Меню

Работа с изолирующих съемных вышек под напряжением



Работы под напряжением

Работы под напряжением (рис. 11.6, а, б) ведут с изолирующих рабочих площадок автомотрис и дрезин (работа запрещена до раз­работки безопасных приемов труда) и изолирующих съемных вы­шек (см. п. 12.1). Особенность этих работ заключается в том, что исполнитель работ непосредственно соприкасается с высоким на­пряжением. При выполнении этих работ должна быть исключена возможность прикосновения к заземленным конструкциям.

Перед началом работ осматривают изолирующие части вышек и площадок, исправность всех частей, протирают лестницы и изо­ляторы. Опробуют изоляцию рабочим напряжением непосредствен­но от контактной сети. Для этого после подъема на изолирующую площадку, не касаясь контактной сети и находясь на возможно да­леком расстоянии от нее, крюком шунтирующей штанги прикаса­ется к одному из элементов контактной сети, находящемуся под напряжением (струне, электрическому соединителю или фиксатору), и убеждаются в исправности изолирующих частей.

Не допускается шунтирующей штангой приближаться к изоля­тору на расстояние менее 1 м и касаться провода, находящегося под механической нагрузкой, так как при неисправности изоля­ции вышки возникает электрическая дуга, которая может повре­дить изолятор или вызвать пережог провода.

После проверки изоляции шунтирующие штанги завешивают на провода контактной подвески и оставляют в этом положении на все время производства работ. Завешенная шунтирующая штан­га надежно контролирует состояние изоляции и выравнивает по­тенциал всех частей, к которым одновременно прикасается рабо­тающий. Если происходит передвижение вышки и требуется временно снять шунтирующую штангу, работник, находясь на пло­щадке, не должен прикасаться к проводам и конструкциям.

Рис. 11.6. Работа на контактной сети под напряжением: а — на несущем тросе с использованием 3-метровой лестницы; б — на контактном проводе

На изолирующей площадке автомотрисы и дрезины одновре­менно могут находиться и работать не более трех, а на изолирую­щей съемной вышке — не более двух электромонтеров. Поднима­ются на изолирующие площадки автомотрисы и дрезины поочередно при снятых шунтирующих штангах.

В отличие от работ с рабочих площадок автомотрис и дрезин работы с изолирующей съемной вышки, как правило, выполняют без прекращения движения поездов. Поэтому для своевременного снятия ее с пути бригада должна состоять (в зависимости от мест­ных условий) не менее чем из 4 человек, не считая сигналистов.

Во время работ с вышкой на участках с однониточными рель­совыми цепями ее устанавливают на путь таким образом, чтобы неизолированное от нижней части вышки колесо находилось на тяговом рельсе. При установке съемной вышки на земле нижнюю часть ее присоединяют к тяговому рельсу заземляющим медным проводом того же сечения, что и для шунтирования.

Подниматься на изолирующую съемную вышку могут два элек­тромонтера одновременно с двух сторон при снятых шунтирую­щих штангах.

Передвигают изолирующую съемную вышку, автомотрису или дрезину при нахождении на рабочей площадке электромонтеров только по команде находящегося там же исполнителя работ. Он предупреждает всех работающих на площадке о прекращении ра­боты и, убедившись, что они не касаются проводов, снимает на время передвижения шунтирующие штанги. Передвижение долж­но быть плавным: скорость съемной вышки не более 5 км/ч, а ав­томотрисы и дрезины — не более 10 км/ч.

Работы под напряжением выполняют без приказа энергодис­петчера, но с его разрешения и уведомления о месте и характере намечаемых к выполнению работ, а также об их окончании. Если работы будут выполняться в местах секционирования контактной сети (на изолирующем сопряжении, секционном изоляторе или в резном изоляторе, разделяющем две секции контактной сети), требуется приказ энергодиспетчера. При этом секции должны быть зашунтированы включением секционного разъединителя, а шун­тирующие штанги установлены на провода обеих секций контакт­ной сети. Кроме того, для выравнивания потенциалов по секциями исключения протекания уравнительного тока по монтажным при­способлениям на месте работ не далее одного пролета между опо­рами устанавливают съемную шунтирующую перемычку из мед­ного гибкого провода площадью сечения не менее 50 мм 2 .

Нельзя работать под напряжением под пешеходными мостами путепроводами, бункерами, в тоннелях и на мостах с ездой пони­зу, а также под жесткими поперечинами и в других местах, где рас­стояние до заземленных конструкций или конструкций и прово­дов, находящихся под напряжением других секций, менее 0,8 м.

Не разрешаются работы под напряжением во время грозы, дож­дя, тумана и мокрого снегопада, так как в этих условиях утечка тока через изолирующие части становится опасной. Во избежание случайных захлестываний проводов и опрокидывания съемной вышки нельзя выполнять работы под напряжением при скорости ветра свыше 12 м/с.

При работах с изолирующих вышек запрещено: оставлять на рабочей площадке инструмент и другие предметы, которые могут упасть во время установки или съема вышки; работающим внизу прикасаться непосредственно или через какие-либо предметы к съемной вышке выше заземленного пояса; осуществлять работы, при которых на вершину вышки передаются усилия, вызывающие опасность ее опрокидывания; передвигать съемную вышку по земле при нахождении на ней работников.

Во всех случаях производитель и другие работники строго сле­дят за тем, чтобы во время работы исключалась возможность шун­тирования изолирующей части вышки или изоляторов изолирую­щей площадки автомотрисы и дрезины любыми предметами (штангами, проволокой, фиксатором, лестницей и т. п.). При ра­ботах с изолирующих площадок автомотрис и дрезин ограждение площадок должно быть поднятым.

Если необходимо подняться на несущий трос и другие прово­да, используют деревянную лестницу длиной 3 м с крючками для завески на трос или провод. Для работы на лестнице работник зак­репляется к тросу стропой предохранительного пояса.

В связи с тем что работы с изолирующих съемных вышек выпол­няют без прекращения движения поездов, очень важно правильно ог­радить место работ и своевременно предупредить о подходе поезда.

Место работ ограждают специально выделенные сигналисты 1 (рис. 11.7). Они должны иметь сигнальные принадлежности на слу­чай необходимости остановки поезда (сигнальные флажки, рожок и петарды) и поддерживать связь с производителем работ (види­мую или через радиостанции). Во время работ на главных путях перегонов и станций сигналисты отходят от места работ в обе сто­роны на расстояние тормозного пути, которое зависит от приня­той на участке скорости движения поездов, профиля пути и обра­щающегося подвижного состава. Это расстояние «Б» (см. рис. 11.7) устанавливается начальником дороги и составляет 1000—1700 м.

Читайте также:  Определить сжимающие напряжения от фундамента

В случае приближения поезда сигналист подает сигнал производите­лю работ и следит за съемом вышки с пути. Если же по условиям работы вышка не снята с пути, сигналист принимает меры к остановке поезда.

Когда не обеспечивается видимость между основными сигна­листами и бригадой, между ними выставляют промежуточных сиг­налистов 2, которые повторяют их сигналы.

Так как для прекращения работ и снятия вышки с пути требует­ся некоторое время, основному сигналисту 1 необходимо знать о приближении поезда заблаговременно. Так, при скорости движения 120 км/ч он должен знать о появлении поезда на расстоянии 2 км

Рис. 11.7. Ограждение изолирующей съемной вышки

(расстояние «В»). Для этих целей при необходимости дополнитель­но выставляют сигналиста-оповестителя 3.

Если нарушена связь между производителем работ и основ­ным сигналистом (неисправность радиостанции, прекращение ви­димой связи по условиям проходящего по соседнему пути поезда и другим причинам), бригада прекращает работы и убирает вышку с пути, а сигналист при отсутствии информации о прекращении работ принимает меры к остановке поезда.

На направлениях, где скорости движения пассажирских поез­дов превышают 140 км/ч, вводят дополнительную меру безопас­ности, заключающуюся в прекращении всех работ и снятии выш­ки за 10 мин до прохода скоростного поезда, все работники отходят от пути на расстояние не менее 5 м.

Когда при выполнении работ на контактной сети двухпутных и многопутных участков проходит поезд по соседнему пути, работы должны быть прекращены и все члены бригады должны следить за проходящим поездом, обращая внимание на сигнал основного сиг­налиста. Если по соседнему пути идет пассажирский поезд со скоро­стью более 140 км/ч, работа прекращается, работающие сходят вниз и съемная вышка за 5 мин до прохода этого поезда убирается с пути.

На двухпутных участках при одностороннем движении поез­дов по каждому пути допускается одностороннее ограждение съем­ной вышки. Такое ограждение возможно в светлое время суток, если оба пути открыты для движения поездов и нет скоростного движения. При таком ограждении снятие вышки на соседний путь недопустимо. В этих случаях производитель работ поддерживает связь с энергодиспетчером для выяснения возможной организации движения поездов по неправильному пути.

Съемные вышки для работ на станционных путях ограждают на рас­стоянии не менее 50 м от места работ таким образом, чтобы сигналист мог видеть передвижение подвижного состава по примыкающим съез­дам. Кроме того, о приближении поезда на путь, где производят работу, бригаду оповещает по громкоговорящей связи дежурный по станции или парку, с которым заблаговременно согласовывают место работы.

При работах на контактной сети с изолирующих съемных вы­шек выдают предупреждения локомотивным бригадам об особых условиях следования поезда.

Работа с автомотрис, имеющих заземленные рабочие площадки, вы­полняется только со снятием напряжения и заземлением контактной сети.

Источник

Работа с изолирующих съемных вышек под напряжением

СОГЛАСОВАНА Постановлением Президиума ЦК Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей. Протокол N 12.47 от 14.09.99

УТВЕРЖДЕНА заместителем Министра путей сообщения Российской Федерации А.С.Мишариным от 18 сентября 1999 г.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок организации работ на контактной сети с изолирующих съемных вышек, (далее вышек), обеспечивающий безопасность движения поездов и безопасные условия труда электромонтеров.

1.2. Требования настоящей Инструкции обязательны для работников всех предприятий и организаций федерального железнодорожного транспорта, связанных с организацией и выполнением работ на контактной сети электрифицированных железных дорог.

1.3. Ответственными за обеспечение безопасности движения поездов и техники безопасности при производстве работ на контактной сети с вышки являются по кругу своих обязанностей заместитель руководителя ЭЧ по контактной сети, энергодиспетчер, начальник ЭЧК, старший электромеханик, электромеханик и руководитель работ, назначаемый в соответствии с требованиями правил техники безопасности при эксплуатации контактной сети. Каждый член бригады ЭЧК несет ответственность в объеме порученной ему работы.

Сигналистами могут быть электромонтеры контактной сети с группой по электробезопасности не ниже II, имеющие об этом запись в удостоверении.

1.4. Работы на контактной сети с вышек без перерыва в движении поездов производятся только в светлое время суток.

Для своевременного съема вышки с пути около нее постоянно должны находиться не менее 4 человек, включая работающих на вышке и руководителя работ.

Вышки, применяемые на участках железных дорог, оборудованных автоблокировкой, должны иметь изоляцию трех колес, чтобы не нарушать действия автоблокировки. Не допускается остановка колес вышки на изолирующем рельсовом стыке.

Заземляющее красное колесо вышки во всех случаях должно находиться только на тяговом рельсе.

1.5. Вышка при нахождении ее на пути должна иметь видимые сигналы (днем — красные флаги, ночью — фонари с красным или белым огнями) и ограждаться в соответствии с требованиями пункта 7.10 Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации (ИСИ), утвержденной МПС России 26.04.93. ЦРБ-176.

1.6. Руководитель работ и электромонтеры во время производства работ должны быть одеты в костюмы с сигнальной кокеткой или сигнальные жилеты и защитные каски, сигналисты — в сигнальные жилеты и в отличие от других работников должны иметь головные уборы желтого цвета.

Бригада должна быть снабжена:

ручными флагами (красным и желтым);

петардами (не менее 6 при двухстороннем ограждении и не менее 3 при одностороннем ограждении вышки);

духовыми рожками;

сигнальными фонарями (при производстве работ в темное время суток);

Читайте также:  Ноутбук напряжение блока питания больше всего

переносными радиостанциями (при применении радиосвязи между руководителем работ и сигналистами, ДСП);

переносным прямоугольным щитом красного цвета — «Стой! Запрещается проезжать сигнал» (при необходимости).

Для обеспечения надежной связи с ЭЧЦ и сигналистами руководитель работ должен иметь ключ от перегонной связи и переносную радиостанцию (при применении радиосвязи), переносной телефон (при необходимости).

1.7. Руководитель работ перед выездом к месту работ обязан:

проверить наличие, необходимое количество, исправность сигнальных приборов и принадлежностей, переносных средств связи;

иметь выписку из расписания движения пассажирских и пригородных поездов;

получить непосредственно от ДСП или через ЭЧЦ информацию о фактическом поездном положении и наличии предупреждений на перегоне.

1.8. Все работы на контактной сети с вышек выполняются по приказу или по согласованию с ЭЧЦ с записью в суточной ведомости. Энергодиспетчер обязан вести учет количества бригад, работающих с применением вышек, места работ, времени начала и окончания работ.

1.9. Работа на контактной сети с вышек с закрытием пути для движения поездов производится в следующих случаях:

если контактная сеть создает препятствие для движения поездов;

в темное время суток;

на перегонах и станционных путях, на которых после снятия вышки нет возможности установить ее в пределах габарита приближения строений;

на мостах, в тоннелях и между высокими платформами;

на участках с высокими насыпями и в местах, где прилегающие к земляному полотну кюветы заполнены водой, если отсутствует возможность удержания снятой вышки в габарите приближения строений;

в скальных выемках протяженностью более 50 м;

в негабаритных местах.

Перечень негабаритных мест определяется руководством дистанции электроснабжения, утверждается начальником отделения железной дороги, а при отсутствии отделения железной дороги — главным инженером или заместителем начальника железной дороги по согласованию с техническим (главным техническим) инспектором труда профсоюза на отделениях или на железной дороге.

Порядок закрытия перегона или одного или нескольких путей устанавливается пунктами 8.8-8.10 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных МПС России 26.04.93, ЦРБ-162, (ПТЭ).

1.10. При выполнении работ без закрытия пути для движения поездов в случае внезапного ухудшения метеорологических условий и отсутствия видимости сигналистами бригады и приближающегося поезда на расстояниях, установленных пунктом 5.1 настоящей Инструкции, руководитель работ обязан прекратить работу, немедленно привести контактную сеть в состояние, обеспечивающее пропуск поездов, снять вышку с пути, удалить людей на безопасное расстояние и сообщить об этом ЭЧЦ. Приступать к работе вновь следует после восстановления видимости по согласованию с ЭЧЦ.

1.11. Передвигать вышку на двухпутном участке необходимо навстречу правильному движению поездов с одновременным передвижением сигналистов, ограждающих вышку. При передвижении и выполнении работ без применения радиосвязи должна постоянно обеспечиваться визуальная связь между руководителем работ и сигналистами.

Во всех случаях, когда нарушается связь между бригадой и сигналистом, работа должна быть прекращена, а вышка снята с железнодорожного пути на безопасные расстояния (пункты 7.5, 7.11 настоящей Инструкции).

1.12. После окончания работ вышка должна быть установлена не ближе 4 м от оси ближайшего железнодорожного пути или за опорой контактной сети с полевой стороны и располагаться, как правило, в местах нахождения работников федерального железнодорожного транспорта (у путевых зданий, охраняемых переездов, стрелочных постов и т.д.). Вышка надежно прикрепляется к опоре контактной сети струбциной, либо цепью, запираемой висячим замком в верхней части (на высоте 4-5 м), а также в нижней части (за раму вышки).

Места установки вышек определяются руководством ЭЧ, перечень их должен быть у энергодиспетчера и в ЭЧК.

Запрещается установка вышки для хранения под проводами ВЛ и на расстоянии менее 2 м от них.

2. ОФОРМЛЕНИЕ ЗАЯВОК НА ВЫДАЧУ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЙ

2.1. При работах с вышкой во всех случаях, согласно п.16.31 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, на поезда выдаются письменные предупреждения в порядке, установленном Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации (ИДП), утвержденной МПС России 02.10.93. ЦД-206.

При производстве работ с вышкой на многопутных участках с переносом вышки на соседний путь порядок ограждения должен быть утвержден начальником отделения железной дороги, а при отсутствии отделения железной дороги — главным инженером или заместителем начальника железной дороги.

При производстве работ на многопутных участках с двусторонним ограждением и переносом вышки на соседний путь предупреждения выдаются также и на поезда, следующие по этому соседнему пути.

2.2. Заявки на выдачу предупреждений на поезда ЭЧК подаются письменно, в том числе телеграммой, телефонограммой начальником ЭЧК или по его указанию электромехаником ЭЧК. Эти заявки должны быть направлены в адрес дежурных тех железнодорожных станций (далее станций) выдачи предупреждений, которые установлены начальником железной дороги, а также в адрес дежурных по станциям, ограничивающим перегон, на котором будет действовать предупреждение, ЭЧЦ и поездному диспетчеру. Письменная заявка, поданная на одну из таких станций, должна быть подписана лицом, имеющим на это право, и передана телеграммой или телефонограммой в другие установленные адреса.

На участках с диспетчерской централизацией ЭЧЦ полученную заявку о выдаче предупреждений записывают в Журнал предупреждений поездного диспетчера.

2.3. Письменные заявки, телеграммы (телефонограммы) с заявками на выдачу запланированных предупреждений на поезда должны подаваться с таким расчетом, чтобы дежурными по станциям выдачи предупреждений они были получены не позже чем за 3 ч до начала действия предупреждений, а на направлениях, где поезда следуют без остановки более 3 ч, — не позже времени, установленного начальником железной дороги.

2.4. Заявка на выдачу предупреждений на поезда дается по следующей форме:

Источник

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2020

Работа под напряжением на контактной сети

Работы под напряжением выполняются с изолирующих съемных вышек, и рабочих площадок автомотрис, а также дрезин. Работник, находясь на вышке либо площадке, выполняет работу под напряжением, а также ставит под такой же потенциал что и контактная сеть.

Читайте также:  Защита повышения напряжения генератора

Во время работы на высоте с изолированной съемной вышки. Например, устанавливают под контактную подвеску, при этом ни одним своим элементом вышка не должна прикасаться к частям, находящимся под напряжением. Работник поднимается по одной из лестниц вышки на рабочую площадку, находясь дальше от контактного провода.

Работник должен взять в руки шунтирующую штангу, провод которой присоединен к полу рабочей площадки, работник дотрагивается ее крюком до струны контактной подвески, проверяя изоляцию съемной вышки. Если искрения нет в месте контакта крюка шунтирующей штанги со струной, значит, работник может работать. Работник завешивает шунтирующие штанги на провода, в результате рабочая площадка надежно ставится под потенциал контактной сети.

При одинаковых потенциалах рабочей площадки и контактной сети, находящихся под напряжением, работник может выполнять работу.

Чтобы подняться на рабочую площадку второму работнику, работник, находящийся наверху, снимает шунтирующие штанги с контактной сети, отодвигается от токоведущих частей, находящихся под напряжением, чем исключает всякую возможность случайного прикосновения к ним, и только тогда дает разрешение второму работнику подняться на вышку.

Работники должны соблюдать следующие правила:

– не подниматься на площадку и не спускаться с нее при завешенных на контактную сеть шунтирующих штангах или прикасающихся к контактной сети элементов рабочей площадки;

– не прикасаться к частям контактной сети, находящимся под напряжением, при неустановленных шунтирующих штангах;

– не передавать на рабочую площадку, любым способом материалы и инструменты при завешенных шунтирующих штангах;

– не бросать на пол рабочей площадки проволоку и другие материалы, которые при падении или свисании могут перекрыть изолирующие части рабочей площадки;

– не прикасаться к частям контактной сети, не находящимся под напряжением;

– не работать на расстоянии менее 0,8 м на постоянном токе и 1 м на переменном токе от токоведущих частей.

– не спускаться с рабочей площадки ниже шунтирующего пояса и не подниматься выше заземленного пояса при завешенных шунтирующих штангах;

– находящимся внизу лицам не прикасаться к вышке выше заземленного пояса и не дотрагиваться до упавших шунтирующих штанг и свисающих с рабочей площадки предметов;

– не оставаться на проводах контактной сети при передвижении дрезины и автомотрисы на новое место.

При работах под напряжением в местах секционирования шунтирующие штанги рабочей площадки устанавливают на провода, принадлежащие разным секциям.

Работать под напряжением разрешается в светлое время суток; в исключительных случаях работа допускается и в темное время, но при освещенном месте работ, обеспечивающей видимость изоляторов и проводов контактной сети на расстоянии не менее 50 м.

Работы под напряжением запрещаются в следующих случаях:

– при не соответствующих погодных условиях – во время грозы, дождя, тумана и мокрого снегопада;

– под пешеходными мостами, путепроводами, бункерами, в тоннелях и на мостах с ездой понизу;

– на несущем тросе под консолями, ригелями и сигнальными мостиками, а также под гибкими поперечинами с нижним фиксирующим тросом, не находящимся под напряжением той же секции, на которой работают;

– расстояние от рабочего до заземленных конструкций или токоведущих частей и проводов менее 0,8 м для контактной сети постоянного тока и 1 м для контактной сети переменного тока.

При работах с подвесными лестницами на контактной сети постоянного тока расстояние должно быть не менее 1 м. На контактной сети переменного тока расстояние по воздуху от конца подвесной лестницы при любом ее положении до указанных частей должно быть не менее 1 м, когда не может быть использована полная длина изолирующей части приставной лестницы или съемной вышки.

Работы под напряжением ведутся по наряд-допускам. Во всех случаях, кроме работ в местах секционирования и на изолированных гибких поперечинах, от энергодиспетчера не требуется приказа, разрешающего работы.

В местах секционирования и на изолированных гибких поперечинах работают по приказу энергодиспетчера, обеспечивающего до начала работ электрическое соединение секций, на стыке которых ведут эти работы.

Все работы на контактной сети выполняются в строгом соответствии с Правилами техники безопасности при эксплуатации контактной сети постоянного тока электрифицированных железных дорог и Правилами техники безопасности при эксплуатации контактной сети переменного тока электрифицированных железных дорог, утвержденными Президиумом центрального комитета профсоюза рабочих железнодорожного транспорта и руководством Министерства путей сообщения.

Безопасность персонала, эксплуатирующего контактную сеть, во многом зависит от качества и состояния монтажных и защитных средств. При работах разрешается пользоваться только теми средствами, которые прошли соответствующие испытания, и время очерёдного испытания не истекло. На каждом средстве индивидуальной защиты ставится клеймо поверки, чтобы работник мог убедиться, что средство индивидуальной защиты можно было использовать, и оно не навредит ему.

Список использованных источников.

Анастасиев, П.И. Сооружение и монтаж линий 3-10 кВ / П.И.Анастасиев, Ю.А.Фролов . – Москва: Энергия, 1965. – 48 с. – Текст: непосредственный.

Григорьев, Ю.Е. Ремонт линий электропередачи с изолирующих устройств/ Ю. Е. Григорьев. – Москва: Энергия, 1969. – 56 с. – Текст: непосредственный.

Ктиторов, А.Ф. Практическое руководство по монтажу электрических сетей/ А. Ф. Ктиторов. – Москва: Высшая школа, 1987. –271 с. – Текст: непосредственный.

Павлович, С.Н. Ремонт и обслуживание электрооборудования/ С. Н. Павлович, Б. И. Фигаро. – Минск: Высшая школа, 2009. – 245 с. — Текст: непосредственный.

Тарасов, Е.В. Монтаж, наладка, эксплуатация электрооборудования. Часть I. Воздушные и кабельные линии электропередачи: учебное пособие / Е. В. Тарасов. – Томск: ТПУ, 2010. – 146 с. — Текст: непосредственный.

Источник