Меню

Реле регулятор для тепловоза



Реле регулятор для тепловоза

РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОР РРТ-32 ТЕПЛОВОЗА ТГМ1

Технические данные

Напряжение включения реле, В. 25—27

Обратный ток выключения реле, А. 2—8

Напряжение, поддерживаемое регуляторами при частоте вращения якоря генератора 2700 об/мин и токе 37 А, В . . . . 27—29

Изменение напряжения от частоты вращения якоря генератора

в пределах 2700-—200 об/мин, В, не более. 0,5

Ограничители тока ограничивают максимальный ток генератора, А . 43—53

Колебание стрелки амперметра (класса не ниже 1,5) при нагрузке генератора на батарею при 2000—3000 об/мин, А, не

Отдельные толчки тока, А, не более. ±5

Масса реле-регулятора, кг. 9,0

Реле-регулятор РРТ-32 предназначен для совместной работы зарядного генератора параллельно аккумуляторной батарее тепловоза при различной частоте вращения вала дизеля.

Реле-регулятор (рис. 97) — это автоматически действующее устройство, состоящее из одного реле обратного тока, двух регуляторов (ограничителей) тока и двух регуляторов напряжения. Реле-регулятор служит для:

а) автоматического включения и отключения генератора от общей сети, чем достигается возможность работы генератора параллельно с аккумуляторной батареей;

б) ограничения максимального тока генератора;

в) поддержания напряжения генератора в заданных пределах при изменении частоты вращения вала дизеля, которым генератор приводится во вращение.

Колебания тока при работе генератора на зарядку аккумуляторной батареи не должны превышать 5А. Допускаются отдельные толчки тока (в каждую сторону) не более 10 А.

Нормальный зарядный ток должен быть от 5 до 35 А в зависимости от степени разряжен-ности аккумуляторной батареи. При сильно разряженной аккумуляторной батарее ток зарядки может доходить до 55 А.

Напряжение, поддерживаемое реле-регулятором при полной нагрузке и частоте вращения вала дизеля 1140 об/мин (т. е. при 2000 об/мин генератора), может доходить до 31 В в горячем состоянии реле-регулятора (после 1,5—2 ч непрерывной работы под нагрузкой).

В общую сеть тепловоза аккумуляторная батарея и зарядный генератор включены параллельно. Во время работы дизеля с малой частотой вращения вала (ниже 750 об/мин) напряжение генератора не достигает 24 В, и напряжение аккумуляторной батареи оказывается выше напряжения генератора. При этом ток от аккумуляторной батареи может пройти через генератор, причем величина этого тока из-за малого сопротивления обмотки якоря генератора может быть настолько большой, что обмотка генератора может сгореть. Чтобы этого не случилось, ставят реле-регулятор, реле обратного тока которого отключает цепь генератора от аккумуляторной батареи, когда напряжение генератора ниже напряжения аккумуляторных батарей. Эго же реле автоматически подключает генератор к аккумуляторной батарее, а следовательно, и к сети тепловоза, когда напряжение генератора становится выше напряжения аккумуляторной батареи (при частоте вращения вала дизеля свыше 750 об/мин).

Поскольку напряжение, развиваемое генератором, увеличивается пропорционально частоте вращения вала дизеля, то при изменении этой частоты вращения в рабочем диапазоне от 750 до 1500 об/мин напряжение генератора могло бы изменяться в больших пределах и достигать таких значений, при которых могут выйти из строя все включенные в сеть потребители. Однако благодаря наличию двух регуляторов напряжения в реле-регуляторе автоматически поддерживается напряжение генератора в пределах 27—29 В вне зависимости от изменения частоты вращения вала дизеля. Это достигается за счет автоматического включения или выключения этими реле сопротивлений, включенных в составе реле-регулятора в цепи обмоток возбуждения генератора. Оба реле устроены одинаково, действуют одновременно и включены каждое в одну из параллельных ветвей параллельной обмотки возбуждения генератора. Таким включением регуляторов напряжения достигается уменьшение вдвое силы тока, проходящего через каждый из них, что увеличивает срок их службы.

Устройство и действие двух регуляторов (ограничителей) тока аналогичны регуляторам напряжения, но действуют от изменения тока нагрузки генератора.

Уход за реле-регулятором заключается в систематическом наблюдении за его работой, состоянием крепления проводов к реле-регулятору и в случае необходимости в зачистке контактов реле, а также подрегулировке этих приборов (примерно после 250 ч работы реле-регулятора).

Рис. 97. Схема реле-регулятора РРТ-32:
РР — реле-регулятор; 1 — реле обратного тока; 2 — ограничители тока, 3 — регуляторы напряжения; БА — батарея аккумуляторная; Г — генератор; Ш — параллельная обмотка; С — токовая обмотка; К—компенсирующая обмотка; У— ускоряющая обмотка- В— выравнивающая обмотка; ДС, PC, ВС, УС — резисторы

Регулировку регуляторов напряжения (они расположены в верхнем ряду панели реле-регулятора) после зачистки (или смены) контактов производят по данным паспорта при заклиненных (замкнутых) контактах ограничителей тока и при отключенной аккумуляторной батарее. Контакты регулятора напряжения осторожно зачищают надфилем до удаления с поверхности контактов под-гара, бугорков или язв. Подгоревшие контакты на глубину более 0,5 мм заменяют новыми. Заклинивание контактов ограничителей тока осуществляют при помощи подкладывания деревянных клинышков между сердечником катушки реле и его якорьком так, чтобы контакты реле в процессе регулировки регуляторов напряжения оставались все время в замкнутом положении. Перед настройкой регуляторов напряжения между якорьком и заклепкой (латунным упором) на сердечнике устанавливают зазор 0,6—0,9 мм перемещением подвески подвижного контакта.

Настраивают регулятор напряжения путем изменения натяжения пружины якорька при помощи эксцентрикового приспособления, поворачивая винт с большой головкой (предварительно освободив фиксирующий винт меньшего размера). Регуляторы напряжения настраивают по очереди каждый в отдельности на напряжение 25—27 В (частоту вращения вала дизеля при этом поддерживают постоянной в пределах 1100—1200 об/мин). При этом контакты другого регулятора на время должны быть разомкнуты (или просто отсоединены провода от зажимов Ш1 или Ш2). Разница в величине напряжения, поддерживаемого каждым регулятором в отдельности, не должна быть больше 0,5 В. Для повышения напряжения пружину необходимо натягивать, для снижения — ослаблять.

Проверку регулировки регуляторов напряжения производят испытанием регулятора под нагрузкой. При частоте вращения вала дизеля 1500 об/мин и при силе тока нагрузки 40—50 А напряжение, поддерживаемое регулятором, должно находиться в пределах 27—29 В. При этой проверке контакты ограничителей тока остаются заклиненными, после чего частоту вращения вала дизеля снижают и вынимают клинышки из ограничителей тока, которые регулируют на максимальную силу тока нагрузки 43—53 А при 1540 об/мин вала дизеля (что соответствует 2700 об/мин якоря генератора). Регулирование производят также изменением натяжения возвратных пружин якорьков. Аккумуляторная батарея при регулировании ограничителей тока должна быть отключена, а контакты регуляторов напряжения заклинены. Воздушные зазоры между якорьками и заклепками на сердечниках такие же, как в регуляторах напряжения, и регулируют в том же порядке. Ограничители тока тоже регулируют каждый в отдельности на величину тока 40—50 А (на это время контакты другого ограничителя тока должны быть разомкнуты или поочередно отсоединены провода от зажимов Ш1 и Ш2). Разница в величине тока, ограничиваемого каждым ограничителем в отдельности, не должна быть больше 1,5—2 А.

Перед регулированием реле обратного тока зазор между его якорьком и сердечником устанавливают равным 1,7—2,2 мм (подгибанием ограничителя хода якорька), а зазор между контактами 0,6—1 мм( перемещением угольника с неподвижными контактами). При напряжении 25—27 В реле обратного тока включается, замыкая свои контакты, а при обратном токе от 2 до 8 А должно выключаться, размыкая контакты. Напряжение включения регулируют натяжением пружины реле, после чего проверяют обратный ток, при котором реле обратного тока отключается. Для уменьшения обратного тока неподвижные контакты нужно переместить вверх, а для увеличения — вниз. После этого вновь регулируют зазор между контактами, сердечником и якорем так, чтобы величины этих зазоров не выходили за пределы, указанные выше.

Источник

Реле регулятор для тепловоза

Локомотивные реле

Реле выполняют на тепловозах самые различные функции в цепях управления, защиты, измерительных и т. д. Их можно разделить на реле токовые, напряжения, тепловые и т. д. по назначению: управления, защиты, автоматики, реле-датчики, реле-регуляторы, специальные.

Реле управления. У применяемых в цепях управления тепловозов реле серии Р-45М (рис. 73, а) все элементы, кроме панелей и катушек, взаимозаменяемы. Реле состоит из магнитной системы клапанного типа, контактов пальцевого 7 и мостикового 8, установленных на панели Л К магнитной системе реле относится ярмо 2, сердечник с катушкой 3 и подвижной якорь 4.

Читайте также:  Схема тиристор регулятор мощный

Реле управления:а типа Р-45М; б — типа ТРПУ-1;1 — панель; 2 — ярмо; .3 —катушка; 4 — якорь; 5 — пружина; 6 — болт регулировочный; 7 —пальцевый контакт; 8— мостиковый контакт; 9 — пластмассовый корпус; 10 — кожух; 11 — подвижная пластина замыкающего контакта; 12 — подвижная пластина размыкающего контакта; 13 — неподвижные пластины контактов; 14 — траверса; 15 — угольник; 16 — якорь; 17— катушка; 18 — сердечник; 19 — скоба; 20 — винт; 21 — пружина

На базе реле Р-45 изготовляется реле заземления Р-45-Г2, которое отличается от других типов реле данной серии тем, что имеет токовую катушку вместо катушки напряжения и механическую за щелку, удерживающую якорь во включенном состоянии. Ток срабатывания реле заземления регулируется величиной затяжки пружины 5.

Реле управления ТРПУ-1 изготовлено на базе универсальной серии реле РПУ-1. Оно состоит из скобы (магнитопро-вода) 19, катушки 17 с сердечником 18, якоря 16, замыкающих и размыкающих контактов. При прохождении тока по катушке якорь притягивается к сердечнику и через траверсу 14 происходит замыкание или размыкание контактов. После снятия напряжения пружина 21 устанавливает якорь в исходное положение, при этом замыкающие контакты размыкаются. Ход якоря ограничивается угольником 15.

Дифференциальное реле РД-3010 автоматически управляет контакторами ослабления возбуждения тяговых электродвигателей в зависимости от тока и напряжения на зажимах тягового генератора или выпрямительной установки. Магнитная система реле состоит из ярма 2, выполненного в виде скобы, сердечников 4,7 и якоря 5, поворачивающегося вокруг оси 9, установленной настойке 19. Якорь при обесточенных катушках пружиной 23 прижимается к упорному винту контактодержателя 21. На нижней полкеярма установлена катушка напряжения 3, на верхней — токовая 8.На токовую катушку подается сигнал, пропорциональный току тягового генератора, а на катушку напряжения—сигнал, пропорциональный напряжению тягового генератора. Реле имеет один замыкающий контакт с двойным разрывом, подвижные контакты 15 установлены на якоре, неподвижные 14 — на изоляционной колодке13. Контактная система закрыта прозрачным кожухом 12. Реле срабатывает под воздействием электромагнитного усилия, создаваемого катушкой напряжения, которому противодействует усилие токовой катушки и пружины. Соответственно при уменьшении тока в катушке напряжения и увеличении тока в токовой катушке доопределенных значений якорь 5 отпадает, и контакты размыкаются. Реле ограничения тока устанавливается на маневровых тепловозах ТЭМ2, ТЭМ1, ТЭ10 и служит для ограничения тока тягового генератора. На изоляционной панели 7 установлено электромагнитное реле с высоким коэффициентом возврата и резистор

18 с двумя ступенями. Реле имеет две катушки: напряжения 4 и токовую 5, надетые на сердечник. Катушка напряжения крепится непосредственно к панели. Токовая катушка выполнена в виде одного витка из медной шины, концы которого припаяны к массивным медным выводам 1, укрепленным на изоляционной планке 2.

Подвижная система реле состоит из облегченного рычага 13 с немагнитной планкой 14 и плунжерного якоря. Реле имеет жесткий двусторонний подвижной контакт. Для облегчения работы контактов применен дугогасительный контур, состоящий из резистора и двух конденсаторов. При наибольшем токе тягового генератора ток в токовой катушке наибольший, и ее усилие, преодолевая усилие пружины 15, поворачивает рычаг вокруг неподвижной оси, размыкая контакты. В зависимости от соотношения токов в катушках реле подвижной контакт занимает одно из пяти возможных положений чем регулируется ток возбуждения. Подробно описание работы реле дано при разборе системы возбуждения тягового генератора тепловоза ТЭМ2.

Реле боксования. Реле боксо-вания предназначены автоматически защищать тяговые электродвигатели тепловоза от разносного боксованияЗ В качестве реле боксования принимают реле типа РК,

Реле ограничения тока ПР-27АЗ:

1 — выводы токовой катушки; 2 — изоляционная планка; 3 — сердечник; 4 — катушка напряжения; 5 — токовая катушка; в — ось; 7 —панель; 8, 10 — неподвижные контакты; 9 — подвижной контакт; 11 — кожух;12 — конденсатор; 13 — рычаг; 14 — немагнитная планка; 15 — пружина; 16 — изоляционная колодка; 17 — контактные зажимы; 18 — резистор

На тепловозах 2ТЭ10Л, 2ТЭ10В, 2ТЭ10М, 2ТЭ116 реле боксования объединены в один блок, который получил название блок боксования. Блок боксования ББ-320А состоит из реле РК-221 и реле РК-231, соединенных, вместе шпильками, пропущенными через панель 3, и закрытых кожухом, который после настройки реле и проверки их работы пломбируется. Реле РК-221 представляет собой электромагнитный аппарат плунжерного типа, выполненный с разомкнутой магнитной системой.

Втягивающий якорь (плунжер) 9 укреплен на поворотном рычаге 6 из немагнитного материала. Контактная система реле имеет один размыкающий и один замыкающий контакты перекидного типа. Высокая чувствительность реле, необходимая для срабатывания в начале боксования, достигается путем облегчения массы, уменьшения трения, тщательной балансировки подвижной системы, а также уменьшения усилия возвратной пружины. Своевременное отпадание якоря реле после прекращения боксования для исключения большого снижения силы тяги тепловоза обеспечивается высоким коэффициентом возврата (отношением тока отключения к. току включения). Коэффициент возврата, равный 0,8—0,85, получен в результате выполнения реле с небольшим воздушным зазором между якорем и сердечником относительно общего воздушного» пути прохождения магнитного потока, благодаря чему при срабатывании реле не происходит существенного увеличения магнитного потока и, следовательно, усилия притяжения якоря. В результате этого для отпадания якоря реле достаточно небольшого уменьшения тока в его катушке

В блоке боксования одно реле включается между зажимами ЯЯ первого и второго тяговых двигателей, второе — между зажимами ЯЯ третьего и четвертого, третье между зажимами ЯЯ пятого и шестого тяговых электродвигателей. При нормальной работе, т. е. когда двигатели не боксуют, разность потенциалов между точками подсоединения реле близка к нулю и по катушке реле практически ток не проходит. При боксовании одной из колесных пар, например первой, частота вращения якоря электродвигателя, соединенного с этой осью, быстро возрастает и вызывает увеличение противо-э. д. с. на зажимах этого электродвигателя. Потенциал точки ЯЯ первого электродвигателя уменьшится, и по катушке РБ1 потечет ток от точки ЯЯ второго электродвигателя к точке ЯЯ первого. Если боксует вторая колесная пара, то ток через катушку РБ1 потечет в обратную сторону, т. е. от зажима ЯЯ первого электродвигателя к зажиму ЯЯ второго. При срабатывании реле РБ своими контактами разрывает цепь питания катушки контактора ВВ или подает сигнал на уменьшение возбуждения тягового генератора.

Блок боксования ББ-320А:1 — реле РК-221; 2 — реле РК-231; 3 — панель; 4 — неподвижный контакт; 5 — замыкающий контакт; 6 — рычаг; 7 — ярмо; 8—регулировочная пружина; 9 — якорь; 10 —втягивающая катушка

Для задержки отключения поездных контактов после снятия возбуждения возбудителя и тягового генератора, для ступенчатого восстановления нагрузки тягового генератора после прекращения боксования, для обеспечения последовательности срабатывания реле переходов применяют электромагнитные реле времени типа РЭВ-800.

Выдержка времени создается за счет наведения э. д. с. самоиндукции в алюминиевых демпфере и основании. Выключение катушки приводит к появлению вихревых потоков в них и задерживает спадание магнитного потока в магнитопроводе. Это приводит к задержке отпадания якоря. Все узлы реле смонтированы на алюминиевом основании 21, имеющем два отверстия для крепления к корпусу аппаратной камеры. Неподвижная часть магнитопро-вода состоит из сердечника / и скобы 6. На сердечник надета катушка 22, на скобу — демпфер 19, выполненный в виде гильзы. На скобе укреплены угольник 18 и пластина 7, образуя опору якоря 5, вокруг которой осуществляется его вращение. На якоре укреплена планка 9, несущая изоляционную пластмассовую колодку 10 с подвижными контактами 11. Пластинки неподвижных контактов 13 закреплены шпильками 12 на изоляционной пластмассовой колодке 14, которая укреплена на основании 21 планкой 15.

Читайте также:  Рено сценик 2 реле регулятор замена

Возврат якоря 5 в отключенное состояние осуществляется пружиной 16, опирающейся на угольник 18. Регулировку выдержки времени пролзводят изменением толщины немагнитной прокладки 2 (грубая) и затяжкой отжимной пружины 3 (плавная) при помощи гайки 4. Контактный узел реле позволяет путем переборки деталей получить любую комбинацию контактов в пределах существующего количества.

Реле времени РЭВ-800:

1 — сердечник’ 2— немагнитная прокладка; 3— отжимная пружина; 4, 8— гайки; 5 — якорь; * —скоба: 7 — пластина: 9, 15 — планки; 10, 14 — изоляционные колодки; 11 — узел подвижного контакта; 12, 17 — шпилька; 13 — пластинки неподвижных контактов; 16 — возвратная пружина, 18 — угольник; 19— демпфер; 20 — болт; 21 — алюминиевое осювание; 22 — катушка

Полупроводниковое реле времени ВЛ-31:

Р1, Р2 — реле; С, С1 — конденсаторы; Д. Д1, Д2 — диоды; ГИ — генератор импульсов; Г — триггер; R , Rl , R 2 — резисторы.

Полупроводниковое реле времени типа ВЛ-31 применяется для управления контактором маслопрокачивающего насоса. Реле имеет один переключающий контакт без выдержки времени, один замыкающий и один размыкающий контакт с выдержкой времени. Конструкция реле обеспечивает визуальный отсчет выдержки времени без снятия оболочки. Выдержка времени отсчитывается с момента подачи напряжения питания. При подаче напряжения на выводы 1-й 2 срабатывает реле PL Триггер Т устанавливается в положение, при котором реле Р2 обесточено. Конденсатор С заряжается через резистор R , начинается отсчет времени.

Когда напряжение на конденсаторе достигает уровня опорного напряжения, снимаемого с делителя на резисторах R 1 и R 2, открывается диод Д, импульсы генератора ГИ проходят на вход триггера Т и устанавливают его в положение, при котором подается напряжение на реле Р2. Реле Р2 срабатывает и переключает выходные контакты. Выдержка времени заканчивается. При снятии напряжения питания реле возвращается в исходное состояние. Выдержка времени регулируется ступенчато путем изменения сопротивления резистора R , который выполнен в виде набора резисторов.

Реле давления масла РДК-3 (рис. 80). Служит для защиты дизеля от пониженного давления масла в системе смазки и охлаждения. Реле состоит из корпуса, в нижней части которого расположен •сильфон 1. Шток 2 сильфона упирается в рычаг 3, один конец которого упирается в кнопку микропереключателя 8, а ко второму крепится пружина 4. Второй конец пружины 4 закреплен на пробке 5, в которую ввернут регулировочный винт 6. При повышении давления масла выше установленного по шкале значения сильфон сжимается, шток 2 лавит на пыб, который, преодолевая усилие пружины 4, поворачивается против часовой стрелки. При этом рычаг освобождает кнопку микровыключателя S , и его контакты замкнутся. При понижении давления шток сильфона опустится вниз, и рычаг 3 под действием пружины 4 повернется по часовой •стрелке, при этом нажмется кнопка микровыключателя, контакты которого разомкнутся. Реле настраивают путем изменения затяжки пружины 4, вращением ходового винта 6. После настройки ходовой винт 6 стопорится пробкой 7. Диапазон настройки реле на срабатывание 0—0,25 МПа.

Кинематическая схема реле давления масла РДК-3:

1 — сильфон; 2 — шток; 3 — рычаг; 4 — пружина; 5, 7 — пробки; 6 — винт ходовой; 8 — микровыключатель

Реле давления воздуха АК-11Б (рис. 81) предназначено для автоматического управления пуском компрессора в зависимости от давления сжатого воздуха в тормозной магистрали. Реле давления воздуха исключает возможность включения нагрузки при недостаточном давлении воздуха в тормозной магистрали. Под действием давления мембрана 10, изготовленная из листовой морозостойкой резины, прогибается и давит на шток 3, который, преодолевая усилие сжатой пружины 2, перемещает рычаг 4. Поворачиваясь вокруг оси, рычаг 4 и пружина 6 перебрасывают планку с подвижным контактом 7 от неподвижного контакта на винт-контакт 5, т. е. произойдет размыкание контактов. При снижении давления воздуха в тормозной магистрали усилием пружины шток возвращается в исходное положение, вновь замыкая контакты. Давление замыкания регулируется винтом /, а давление размыкания — винтом 5, при этом раствор контактов должен быть в пределах 6—12 мм. Перепад давления, т. е. разница давления размыкания и замыкания, составляет 0,15—0,18 МПа.

Комбинированное температурное реле РКД2 предназначено для защиты дизеля от превышения температуры выше допустимой в водяной и масляной системах охлаждения дизеля. Реле изотов-лено на базе двух универсальных чувствительных элементов температуры, которые вмонтированы в корпус (рис. 82).

Термобаллон 12, сильфон 3 и капиллярная трубка / представляют собой герметически замкнутую термосистему, заполненную жидкостью с большим коэффициентом объемного расширения. При повышении температуры в системе охлаждения увеличивается .давление в термосистеме и сильфон 3, растягиваясь и преодолевая •сопротивлеие пружины 5, перемещает толкатель 4, который нажимает на кнопку микровыключателя 8, переключая его контакты.

При снижении температуры в системе охлаждения сильфон под действием пружин сжимается, и толкатель отходит от кнопки микровыключателя, производя обратное переключение контактов.

Реле давления воздуха АК-11Б:

/ — регулировочный винт; 2 — регулировочная пружина; 3 — шток; 4 — рычаг; 5 — винт-контакт; б — пружина; 7 — подвижный контакт; 8— панель; 9— ось рычага; 10 — мембрана

Температурное реле РКД2:

/ — капиллярная трубка; 2— корпус реле; 3 — сильфон; 4 — толкатель; 5 — пружина; 6 — стопорный винт; 7 — штуцер; 8— микровыключатель; 9, 10, И — выводы; 12 — термобаллон; 13 — накидная гайка

Реле уровня воды ДРУ-1 (рис. 83) служит для контроля нижнего уровня воды в расширительном баке системы охлаждения дизеля. Принцип работы реле основан на изменении положения поплавка 2 под воздействием выталкивающей силы воды в расширительном баке. При снижении уровня воды поплавок 2 опускается, и рычаг 16 освобождает кнопку микровыключателя //. Контакты микровыключателя переключаются и замыкают цепь сигнальной лампы, установленной на пульте управления машиниста. При повышении уровня воды поплавок поднимется, и рычаг 16 нажмет на кнопку микровыключателя 11, контакты микровыключателя разомкнутся и разорвут цепь сигнальной лампы. Уровень срабатывания реле регулируют болтом 13, ввернутым в рычаг поплавка. Для настройки необходимо опустить поплавок вниз так, чтобы рычаг 16 уперся в верхний срез кронштейна 15, затем, вворачивая болт 13, добиться переключения контактов микропереключателя, после чего довернуть болт еще на ‘/з оборота и в этом положении болт зафиксировать контргайкой.

Реле уровня воды ДРУ-1:

1 — ограждение; 2 — поплавок; 3 — сильфон; ■4 — водяной бак; 5, 8 — фланцы; 6 — крышка; 7 — кольцо пружинное; 9 — корпус; 10 — стопорный винт; // — микровыключатель; 12 — крышка; 13 — регулировочный болт; 14 — уплотнение; 15 — кронштейн; 16 — рычаг

Источник

Регулятор напряжения

Если регулятор напряжения типа ТРН-1А неисправен, то напряжение вспомогательного генератора будет больше или меньше установленного или оно будет изменяться при изменении частоты вращения коленчатого вала дизеля. Нарушение работы регулятора вызывают заедания подвижной системы, изломы пружин, повреждения контактных соединений между резисторами и контактами, обрыв проволоки резисторов, подгары, оплавления и износ контактов, обрывы провода и межвитковые замыкания в катушках, пробой конденсаторов. У резисторов регулятора могут быть трещины и изломы фарфоровых изоляторов. Шарнир противовеса и опорная призма подвергаются механическому изнашиванию.

Неисправности регулятора напряжения выявляют путем измерения напряжения вспомогательного генератора на всех позициях контроллера машиниста. Если перед проверкой дизель тепловоза не работал, то проверку производят через 15-20 мин после пуска дизеля. Это время необходимо для прогрева катушек регулятора. Исправный регулятор должен поддерживать напряжение вспомогательного генератора равным 75 ± 2 В у тепловоза ТЭМ2 на 0-4, а у тепловозов 2ТЭ10Л и В на 0-6 позициях контроллера и 75 ± 1 В на остальных позициях у всех тепловозов. Контактная планка на всех позициях контроллера должна вибрировать только у двух смежных пар контактов. Вибрация не должна сопровождаться сильным искрением. Искрение свидетельствует о порче искрогасящих конденсаторов регулятора. Механические повреждения деталей, износ и повреждения контактов устанавливают при осмотре регулятора.

Читайте также:  Регулятор печки лифан смайли

Осмотр и проверка регулятора при техническом обслуживании и текущих ремонтах. На ТО-3 и ТР-1 регулятор проверяют нд тепловозе. Снимают с регулятора кожух и осматривают контактную планку и подвижные контакты, все электрические соединения, резисторы, проверяют легкость и свободность хода подвижной системы. Контролируют работу регулятора при работающем дизеле. В случае обнаружения неисправностей регулятор снимают с тепловоза и ремонтируют и регулируют на стенде А253 в электроаппаратном отделении депо.

На ТР-2 регулятор напряжения снимают с тепловоза, очищают от пыли и грязи и проверяют его работу на стенде. При необходимости зачищают подвижные контакты и контактную планку. Не реже одного раза в год вносят в подшипник противовеса одну каплю приборного масла. На ТР-3 регулятор напряжения также снимают с тепловоза, разбирают, выполняют ремонт всех деталей и после сборки регулируют на стенде.

Снятие регулятора с тепловоза и его разборка. От регулятора отключают подходящие к нему провода и отвинчивают крепежные болты. В электроаппаратном отделении с регулятора удаляют кожух и последовательно снимают контакты 4, изоляционные колодки, противовес 9, подвижную систему 5, резисторы, сердечник 7 с наконечником 6 и катушкой 8, корпус и пластинчатые пружины (рис. 59). Узлы регулятора разбирают на отдельные детали. Все детали очищают от пыли и загрязнений и осматривают. Стойки, которыми подвижная система крепится к шайбе, и немагнитный упор с диском должны прочно соединяться с шайбой. При ослаблении этих соединений их переклепывают. Перечисленные детали должны быть установлены без перекосов, диск и шайба-параллельны. Допускается непараллель-ность не более 0,2 мм. У контактной планки и у изоляционных колодок не должно быть трещин и отколов, неисправные детали заменяют. Металлокерамические накладки контактов 4 и контактной планки зачищают личным напильником. Контакты сортируют по парам. У каждой пары толщина металлокерамических накладок должна быть одинаковой. Контакты и контактную планку заменяют, если на контактных поверхностях имеются выжиги материала глубиной б «лее 0,5 мм и общей площадью более 50 % площади контактной поверхности. Отверстия с резьбой при необходимости проверяют метчиками, а шпильки и винты с изношенной и поврежденной резьбой заменяют. Пластинчатые и цилиндрические пружины не должны иметь трещин и изломов. Ось рамки и противовеса при выработке заменяют. Радиальный зазор в этом шарнирном соединении — не более 0,15 мм. Заменяют резисторы типа СР с трещинами или изломами фарфоровых изоляторов, при обрыве проволоки и следах ее перегрева.

Резисторы ПЭ, регулировочные реостаты и искрогасящие конденсаторы заменяют при любых дефектах. Проверяют все паяные соединения. Наконечники с трещинами и черновинами на опорной поверхности перепаивают, многожильные провода с оборванными жилами и одножильные с трещинами заменяют. Катушки регулятора осматривают и при необходимости ремонтируют так же, как катушки электромагнитных контакторов и реле. Призмы и опоры со смятыми или округленными опорными ребрами и поверхностями заменяют.

Сборка, проверка и настройка регулятора напряжения. При сборке регулятора особое внимание уделяют монтажу подвижной системы 5. Подвижные катушки должны располагаться соосно с отверстием корпуса, зазор между наконечником и каркасом подвижных катушек должен быть равномерным и равным 1,45-1,70 мм.

Регулятор напряжения типа ТРН-1А

Рис. 59. Регулятор напряжения типа ТРН-1А:

І — резистор; 2 — регулировочный болт; 3 — контактная планка; 4 — контакты; 5 — подвижная система; б — наконечник; 7 — сердечник; 8 — неподвижная катушка; 9 — противовес

Противовес должен располагаться горизонтально, когда подвижная система 5 находится в среднем положении. Наконечник 6 устанавливают так, чтобы нижняя плоскость внутренней расточки находилась на одном уровне с торцом сердечника. Выступающая над шайбой часть регулировочного болта должна иметь длину не менее 8 мм.

Рабочие поверхности подвижных контактов должны находиться в одной горизонтальной плоскости, когда контактная планка опущена вниз до упора. При движении контактной планки вверх каждая пара подвижных контактов должна одновременно замыкаться с нею, а при движении вниз — одновременно размыкаться. Для проверки последовательности и одновременности размыканий контактов и измерения хода контактной планки между размыканиями смежных пар подвижных контактов на регулятор устанавливают специальное приспособление (рис. 60) с индикатором 2 или микрометром.

Подвижные контакты регулятора отключают от секций резисторов типа СР с помощью зажимов типа „крокодил” и штепсельных разъемов П1 и П2 подключают к контрольным лампам Ш стенда А253 (см. рис. 43). Провод, соединенный с выключателем К2, подключают к контактной планке регулятора. Включают выключатели Р2 и К2 и, вращая винт 3 приспособления (см. рис. 60), опускают контактную планку вниз. Гаснущие контрольные лампы Ш указывают на моменты размыкания подвижных контактов и контактной планки. Индикатором 2 измеряют ход планки между размыканиями смежных пар подвижных контактов, который должен быть равен 0,33±0,05 мм.

Подгибая подвижные контакты, устанавливают нужные величины хода планки и добиваются одновременного размыкания обоих контактов каждой пары с контактной планкой. При этом следят, чтобы подвижные контакты касались металлокерамической накладки контактной планки всей площадью.

Подключают к подвижным контактам провода от секций резисторов СР, плотно затягивают все резьбовые соединения и подключают регулятор к вспомогательному генератору (ВГ) стенда А253 (см. рис. 43), соединяя проводами одноименные зажимы стенда -и регулятора. Зажим 104 на корпусе регулятора перемычкой соединяют с его зажи-

Приспособление для проверки установки контактов

Рис. 60. Приспособление для проверки установки контактов:

I — винт для закрепления индикатора; 2 — индикатор; 3 — регулировочный винт; 4 — задняя шпилька регулятора; 5 — кронштейн мом Я1. Работу регулятора проверяют при частоте вращения вала якоря ВГ 810-1900 об/мин. Частоту вращения измеряют тахометром, соединенным с валом якоря, а регулируют ее путем изменения напряжения, вырабатываемого генератором Г, и тока возбуждения возбудителя В, работающего в режиме двигателя (см. рис. 44). Перед проверкой работы регулятора его катушки должны быть прогреты в течение 15-20 мин. При частоте вращения якоря ВГ 8І0-1200 об/мин регулятор должен поддерживать его напряжение равным 75±2 В, а при частоте вращения-якоря, превышающей 1200 об/мин, напряжение ВГ должно быть равно 75± 1 В.

Напряжение ВГ, поддерживаемое регулятором, регулируют с помощью цилиндрических пружин, реостата „Корректировка напряжения”, а также изменяя положение регулировочного болта и наконечника.

При увеличении растяжки обеих цилиндрических пружин напряжение ВГ увеличивается (и наоборот) в одинаковой степени для любой частоты вращения якоря ВГ. Изменение сопротивления реостата „Корректировка напряжения” влияет на напряжение ВГ при частоте вращения якоря более 1200 об/мин. Поворот оси реостата по часовой стрелке вызывает увеличение напряжения ВГ и наоборот.

При вывертывании регулировочного боЛта напряжение ВГ увеличивается, причем в большей степени на высоких частотах вращения якоря. При ввертывании — уменьшается.

При вывинчивании наконечника напряжение генератора увеличивается. Положение наконечника сильно влияет на напряжение, поддерживаемое регулятором, и обычно его поворачивают не более чем на 1,0-1,5 оборота. Если с помощью резистора обратной связи не удается добиться устойчивой работы регулятора на всех частотах вращения якоря вспомогательного генератора, то заменяют пружину противовеса другой, имеющей меньшую жесткость.

Допуски при ремонте регулятора напряжения. Разница в толщинах металлокерамических накладок у подвижных контактов одной пары допускается не более 0,1 мм. Контактную планку заменяют при толщине металлокерамической накладки менее 0,9 мм. Контактная планка должна быть установлена так, чтобы при опущенной вниз до отказа подвижной системе растворы подвижных контактов были равны приведенным в табл. 5. Номера пар подвижных контактов отсчитываются со стороны резисторов типа СР.

Нажатие контактов указано для верхнего положения подвижной системы.

Прилегание подвижных контактов к накладке контактной планки проверяют по краске. Площадь прилегания контактов должна быть равна не менее 50 % площади металлокерамической накладки подвижного контакта.

Монтаж и проверка регулятора на тепловозе. При установке на тепловозе отремонтированного регулятора плотно затягивают крепежные болты. В соответствии со схемой подключают к регулятору под-

Источник