Меню

Проверка регулятора напряжения зил 130



Проверка регулятора напряжения зил 130

ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОРА ГЕНЕРАТОРА Г130 АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-130, 131

На автомобиле ЗИЛ-130 применяют генератор Г130, работающий в комплекте с реле-регулятором РР130. На автомобиле ЗИЛ-131 применяют генератор Г51, работающий в комплекте с реле-регулятором РР51.

Перед началом регулировки реле-регулятора необходимо проверить крепление генератора на двигателе и натяжение ремня привода генератора. Затем проверить работу генератора (пустив двигатель стартером) сразу же после пуска, так как генератор в этом случае должен давать большую силу тока, которая по мере заряда аккумуляторной батареи будет уменьшаться.

Если в результате осмотра и проверки генератора обнаружатся неисправности коллектора: износ щеток, высота которых должна быть не менее 17 мм для Г130 и 14 мм для Г51; недостаточное давление пружин на щетки, которое должно быть а пределах 1,2—1,7 кГ для Г130 и 0,6 кГ для Г51, следует сначала устранить эти неисправности, а затем вновь проверить работу генератора.

При регулировке реле-регулятора следует руководствоваться данными технической характеристики при температуре 20° С (табл. 7).

В процессе эксплуатации реле-регулятор работает достаточно надежно и требует лишь периодической проверки электрических параметров и подрегулировки их по мере надобности.

Реле-регулятор следует регулировать только в том случае, когда напряжение включения реле обратного тока или регулируемое напряжение генератора выходят за пределы, указанные в технической характеристике, более чем на 0,5 в (при этом разность между регулируемым напряжением и напряжением включения реле обратного тока должна быть не менее 0,5 в), а сила тока — более чем на 1,0 а.

Источник

Проверка реле напряжения

Калькулятор расчета времени зарядки аккумулятора автомобиля

Онлайн расчет время зарядки АКБ. Калькулятор для подсчета, сколько нужно заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством

Проверка регулятора напряжения генератора бывает необходима в случае когда начали наблюдаться проблемы с аккумулятором. В частности, он стал недозаряжаться или перезаряжаться. При появлении такой неисправности как раз самое время проверить реле регулятора напряжения генератора.

Реле должно отключатся при 14,2-14,5В

В задачу этого несложного прибора входит регулирование значения напряжения электрического тока, которое подается от генератора к аккумуляторной батарее. При его выходе из строя, АКБ или недостаточно заряжается или наоборот перезаряжается, что также опасно, поскольку при этом значительно снижается ресурс аккумулятора.

Согласитесь, что такая перспектива из-за одной небольшой детальки не очень хорошая. Именно поэтому так важно контролировать рабочее состояние регулятора напряжения (также его еще могут называть таблетка или шоколадка). Но чтобы правильно проверить регулятор напряжения необходимо знать его тип и несколько важных особенностей.

Проверка реле напряжения

Типы регуляторов напряжения

Разобравшись с тем, каких типов бывают эти устройства, в чем их особенности и свойства, придет полное понимание проводимых при проверке процедур. Также это даст ответ, по какой схеме, каким способом и как проверять регулятор напряжения генератора.Регуляторы бывают двух типов:

  • совмещенные;
  • отдельные.

Регуляторы напряжения

В первом случае имеется в виду, что корпус регулятора совмещен со щеточным узлом непосредственно в корпусе генератора. Во втором случае регулятор представляет собой отдельный узел, который расположен на корпусе машины, в моторном отсеке, и к нему идут провода от генератора, и от него уже тянутся провода к аккумуляторной батарее.

Особенностью регуляторов является то, что их корпуса неразборные. Они, как правило, залиты герметиком или специальной смолой. Да и ремонтировать их особого смысла нет, поскольку стоит аппарат недорого. Поэтому основная проблема в данном ключе состоит в проверке реле регулятора напряжения генератора. Независимо от типа регулятора признаки напряжения будут одни и те же.

Признаки неисправности

Так, в случае пониженного напряжения аккумуляторная батарея попросту не будет заряжаться. То есть, утром вы не сможете завести машину, возможно даже не засветятся лампы на приборной панели или неприятности возникнут во время движения. Например, тусклые фары в темное время суток, неустойчивая работа электросистемы (проблемы с электроприборами — дворниками, обогревателями, магнитолой и так далее).

В случае повышенного напряжения велика вероятность уменьшения уровня электролита в банках аккумулятора, или его выкипание. Также может появиться белый налет на корпусе АКБ. При перезарядке батарея может вести себя неадекватно.

Признаки, неисправности, ремонт генератора и регулятора напряжения

Кроме этого, еще можно выделить следующие признаки неисправности регулятора напряжения (в отдельных случаях некоторых из них могут как иметь место, так и отсутствовать, все зависит от конкретной ситуации):

  • при включении зажигания на приборной панели не светится контрольная лампочка (хотя это может быть признаком и других неисправностей, например, того, что он перегорела, отпал контакт и так далее);
  • после запуска не гаснет индикатор аккумулятора на приборной панели, то есть, имеют место явные неисправности в зарядке АКБ;
  • яркость свечения фар становится зависима от оборотов двигателя (это можно проверить где-нибудь в безлюдном месте, установив автомобиль напротив стены и погазовать — если при этом свечение будет меняться, то, скорее всего, регулятор напряжения неисправен);
  • машина перестала нормально заводиться с первого раза;
  • постоянно разряжается аккумуляторная батарея;
  • при превышении количества оборотов двигателя свыше 2000 об/мин индикаторы на приборной панели отключаются;
  • динамические характеристики машины падают, особенно это заметно на высоких оборотах двигателя;
  • в некоторых случаях может закипеть аккумуляторная батарея.
Читайте также:  Указатель напряжения описание характеристики

Причины отказа реле-регулятора

Причинами выхода регулятора напряжения из строя могут быть:

  • короткое замыкание в цепи, в том числе межвитковое замыкание обмотки возбуждения;
  • выход из строя выпрямительного моста (пробой диодов);
  • переполюсовка или неправильное подключение к выводам аккумулятора;
  • проникание влаги в корпус регулятора и/или генератора (например, во время мойки машины или езды в сильный дождь);
  • механические повреждения узла;
  • естественный износ узла, в том числе, щеток;
  • плохое качество непосредственно проверяемого аппарата.

Существует ряд несложных методов проверки регулятора вне зависимости от того, съемный ли этот узел или нет.

Простейший способ проверки регулятора напряжения генератора

Самый простой метод проверки регулятора состоит в замере мультиметром напряжения на аккумуляторных клеммах. Однако стоит сразу оговориться, что приведенный далее алгоритм не дает 100% вероятности выхода из строя именно регулятора. Возможно, вышел из строя непосредственно генератор. Но преимущество данного метода заключается в том, что он прост, и не нужно выполнять демонтаж устройства из машины. Итак, алгоритм проверки регулятора напряжения генератора мультиметром таков:

  • Выставить тестер в режим измерения постоянного напряжения на предел около 20 В (зависит от конкретной модели, главное, чтобы он максимально точно показывал значения до 20 В).
  • Запустить двигатель.
  • Измерить напряжение на клеммах аккумулятора в режиме холостого хода (1000. 1500 об/мин). При исправном регуляторе и генераторе значение должно находиться в пределах 13,2. 14 В.
  • Увеличить обороты до значений 2000. 2500 об/мин. В нормальном состоянии электросхемы соответствующее напряжение вырастет до 13,6. 14,2 В.
  • При увеличении оборотов до 3500 об/мин и выше напряжение не должно превышать 14,5 В.

Если в процессе проверки значения напряжения очень отличаются от приведенных, то, скорее всего, у машины неисправен регулятор напряжения. Помните, что напряжение не должно падать ниже 12 В и не должно повышаться более 14,5 В.

Как было указано выше, регулятор может быть отдельный или совмещенный с генератором. В настоящее время практически на всех иномарках, да и на большинстве современных отечественных машин устанавливаются совмещенные реле. Это обусловлено спецификой их работы и экономией места.

Проверка совмещенного реле-регулятора

Проверка регулятора напряжения ВАЗ 2110

Для выполнения соответствующей проверки необходимо собрать схему, приведенную на рисунке. Для этого используются зарядное устройство или блок питания с регулируемой нагрузкой (важно, чтобы с его помощью была возможность регулировать значение напряжение в цепи), лампочку на 12 В (например, от поворотника или фары, мощностью 3. 4 Вт), мультиметр, непосредственно регулятор напряжения (это может быть как от генератора bosch, так и valeo или другой). Используемые для коммутации провода желательно иметь с “крокодилами”.

Проверка регулятора напряжения у генератора 37.3701: 1 — аккумуляторная батарея; 2 — вывод «масса» регулятора напряжения; 3 — регулятор напряжения; 4 – вывод «Ш» регулятора; 5 — вывод «В» регулятора; 6 — контрольная лампа; 7 — вывод «Б» регулятора напряжения.

Если собрать схему, напряжение в которой будет со стандартным значением 12,7 В, то лампочка будет просто светиться. Но если с помощью регулятора напряжения поднять его значение до 14. 14,5 В, то при исправном реле лампочка должна погаснуть. В противном случае регулятор неисправен. То есть, при достижении напряжения в 14. 14,5 В (в зависимости от модели машины и, соответственно, регулятора) и выше лампочка тухнет, а при понижении до такого же уровня вновь загорается.

Проверка регулятора напряжения ВАЗ 2107

Проверка регулятора напряжения на автомобилях ВАЗ 2108/2109

До 1996 года на машине ВАЗ 2107 с генератором марки 37.3701 устанавливался регулятор напряжения старого образца (17.3702). Процедура проверки приводилась выше. После 1996 года использовался более современный генератор марки Г-222 (стоит интегральный регулятор РН Я112В(В1).

Как видите, алгоритм проверки у всех регуляторов практически одинаков. Разница состоит лишь в значениях отсечки, когда срабатывает реле.

Проверка отдельного регулятора

Проверка регулятора напряжения у генератора Г-222: 1 — аккумуляторная батарея; 2 — регулятор напряжения; 3 — контрольная лампа.

Как правило, отдельные регуляторы напряжения устанавливали на старые машины, включая отечественные ВАЗы. Но некоторые производители продолжают так поступать до сих пор. Процесс проверки аналогичен. Для этого нужно иметь блок питания с регулятором значения напряжения, лампочку на 12 В, мультиметр и непосредственно проверяемый регулятор.

Для проверки нужно собрать схему, приведенную на рисунке. Сам же процесс аналогичен приведенному выше. В нормальном состоянии (при напряжении в 12 В) лампочка светится. При увеличении значения напряжения до 14,5 В она тухнет, а при понижении — светится вновь. Если в процессе лампа светится или тухнет при других значениях — значит, регулятор вышел из строя.

Читайте также:  Стабилизатор напряжения 10 квт однофазный гибридный

Проверка реле типа 591.3702-01

реле типа 591.3702-01

Схема проверки реле типа 591.3702-01

Также до сих пор можно встретить регулятор напряжения типа 591.3702-01, который устанавливали еще на заднеприводные ВАЗы (начиная от ВАЗ 2101 и заканчивая ВАЗ 2107), ГАЗ и Москвичи. Аппарат крепится отдельно, и устанавливается на кузове. В целом же проверка аналогична описанному выше, однако отличия состоят в используемых при этом контактах.

В частности, на нем есть два основных контакта — «67» и «15». Первый из них — это минус, а второй — плюс. Соответственно, для проверки необходимо собрать схему, приведенную на рисунке. Принцип проверки остается прежним. В нормальном состоянии, при напряжении в 12 В лампочка светится, а при повышении соответствующего значения до 14,5 В — тухнет. При возвращении значения в исходное значение лампочка загорается вновь.

Классическим регулятором такого типа является аппарат марки РР-380, устанавливаемый на машины ВАЗ 2101 и ВАЗ 2102. Приводим справочные данные, касающиеся этого регулятора.

Регулируемое напряжение при температуре регулятора и окружающей среды (50±3)° С, В:
на первой ступени не более 0,7
на второй ступени 14,2 ± 0,3
Сопротивление между штекером «15» и массой, Ом 17,7 ± 2
Сопротивление между штекером «15» и штекером «67» при разомкнутых контактах, Ом 5,65 ± 0,3
Воздушный зазор между якорем и сердечником, мм 1,4 ± 0,07
Расстояние между контактами второй ступени, мм 0,45 ± 0,1

Проверка трехуровневого реле

Регулируемый источник питания

Регулируемый источник питания

Некоторые автовладельцы устанавливают на свои машины вместо стандартных “шоколадок” трехуровневые реле, которые являются технологически более продвинутыми. Их отличием является наличие трех уровней напряжения, при котором происходит отсечка питания аккумулятора (например, 13,7 В, 14,2 В и 14,7 В). Соответствующий уровень можно выставить вручную, воспользовавшись специальным регулятором.

Такие реле являются более надежными и позволяют гибко регулировать уровень напряжения отсечки. Что касается проверки такого регулятора, то она полностью аналогична описанным выше процедурам. Только при этом не забудьте про значение, которое выставлено на реле, и соответственно, проверяйте его по мультиметру.

Проверка генератора

Существует один метод, с помощью которого можно проверить работоспособность генератора автомобиля, оборудованного реле регулятора 591.3702-01 с элементами диагностики. Он заключается в следующем:

  • отключить провода, которые шли к контактам 67 и 15 регулятора напряжения;
  • подключить к ней лампочку (исключив из схемы регулятор);
  • снять с плюсовой клеммы аккумуляторной батареи провод.

В случае, если в результате этих действий двигатель не заглох — значит, можно утверждать, что генератор автомобиля в порядке. В противном случае — неисправен и нуждается в проверке и замене.

Рекомендации по увеличению срока службы регулятора

Для того чтобы увеличить срок службы регулятора напряжения, необходимо придерживаться нескольких несложных правил, направленных на выполнение профилактических мер. Среди них:

  • не допускайте чрезмерного загрязнения генератора, периодически проводите осмотр его состояния, а при необходимости и демонтаж с чисткой агрегата;
  • проверяйте натяжку ремня генератора, при необходимости подтягивайте его (самостоятельно или в автосервисе);
  • контролируйте состояние обмоток генератора, в частности, не допускайте их потемнения;
  • проверяйте контакт на управляющем проводе реле-регулятора, причем как его качество, так и наличие на нем окисления;
  • выполняйте периодическую проверку напряжения на аккумуляторной батарее автомобиля с запущенным двигателем.

Соблюдение этих простых правил позволят вам увеличить ресурс и срок эксплуатации как генератора, так и регулятора напряжения автомобиля.

Итоги

Проверка реле-регулятора напряжения — дело несложное, и с ней может справиться практически любой автолюбитель, владеющий элементарными навыками ремонтных работ. Главное, иметь для этого соответствующие инструменты — мультиметр, блок питания с регулятором напряжения (хотя можно подключить и к аккумулятору с зарядным устройством), лампу на 12 В и кусочки проводов для монтирования соответствующей схемы.

В случае, если в процессе проверки вы выяснили, что регулятор вышел из строя, то он подлежит обязательной замене (ремонтные работы как правило не производятся). Главное, не ошибиться при его выборе и приобрести ту деталь, которая подходит именно для вашей машины.

Источник

Проверка регулятора напряжения зил 130

ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОРА ГЕНЕРАТОРА Г130 АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-130, 131

Проверка и регулировка реле-регулятора генератора автомобилей ЗИЛ-130, 131

Проверка реле обратного тока. Реле обратного тока проверяют на стенде при подключенной аккумуляторной батарее 2 (см. рис. 21). Для этого между клеммой Б и батареей 2 при помощи дополнительного проводника включают амперметр 4. Вольтметр 6 подключают между клеммами Я и массой. Движок реостата 3 устанавливают на lk величины номинального нагрузочного тока. Затем, постепенно повышая скорость вращения якоря генератора 1 при помощи электродвигателя 7, определяют напряжение, при котором замыкаются контакты реле обратного тока. В момент замыкания контактов происходит скачок стрелки вольтметра 6 в сторону уменьшения напряжения.

Читайте также:  Напряжение кгс н мм

Напряжение, которое в этот момент показывает вольтметр (12,8—13,2 в), и есть напряжение включения реле обратного тока для РР130 и для РР51. Затем, уменьшая скорость вращения якоря генератора, определяют по амперметру 4 величину обратного тока (разрядного), при которой размыкаются контакты и выключается реле.

Величина силы обратного тока должна быть 0,5—6,0 а для РР130 и 0,5—8,0 а для РР51.

Если при увеличении скорости вращения якоря генератора напряжение по показанию вольтметра не увеличивается, а включение реле не происходит (стрелка вольтметра не отклоняется, контакты реле не замыкаются), необходимо сначала проверить и подрегулировать величину напряжения, регулируемого регулятором напряжения, а затем величину напряжения включения реле обратного тока.

Проверка регулятора напряжения. При проверке регулятора напряжения в схему включения приборов вносят следующие изменения: отсоединяют аккумуляторную батарею 2,

вольтметр 6 подключают к клемме Б реле-регулятора. Обороты якоря генератора устанавливают примерно равными 3000 об/мин. Движок реостата устанавливают так, чтобы нагрузка генератора составила 15 а для РР130 и 18 а для РР51. Вольтметр при этом должен показывать фактическую величину регулируемого напряжения: 13,8—14,8 в для РР130 и 13,8 — 15,0 для РР51.

Проверка ограничителя тока. При проверке ограничителя тока пользуются той же схемой соединений, которой пользовались при проверке регулятора напряжения.

Устанавливают скорость вращения якоря генератора, равной 3000—5000 об/мин для Г130 и 3000 об/мин для Г51. Затем, постепенно увеличивая силу тока генератора 1 при помощи реостата 3, наблюдают за стрелкой амперметра 4 с момента начала работы ограничителя тока. Дальнейшее уменьшение сопротивления реостата не будет вызывать увеличения тока, но напряжение будет снижаться.

Максимальное значение, показываемое амперметром, должно соответствовать наибольшей величине тока, отдаваемого генератором.

При напряжении 12,5 в показания амперметра должны быть 26—30 а для РР130 и 33—37 а для РР51.

Реле-регулятор следует регулировать на указанные ниже средние значения:

Напряжение включения реле обратного тока . . . 12,7в

Регулирумое нанряжение (при 3000 об/мин

генератора и величине тока 15а). 14,3в (дляРР51

Максимальный ток -. 28а для РР130 и 35а
для РР51

Перед регулировкой реле-регулятора надо проверить величину зазоров и состояние контактов.

При регулировке реле-регулятора зачищать контакты и регулировать зазоры следует только в том случае, если имеется подгорание контактов или значительный перенос металла с одного контакта на другой. В этих случаях реле-регулятор работает неустойчиво и натяжением пружины не удается привести его в соответствие с указанными выше данными.

Зачищать контакты следует плоским надфилем или стеклянной шкуркой. После зачистки контакты необходимо протереть чистой тряпкой, смоченной спиртом или бензином.

Для правильной работы реле-регулятора зазоры в контактах должны находиться в пределах, указанных в технической характеристике. Если зазоры не соответствуют указанной величине, то следует их отрегулировать.

Зазор в контактах реле обратного тока регулируют подгибанием ограничителя 2 (рис. 22, а).

Зазор между контактами якорька 5 (рис. 22, б) и сердечника 6 реле ограничителя тока и регулятора напряжения регулируют, передвигая переднюю стойку 4 по вертикали при ослабленных винтах 3. После окончания регулировки стойку надо закрепить винтами.

Закончив проверку и регулировку контактов, приступают к регулировке электрических параметров реле-регулятора.

Напряжение включения рале обратного тока, а также напряжение, поддерживаемое регулятором, и силу тока, поддерживаемую ограничителем, регулируют в случае их завышен-ного значения ослаблением, а в случае заниженного значения — натяжением спиральной пружины 1, якорька 5, подгибая хвостовик 7 специальным ключом (рис. 23, а) для реле-регулятора РР130. У реле-регулятора РР51 ослабление или натяжение спиральной пружины выполняют при помощи регулировочной гайки, вращая ее ключом (рис. 23, б).

После регулировки надо дать реле-регулятору охладиться, затем еще раз проверить значения напряжения и силы тока и в случае необходимости повторить регулировку.

Способ регулировки регуляторов напряжения РР51. Перед регулировкой следует убедиться в том, что оба регулятора напряжения работают синхронно. Для этого нужно подключить к их клеммам вольтметр со шкалой с нулем посередине. Если стрелка вольтметра будет находиться на нуле, то регулировки регуляторов напряжения не требуется. Если имеется отклонение стрелки от нуля, то следует их отрегулировать.

Так как в комплекте реле-регулятора РР51 имеются два регулятора напряжения, их следует регулировать раздельно и последовательно, разомкнув контакты одного из регуляторов заклиниванием якорька заточенной спичкой. Способ регулировки натяжения спиральной пружины показан на рис. 23, б. При этом необходимо помнить, что, вращая гайку, надо для

фиксации установить ее так, чтобы выступ кронштейна входил в прорезь гайки.

Закончив раздельную регулировку регулятора напряжения, необходимо проверить величину регулируемого напряжения по способу, указанному выше.

Рис. 22. Приборы реле-регуляторов: а — реле обратного тока; б — регулятор напряжения

Источник