЗ-80 и 82 осуществляется гаечным ключом. Инструмент надевается на поводок, связанный с вилкой переключения зубчатой муфты. Привод выведен на нижнюю часть кожуха муфты сцепления, предусмотрены 2 крайних положения (соответствуют частотам 540 и 1000 об/мин), по центру находится нейтральная позиция (для отключения привода).

На тракторах МТЗ-410 и 421 для переключения необходимо ослабить затяжку болта, а затем перевести штангу переключения в требуемое положение. Все манипуляции с выбором частоты вращения осуществляются при заглушенном моторе. Если привод не эксплуатируется, то на хвостовик надевается защитный колпак, предотвращающий коррозию на стальных элементах. В конструкции используется дополнительный рычаг, позволяющий задать режим работы вала (зависимый или синхронный).

Читайте также:  Таблица потребляемой мощности электродвигателем

настроить вал мощности

Как собрать самому

Если в хозяйстве используется минитрактор фабричной или самодельной конструкции, то в схему трансмиссии можно ввести дополнительный элемент для привода навесного оборудования. Дополнительный агрегат собирается из деталей, заимствованных у серийных автомобилей, часть элементов проходит механическую обработку. В конструкции предусматривается зубчатая муфта, позволяющая включать и отключать привод.

Схема ВОМ трактора

В состав конструкции входят детали:

  • 2 симметричные опоры из силумина, имеющие посадочные гнезда под установку подшипников и отверстия для крепления;
  • стальная ось со шлицами;
  • зубчатая муфта со звездочкой для цепного привода;
  • карданный шарнир;
  • шарикоподшипники закрытого типа;
  • крепежные детали.

Схема ВОМ трактора

В конструкцию трансмиссии самодельной техники вводится первичное зубчатое колесо, ВОМ устанавливается на опорах под рамой машины. Карданный шарнир используется для вывода привода на заднюю часть трактора. Переключение узла осуществляется вилкой, связанной с рычагом на рабочем месте машиниста. Крутящий момент передается пластинчатой цепью, которую рекомендуется закрыть защитным металлическим кожухом.

Инструкция по сборке

Краткая инструкция по сборке узла:

  1. Изготовить вал в соответствии с разработанной схемой (диаметр оси совпадает с посадочными отверстиями во внутренних кольцах шарикоподшипников).
  2. Разметить и просверлить в раме техники отверстия, к которым будут крепиться опоры привода.
  3. Запрессовать в гнезда шариковые подшипники, для дополнительной фиксации можно использовать пружинные кольца.
  4. Установить на ось шестерню с игольчатым подшипником, допускающим свободное вращение цепного привода при разомкнутой муфте.
  5. Надеть на шлицы подвижную часть муфты.
  6. Закрепить узел под рамой мини-трактора и смонтировать вилку переключения.
  7. Прикрепить тягу управления, которую следует соединить с рукояткой. В конструкции переключателя предусмотреть пружинный фиксатор, удерживающий рычаг в крайних положениях.
  8. Отрегулировать привод переключения.
  9. Смонтировать оси с карданными шарнирами и вывести хвостовик на заднюю часть трактора. Вал смонтировать в самодельном корпусе, оснащенном подшипниками качения, кожух прикрепить к поперечине болтами.
  10. Проверить работоспособность конструкции с различным навесным оборудованием.

Для настройки частоты вращения используются сменные шестерни, число оборотов зависит от режима работы двигателя. Существуют другие схемы привода, например, можно подключить ВОМ к муфте сцепления трактора через отдельный редуктор, при нажатии на педаль крутящий момент не передается. В дополнительной коробке устанавливается переключатель, позволяющий выбрать режим работы привода.

Каковы преимущества и недостатки описанных конструкций и как еще можно обустроить вал отбора мощности на самодельном или фабричном малогабаритном тракторе?

Источник

Как изготовить вал отбора мощности на мототрактор и мотоблок? нояб 08, 12:22 pm

Это очень интересная тема, изучение которой открывает широкие возможности для самостоятельного изготовления изделий. Кроме того, она может стать важным этапом модернизации заводских мототракторов и мотоблоков. Да и вообще, если будет начато производство комплекта для дооснащения тяжелого мотоблока валом отбора мощности, это станет первым шагом к возможности изготовления ряда изделий:

  • Самоходных тележек.
  • Полноприводных кит-наборов.
  • Трехточечных сцепок с переходником на ВОМ.

Обязательно дочитайте текст до конца. Обещаем, что концовка вам понравится.

Как сделать ВОМ и навеску на минитрактор

Первым делом мы посмотрели видео с канала Евгения Пермякова, где он рассказывает о том, как сделать ВОМ и навеску на минитрактор, используя для этого «МТ-5. Серия 9». Автор использовал простейшую конструкцию, привод ВОМ производится напрямую от двигателя через цепную передачу. ВОМ не отключаемый. Этот материал можно смело назвать качественным, ведь автор подробно все объясняет. Поэтому мы посчитали своим долгом упомянуть о такой конструкции.

Читайте также:  Усилитель для авто расчет мощности

2

Коротко о вале отбора мощности для самодельного мини-трактора

Видео о вале отбора мощности, предназначенном для самодельных мини-тракторов мы нашли на канале «Самоделкин Михалыч».

Автор изготовил свой трактор на базе коробки передач ГАЗ-53, она оборудована раздаткой от автомобиля-самосвала ГАЗ 3507. Скорее всего, вы его помните.

Изначально раздатка приводила в действие гидронасос, но Михалыч приспособил ее для привода ВОМ. Реальное решение, так что определенно заслуживает внимания.

3

На канале «Андрей Лямин» можно найти отрывки из видео «Самодельный минитрактор. ВОМ. Устройство». Автор собрал свой мини-трактор на основе узлов автомобиля «Жигули», а для привода ВОМ использовал коробку переключения передач от мотоцикла «Урал». Такое сочетание позволило ему добиться нужной частоты вращения ВОМа и реализовать независимый привод. Как результат, Андрей получил оптимальную частоту вращения вала отбора мощности.

4

На схожую тему есть еще одно достойное видео — «ВОМ от гидромотора на мини-тракторе». Оно размещено на канале «Сергей Андрущенко». Автор не одинок в своем подходе к изготовлению ВОМ. Как следует из названия, сам Сергей был немногословен, для привода в действие использован гидромотор — это дорогая конструкция, но она имеет право на жизнь. Поэтому, как мы считаем, очень важно было рассказать о таком решении.

5

А теперь — о самоходных тележках

Теперь давайте рассмотрим один из самых главных вопросов. Мы уже рассказывали раньше о самоходных тележках. Тема интересная, но для ее реализации нужно решить несколько технических проблем. И пути решения уже рассматривали. Сделал это автор канала «Цирюльня хромого Йосыпа».

Автор с нуля разработал переходник для установки на мотоблок вала отбора мощности. Непосредственно в самом видео очень подробно рассмотрен процесс изготовления.

Автор даже показывает подробную 3Д-модель переходника, который состоит из стального корпуса из стали, толщиной 10 мм. Детали корпуса изготовлены с помощью лазерной резки — идеально. К корпусу приварены бобышки, в которые вставляются подшипники. Вращение передается через шестерню отбора мощности фрезы. Но мы не будем повторять слова автора. Видео целиком можете найти на вышеупомянутом канале.

Подытожим все вышесказанное

Прочитав и пересмотрев все, можно задумываться об изготовлении всех тех изделий, о которых мы говорили в начале. Автор планирует использовать ВОМ для привода мини-трактора, многие пророчат широкое применение на мототракторах. И мы рассчитываем, что эта идея станет отправной точкой для появления новых полезных и функциональных изделий.

1

На этом — все. Мы почему-то уверены, что владельцам мототракторов теперь есть о чем думать.

Источник

ВОМ (вал отбора мощности) на минитрактор своими руками

ВОМ на минитрактор своими руками

Разнообразие сельскохозяйственных адаптеров на тяжелую и среднемощную тракторную технику просто зашкаливает. Картофелекопалки, грабли-ворошилки, плуги, сеялки, бороны, дождеватели и оборудование для заделки удобрений делают привычный труд фермера более легким и оперативным.

Чтобы вспомогательные навески функционировали согласно своему прямому назначению, необходим вал отбора мощности (ВОМ). О том, как он функционирует, из чего состоит и как его можно изготовить собственноручно мы и поговорим в статье.

Вал отбора мощности: устройство и классификация

Вал отбора мощности на самодельный минитрактор

ВОМ принимает на себя обороты от двигателя внутреннего сгорания и передает их на вспомогательное навесное оборудование, тем самым приводя их в действие.

Читайте также:  Мощность аккумулятора рено сценик

Классификация ВОМ

По локализации на минитракторе бывают:

  • задние (обозначение а по рисунку);
  • боковые (б);
  • передние.

ВОМ на минитрактор самодельный

Вал отбора мощности на самодельный минитрактор как и на любую заводскую модель агротехники, устанавливают сзади. Только тракторы универсально-пропашного цикла имеют боковой и задний вариант компоновки.

В зависимости от характера привода:

  • несинхронные;
  • синхронные.

Несинхронные в свою очередь подразделяются на:

  • зависимые;
  • независимые;
  • промежуточный вариант – наполовину автономные.

Как сделать ВОМ на самодельный минитрактор?

Схема устройства синхронного (а) и зависимого (б) валов приведена на чертеже. Их ведущими рабочими деталями выступают:

  • 1- сцепление;
  • 2 – вал трансмиссии;
  • 4 – промежуточный механизм;
  • 6 – сам ВОМ;
  • 5 и 3 – рычажные органы;
  • 7 и 8 – шестеренки.

ВОМ с несинхронным приводом связан с мотором сцеплением или самим коленвалом. Вращение вала отбора мощности с зависимым приводом запускается через сцепление, но при его остановке – так же прекращает работу.

Независимый привод ВОМа позволяет ему работать независимо от того, включено или выключено сцепление или нет.

В случае с полунезависимым приводом ВОМ будет активен лишь при переключении трансмиссии.

Последней классификацией, на которой стоит остановиться, это особенности управления. Бывает:

  • механическое;
  • гидравлическое управление ВОМом.

Первый чаще всего оснащен зависимым приводом и ступенчатым редуктором.

Как сделать ВОМ?

Гидроуправление сложнее механического. Чтобы схема работала, потребуется более мощный планетарный редуктор. Схема его работы в отключенном и пусковом состоянии приведена на рисунке, где:

  • 1 – пусковой рычаг;
  • 2 – усилие мотора;
  • 3 – винт;
  • 4 – пружинящий элемент;
  • 5 – тормоз;
  • 6 – ведомый вал;
  • 7 – шестеренка;
  • 8 и 11 – водило и его стопор;
  • 9 – привод;
  • 10 – сателлит.

ВОМ на самодельный минитрактор: делаем у себя дома

Для того, чтобы воплотить эту инженерную мечту в жизнь, можно воспользоваться одним из предложенных чертежей.

ВОМ на самодельном минитракторе

ВОМ на самодельном минитракторе - чертеж

Согласно нижней схеме, в конструктиве будущего ВОМа выделяется несколько базовых элементов:

  • рама передняя;
  • ведущая звездочка;
  • ведомая звездочка;
  • дополнительный вал отбора;
  • подшипник в количестве 2 ед. – лучше взять уже готовые, снятые со старой сельхозтехники;
  • тормоз.

Сборка будет выглядеть так, как показано на установочной схеме ко второму чертежу.

Как сделать ВОМ своими руками?

Как сделать ВОМ универсальным?

Для того, чтобы придать этому рабочему узлу универсальность и создать все условия для агрегации навесок в любой части трактора, его конструкция должна претерпеть некоторые изменения. Заднюю траверсу минитрактора можно оборудовать валом отбора мощности заднего типа, куда присоединить элементы коробки передач.

ВОМ с боковой установкой требует агрегации металлической конструкции, куда внедряют детали трансмиссии. Совмещение с карданными валами будет производиться через шлицованные валики, которые должны свободно находиться в конструкции. После сборки должен получиться примерно такой механизм, как на рисунке.

ВОМ с боковой установкой

Изготавливая подобные самоделки, не стоит забывать, что есть уже готовые заводские варианты исполнения ВОМа.

Минитрактор с ВОМ

Сборка с применением уже готовых деталей в значительной степени упростит работу. Единственным недостатком в этом случае будет цена.

Минитрактора с валом отбора мощности можно поставить в один ряд с дорогими тяжелыми тракторами. При том, что они стоят в разы дешевле, функционально они ничем не отличаются от своих производственных аналогов.

Минитрактора с ВОМом можно эксплуатировать круглый год: летом – собрать урожай, осенью – использовать для сбора листьев и остатков травы, зимой – очистить двор от снега или перевезти тяжелые грузы.

Источник