Меню

Правовые регуляторы социально правовых отношений



Общественные отношения, регулируемые правом социального обеспечения

Читайте об изменениях в законодательстве в области социального обеспечения в 2019 году.

Социальное обеспечение — это система общественных отношений, складывающихся между физическими лицами, с одной стороны, государственными органами, органами местного самоуправления и организациями – с другой, по поводу предоставления указанным лицам за счет внебюджетных социальных фондов и бюджетов всех уровней бюджетной системы различных видов обеспечения вследствие наступления жизненных обстоятельств, влекущих за собой утрату или снижение заработка, малообеспеченность или нуждаемость.

Правоотношения по социальному обеспечению – это волевые отношения. Для возникновения такого правоотношения необходимо наряду с другими юридическими фактами и волеизъявление. То есть, необходим волевой акт, дающий начало явлению. Иначе говоря, социально-обеспечительные правоотношения, прежде чем сложиться, проходят через сознание и волю субъектов права. Лишь в отдельных случаях субъект может этого не знать — например, малолетний ребенок или душевнобольной человек.

Социально-обеспечительные правоотношения охраняются государством. Охрана законности и правопорядка означает и охрану социально-обеспечительных правоотношений.

Социально-обеспечительные правоотношения имеют претензионно-обеспечительный характер. Это значит, что когда один субъект — человек – правомочен требовать предоставления полагающегося ему вида социального обеспечения, другой субъект — орган социального обеспечения — обязан его предоставить. Хотя эти правоотношения являются двусторонними и оба субъекта имеют в них и права и обязанности, но право на социальное обеспечение на стороне человека, а обязанности по его предоставлению лежат на органе социального обеспечения.

Социально-обеспечительные правоотношения объединены общей целью. Это означает, что они являются формой выражения и закрепления отношений, распределения части валового внутреннего продукта, расходуемой на удовлетворение жизненных потребностей граждан (престарелых, малоимущих и нетрудоспособных, в содержании и воспитании подрастающего поколения, охране материнства и детства.)

Важно помнить, что в сфере социального обеспечении нет единого правоотношения, в которое может вступить гражданин и в его рамках получать все требуемые блага. В силу видового разнообразия благ по социальному обеспечению, особенностей порядка их предоставления законодатель предложил субъектам множество видовых правоотношений, объединенных общей целью — необходимостью реакции государства и общества на социальные риски, перманентно присущие человеческому обществу.

Классифицировать правоотношения по социальному обеспечению можно по различным основаниям:

Классификация по виду социального обеспечения:

  • в связи с обеспечением граждан в денежной форме;
  • в связи с предоставлением помощи в натуральной форме (конкретные товары или услуги);
  • процедурного или процессуального характера.

Классификация по срокам действия правоотношений:

  • правоотношения, прекращаются однократным исполнением обязанностей (все виды правоотношений по поводу единовременных пособий, например: правоотношения по поводу экспертизы длительной утраты трудоспособности др.)
  • правоотношения с абсолютно установленным сроком существования во времени (все виды правоотношений по поводу назначения пособий на детей; правоотношения по обеспечению матери пособием по уходу за ребенком до 1,5 лет и др.)
  • правоотношения с относительно неопределенным сроком существования во времени (пенсионные по старости, инвалидности, правоотношения в связи с выплатой пособий по временной нетрудоспособности).

Главным основанием для классификации социально–обеспечительных правоотношений должна быть их принадлежность к тому или иному институту подотрасли права социального обеспечения.

В подотрасли социального страхования в соответствии с ее институтами и действующим законодательством выделяются следующие правоотношения: по социальному страхованию, по обязательному пенсионному страхованию, по обязательному медицинскому страхованию; по обеспечению пособиями граждан, имеющих детей; по обеспечению застрахованных полностью или частично оплачиваемыми путевками на санаторно-курортное лечение; по поводу предоставления социального пособия на погребения.

Очень много видов регулируется нормами подотрасли социальной поддержки. Сюда необходимо включить такие виды правоотношений, как отношения по предоставлению социальных пособий незастрахованным по обязательному социальному страхованию гражданам, имеющим детей; обеспечению ежемесячными денежными выплатами ветеранов и инвалидов за счет федерального бюджета; предоставлению дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; и др.

Виды правоотношений в рамках подотрасли социальной помощи определяются теми видами фактической помощи, которые определены Законом о государственной социальной помощи. Это предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, по пособий в денежном выражении нуждающимся. Предоставление натуральной помощи (топливо, продукты, медикаменты и др.).

Везде, где действует право социального обеспечения, его нормы, там постоянно возникают, прекращаются или изменяются правоотношения. Они сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Вот почему правоотношения – одна из центральных проблем науки права социального обеспечения.

Подводя итог сказанному выше, можно утверждать, что социально-обеспечительные правоотношения – это урегулированные нормами права социального обеспечения и находящиеся под охраной государства социально-обеспечительные общественные отношения физических лиц с государственными органами социального обеспечения, иными органами и организациями по минимизации отрицательных последствий утраты человеком здоровья, заработка и повышению социально-экономического статуса отдельных категорий граждан путем социального страхования, поддержки, социальной помощи и обслуживания.

Источник

11.1 Понятие регулятора общественных отношений. Нормативные и ненормативные регуляторы

Понятие регулятора общественных отношений. Нормативные и ненормативные регуляторы

В любом обществе исторически складывается и действует система социальных регуляторов, которые в совокупности оказывают воздействие на развитие общественных отношений, на поведение людей. Уже в первобытном обществе действовали свои регуляторы — система мононорм, регулировавших значимые для жизни родовой общины, наиболее важные общественные отношения.

Термин «регулирование» означает определять поведение людей и их объединений, придавать ему конкретное направление, вводить в установленные рамки, упорядочивать.

Читайте также:  Регулятор давления farg pn25

В регулятивной системе принято выделять нормативные и ненормативные социальные регуляторы.

К нормативному относится регулирование посредством норм, т. е. одинакового масштаба, меры поведения, путем установления конкретных, четких рамок поведения участников общественных отношений.

Регулирующее воздействие нормативных регуляторов имеет целью упорядочить общественные отношения, достичь определенного их состояния, в том числе с помощью механизма социального принуждения.

Социальное принуждение может быть:

государственным, применяемым в случае нарушения норм права;

моральным, которое выражается в общественном осуждении нарушения норм нравственности и этических норм;

со стороны общественных объединений, когда нарушаются корпоративные нормы, т. е. нормы уставов, положений общественных объединений и др.;

со стороны мирового сообщества — в случае нарушения общепризнанных норм и принципов международного права.

Кроме средств принуждения, в социальном регулировании используются методы стимулирования, рекомендации, поощрения и др.

Систему нормативных регуляторов составляют нормы права, морали, политические, корпоративные нормы, обычаи, традиции, деловые обыкновения, нормативно-технические нормы и др. Разновидностью правовых регуляторов являются: правовой обычай; судебный прецедент; правовая доктрина. К специфическим нормативным регуляторам относятся религиозные нормы.

Все нормативные регуляторы взаимодействуют друг с другом в процессе регулирования общественных отношений, а также с другими регуляторами, которые принято обозначать как ненормативные. Выделяют три вида ненормативных регуляторов — ценностный, директивный и информационный, также воздействующих на общественные отношения.

Ценностный регулятор определяет поведение членов общества с помощью исторически сложившейся системы социальных ценностей, стереотипов поведения, психологических установок. Они формируются прежде всего в культуре общества или отдельных народов, наций, в профессиональной среде, половозрастных группах и т. д. Ценностный регулятор складывается и закрепляется в памяти этноса и сохраняет свое регулирующее значение на последующих этапах развития общества длительное время. Он содержит в себе традиционно-ритуальные, обрядовые, символические формы, которые устойчивы, например, в сфере трудовых, семейных и национальных отношений.

Директивный регулятор есть способ воздействия на общественные отношения с помощью директивы, приказа, указания, направленных на решение какой-либо важной задачи, цели. Например, директивы КПСС в период административно-командной системы по различным вопросам жизни страны, в том числе в области законотворчества, планирования и др.

Информационный регулятор представляет собой воздействие на общественные процессы с помощью средств массовой информации (СМИ), например использование СМИ в защите прав и свобод человека, для привлечения внимания общественности к важным вопросам жизни общества или к отдельным мероприятиям. Действие информационного регулятора, его эффективность обусловлены связью с институтом гласности, т. е. этот институт обеспечивает участие населения в делах государства и его информирование о положении дел в стране.

Ненормативные регуляторы способны как умножить действие нормативных, в том числе правовых норм, так и затормозить, блокировать или нейтрализовать, исказить их действие.

Не каждая норма права является социально полезной и эффективной, хотя она принята в установленном порядке. Выяснение действия ненормативных регуляторов позволяет установить, что конкретно влияет на бездействующую правовую норму, обеспеченную государственным принуждением, какие регуляторы оказались приоритетнее правовых.

У ценностного регулятора, как известно, велика сила имитации, подражания массовому поведению («поступай как все»). Это древнейший из всех регуляторов. Отсюда нормы права, не учитывающие сложившиеся в обществе ценностные ориентиры, не будут реальными, действующими.

Директивный и информационный ненормативные регуляторы также имеют соответствующие материальные и моральные стимулы. Их влияние огромно, например невыполнение директив КПСС грозило исключением из партии, наложением партийных взысканий, увольнением с работы и др.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

§ 8. Уголовное законодательство периода либерализации общественных отношений (1953–1960 гг.)

§ 8. Уголовное законодательство периода либерализации общественных отношений (1953–1960 гг.) Уголовное законодательство ознаменовало факт смерти И.В.Сталина в марте 1953 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об амнистии», на основании которого большое число

§ 9. Уголовное законодательство периода замедления развития общественных отношений (1961–1985 гг.)

§ 9. Уголовное законодательство периода замедления развития общественных отношений (1961–1985 гг.) После вступления Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик в силу началась реформа республиканских УК 1959–1961 гг. В своих Общих частях они во многом

21. Понятие и состав механизма муниципальных правовых отношений. Демократизм муниципальных правовых отношений

21. Понятие и состав механизма муниципальных правовых отношений. Демократизм муниципальных правовых отношений Муниципальные правовые отношения – специфические общественные отношения, которые выражаются в процессе реализации управленческой деятельности,

2.5. Правовые обычаи и обыкновения как регуляторы отношений в области международного частного права

2.5. Правовые обычаи и обыкновения как регуляторы отношений в области международного частного права Одним из источников современного международного частного права является правовой обычай. Он представляет собой сложившееся на практике правило поведения, за которым

Организация социального управления и регулирование общественных отношений в первобытном обществе

Организация социального управления и регулирование общественных отношений в первобытном обществе Всю историю человечества можно разделить на два больших этапа: догосударственное (первобытное) и государственно-организованное общество. В догосударственном обществе

Понятие и виды общественных объединений

Понятие и виды общественных объединений Под общественным объединением понимается добровольное самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе

Читайте также:  Регулятор тормозных сил полуприцепа с пневмоподвеской

§ 1. Понятие расчетных отношений и банковского счета

§ 1. Понятие расчетных отношений и банковского счета В условиях становления рынка большинство имущественных отношений носит возмездный характер, который предполагает необходимость производства расчетов (платежей) за полученные ценности, оказанные услуги, выполненные

2. Понятие, особенности, виды и структура административно-правовых отношений

2. Понятие, особенности, виды и структура административно-правовых отношений Административно-правовые отношения — это общественные отношения, урегулированные нормами административного права. Они возникают и изменяются в связи с применением административно-правовых

1. Понятие и виды (организационно-правовые формы) общественных объединений граждан

1. Понятие и виды (организационно-правовые формы) общественных объединений граждан Субъектами — участниками управленческих административно-правовых отношений могут выступать наряду с гражданами и общественные объединения граждан. В соответствии со ст. 30 Конституции

92. Право – государственный регулятор общественных отношений

1. Предмет и метод теории государства и права Предмет той или иной науки – это круг основных, наиболее существенных вопросов, которые она изучает. Любая наука имеет свойственный только ей одной предмет, которым и определяются самостоятельность, своеобразие и особенности

Глава 4. Общество, его структура, социальные, политические институты и регуляторы

Глава 4. Общество, его структура, социальные, политические институты и регуляторы § 1. Общество: его понятие и структура В научной и учебной литературе дается много определений и характеристик человеческого общества, но все они сходятся в одном: общество есть продукт

111. Нормативные документы в области жилищных отношений

111. Нормативные документы в области жилищных отношений К нормативным правовым актам органов местного самоуправления, устанавливающим порядок осуществления градостроительной деятельности на соответствующих территориях, относятся правила застройки . Порядок

Глава 11 ПРАВО В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Глава 11 ПРАВО В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ 11.1 Понятие регулятора общественных отношений. Нормативные и ненормативные регуляторы В любом обществе исторически складывается и действует система социальных регуляторов, которые в совокупности оказывают

11.5 Особенности права как нормативного регулятора

11.5 Особенности права как нормативного регулятора Право относится к социальным нормам, поэтому ему присущи те черты, которые свойственны всем социальным нормам. В то же время право отличается спецификой по сравнению с другими социальными нормами.1. У права особая

Глава 5. ПОНЯТИЕ ПРАВА (СУЩНОСТЬ; ОСОБЕННОСТИ КАК ИНСТИТУЦИОННОГО НОРМАТИВНОГО РЕГУЛЯТОРА)

Глава 5. ПОНЯТИЕ ПРАВА (СУЩНОСТЬ; ОСОБЕННОСТИ КАК ИНСТИТУЦИОННОГО НОРМАТИВНОГО РЕГУЛЯТОРА) 1. Термин «право». Право в непосредственно-социальном и юридическом смыслах.2. Сущность права.3. Противоречивость сущности права.4. Право — институционное образование.5. Право —

Источник

Право. 10 класс

Конспект урока

Право, 10 класс

Урок №3. Система регулирования общественных отношений

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Какие существуют в обществе социальные нормы и виды в обществе?

2. Какую роль играет право в системе регулирования общественных отношений?

Глоссарий по теме:

Социальные нормы — общественные правила поведения.

Моральные нормы правила поведения, в основе которых лежат представления людей о добре и зле, чести и бесчестии, справедливости и несправедливости.

Обычаи правила поведения, установившиеся в обществе в результате многократного и длительного применения.

Религиозные нормы – правила, согласно которым устанавливаются модели поведения исповедующих ту или иную веру с точки зрения представлений о божественной греховности.

Групповые нормы правила поведения, которые вырабатываются определенной группой и являются для её представителей обязательными.

Корпоративные нормы правила поведения, регулирующие трудовые, служебные и иные отношения, складывающиеся внутри различных организаций и объединений (предприятия, партии, профсоюзы, добровольные общества) и имеющие обязательный характер только для членов этих организаций (объединений).

Правовое регулирование это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью юридических средств; представляет собой деятельность определенных людей и их коллективов, совершаемую при помощи специальных средств в четко установленной процедуре.

Механизм правового регулирования — совокупность способов и средств правового регулирования.

Санкции неблагоприятные последствия правового характера, которые претерпевает лицо, нарушившее норму права.

Ключевые слова: социальные нормы; обычаи; технические нормы; религиозные нормы; корпоративные нормы; групповые нормы; моральные нормы.

Основная литература по теме урока:

Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.1/. Е.А. Певцова – М.: ООО «Русское слово» – учебник», 2017. –стр. – 46-56

На уроке мы узнаем, что собой представляют социальные нормы.

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ на применение знаний о системе регулирования общественных отношений.

Сможем раскрывать механизм правового регулирования

Основное содержание урока.

Формирование базовых основ права происходило под влиянием многочисленных регуляторов поведения людей в обществе, создание которых было связано с общепринятыми ценностями. С помощью норм, законов, юридических учреждений право воздействует на общество и определяет нашу жизнь. Общество влияет на человека, формируя личность. Человек тоже оказывает влияние на общество.

Общество — это социальная организация страны. В этом смысле можно говорить о российском или американском, японском или китайском обществе. В любом обществе существуют социальные регуляторы.

Социальные нормы — общественные правила поведения.

Читайте также:  Настройка регулятора давления danfoss avd

Социальные нормы можно разделить на обычаи, религиозные, моральные, групповые и правовые нормы.

Моральные нормы регулируют большинство общественных отношений.

Моральные нормы — правила поведения, в основе которых лежат представления людей о добре и зле, чести и бесчестии, справедливости и несправедливости. Нормы морали не фиксируются в письменной форме. Люди узнают об их содержании в процессе воспитания, обучения. Они передаются из поколения в поколение.

Обычаи передаются из поколения в поколение и закрепляются в поведении людей.

Под обычаями понимаются правила поведения, установившиеся в обществе в результате многократного и длительного применения.

Религиозные нормы устанавливаются различными религиозными объединениями и имеют обязательное значение для тех, кто исповедует ту или иную веру.

Религиозные нормы — правила, согласно которым устанавливаются модели поведения исповедующих ту или иную веру с точки зрения представлений о божественном и греховном. В отличие от обычаев, которые существуют в устной форме, религиозные нормы записаны в священных книгах — Библии, Коране, Ведах, Торе и др.

Групповые нормы регулируют поведение представителей социальной

группы. Выделяют большие и малые социальные группы. Под малой группой понимается немногочисленная по составу социальная общность, представители которой объединены совместной деятельностью, находятся в непосредственном личном общении.

Групповые нормы — правила поведения, которые вырабатываются определённой группой и являются для её представителей обязательными.

В отличие от иных социальных норм, групповые нормы распространяют своё действие не на всё общество, а только на его части — социальные группы. Разновидностью групповых норм являются корпоративные нормы.

Корпоративные нормы — правила поведения, регулирующие трудовые, служебные и иные отношения, складывающиеся внутри различных организаций и объединений (предприятия, партии, профсоюзы, добровольные общества и т.п.) и имеющие обязательный характер только для членов этих организаций (объединений).

Для того чтобы существовало стабильное общество, необходим хорошо отлаженный механизм социального регулирования. Под механизмом правового регулирования понимается совокупность способов и средств правового регулирования.

Выделяют несколько стадий правового регулирования:

1) осознание потребностей правового регулирования;

3) реализация права.

Правовое регулирование начинается с момента осознания необходимости и возможности регламентации поведения людей с помощью права. На стадии правотворчества издаются нормативные правовые акты, содержащие нормы права. Принятые нормы устанавливают правовой статус (права и обязанности). Основой правового статуса является правоспособность — возможность иметь права и обязанности. На стадии реализации права происходит воплощение в жизнь прав и обязанностей субъектов права.

В теории права выделяют специальные способы правового регулирования. Участнику правоотношений предоставляют права – управомочивание. Человека обязывают что-либо совершить – обязывание. Человеку запрещают совершать определённые поступки – запрет.

В юриспруденции существует несколько типов правового регулирования.

1. Общедозволительное регулирование. Дозволено всё, что не запрещено.

2. Разрешительное регулирование. Запрещено всё, кроме прямо разрешённого.

Выяснив, что право может выступать в роли важного регулятора поведения людей, мы должны обратить внимание на то, что является ею основополагающей базой.

Говоря о принципах права, стоит сказать, что они могут выступать источником права, то есть формой его выражения. Все принципы права условно можно разделить на общеправовые, межотраслевые, отраслевые.

Принцип равенства означает, что все люди, их объединения, оказавшись в сфере правового регулирования, равны между собой и перед законом.

  • Принцип гуманизма означает, что право должно быть направлено на обеспечение безопасности человека.
  • Принцип состязательности сторон при рассмотрении правовых проблем применяется в судебном производстве, когда случившееся рассматривается с различных сторон: с позиции обвинения и защиты
  • Принцип восстановления нарушенных прав предполагает, что лицо, виновное в нарушении права, обязано восстановить положение, существовавшее до этого
  • Принцип вины помогает установить справедливые взаимоотношения людей
  • Принцип законности известен как основа права, позволяет осуществлять правовые поступки только на основе закона, а не вопреки ему, не допускать произвол отдельных лиц.

В правовом регулировании действуют многочисленные презумпции, установленные и защищаемые правом. Презумпции — предположения, которые признаются достоверными, пока не будет доказано обратное. В области уголовного права действует презумпция невиновности, согласно которой обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, установленном законом. Презумпция виновности действует в области частного права, например в гражданских правоотношениях. Презумпция знания закона позволяет считать, что лицо, оказавшееся в правовой ситуации, очевидно, знакомо с теми правилами, которые необходимо соблюдать в правоотношении.

Правовые аксиомы — утверждения, которые не требуют доказательств.

Правовые аксиомы закрепляют то, что было установлено давно и уже является достоверным.

Юридические фикции — это положения, которые изначально лишены истины, но признаются законодательством в качестве существующих, а значит, и общеобязательных. Например, гражданина могут признать в судебном порядке умершим, а днём его смерти считается день вступления в силу решения суда.

Разбор типового тренировочного задания

Подстановка элементов в пропуски в таблице

Текст задания: распределите предложенные примеры по столбцам.

Разбор типового контрольного задания

Попарно соединяя овалы, установите соответствие между примерами и и принципами:

Охрана здоровья работников

Восстановление нарушенных прав

Используя конспект урока, найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали в филворде юридические термины.

Источник