Меню

Право особый государственный регулятор общественных отношений



Право как регулятор общественных отношений.

Право — один из особых, или государственных регуляторов общественных отношений. В этом его главное назначение. Регулируя те или иные отношения, оно тем самым придает им правовую форму, в результате чего эти отношения приобретают новое качество и особый вид — становятся правовыми, облекаются в юридическую оболочку. Именно с помощью такого нормативного воздействия государственная власть переводит определенные отношения под свою юрисдикцию и защиту, придает им упорядоченность, стабильность, устойчивость, желаемую направленность, вводит в нужное русло.

Запрещая одни действия, разрешая другие, поощряя третьи, устанавливая ответственность за нарушения своих предписаний, право таким путем указывает необходимые общественно полезные варианты поведения субъектов, людей, ограничивает или расширяет сферу их личных желаний и устремлений, пресекает вредную деятельность. Т.е. воздействуя на волю и сознание людей, оно самым авторитетным образом склоняет их к определенному поведению. Но право не единственный социальный регулятор. В систему нормативного регулирования общественных отношений входят следующие виды норм:

— обычаи (в форме традиций, ритуалов, обрядов и т.д.);

— религиозные нормы (играют огромную роль в теократических государствах);

— нормы общественных объединений (корпоративные нормы внутри одного объединения, группы, организации);

Право является таким социальным регулятором, который может включать любые из перечисленных норм. Поэтому есть некие общие черты, свойственные всем социальным нормам, и есть нечто такое, что выделяет право из системы социальной регуляции.

К общим свойствам социальных норм относится то, что все они:

— являются своего рода образцами, стандартами, масштабом поведения;

— служат ориентиром в выборе того поведения, которое в данное время при данных обстоятельствах одобряется обществом или большинством;

— выполняют организующую роль в поведении людей;

— служат инструментом социального контроля.

По сравнению с другими социальными регуляторами право – наиболее эффективный, властно-принудительный и вместе с тем цивилизованный регулятор. Это — неотъемлемый атрибут всякой государственности. Любые отношения приобретают характер правоотношений лишь в том случае, если они возникают на основе и в соответствии с нормами права и не противоречат воле государства. Следовательно, правовые отношения можно в самом общем смысле определить как общественные отношения, урегулированные правом. При этом регулируемые отношения в принципе не утрачивают своего фактического содержания (экономического, политического, семейного, имущественного и т.д.), а лишь видоизменяются, обретая новое, дополнительное свойство. Иначе говоря, правоотношение не отделяется от опосредуемого им реального отношения, не находится где-то рядом или над ним, а существует вместе с ним. Ведь форма и содержание любого явления неразрывны.

Применительно к праву указанные выше общие свойства получают дополнительные характеристики. Но прежде чем их назвать, следует отметить, что само понимание права у разных народов, в разных государствах и разных правовых системах неодинаково. Существует по меньшей мере пять подходов к определению права.

Первый является классическим для континентальной Европы. Это сугубо нормативистский подход, когда нормами права считают лишь то, что выражено самим государством в издаваемых им общеобязательных правилах поведения (законах). Таким образом, правом признается государственная воля, объективированная в соответствующих текстах законодательного акта общего характера.

Второй — свойствен в большей степени для Старого и Нового Света (для Англии и США) и именуется социологическим. Если нормативисты находят правовые нормы в сфере должного, то социологи просят искать их в сущем. Они видят правовые нормы в самих общественных отношениях, в формах контроля за ними, в способах разрешения конфликтов, т.е. в том, что делает суд.

Третий подход — психологический — распространен в особенности среди тех сторонников социологических взглядов, которые придают первостепенное значение психическим реалиям, имея в виду как индивидуальную, так и социальную психику. Они стараются отыскать правовые нормы прежде всего в психике человека, в его сознании и подсознании, в его правовых взглядах, в его правовых переживаниях и т.д. Такое понимание права свойственно после радикального смена социально-экономического строя страны. Например, в первые годы после октября 1917 г. могли судить на основе революционного правосознания.

Четвертый подход к пониманию права был связан с ожиданиями буржуазных революций, с приходом к власти буржуазии и был направлен против произвола феодальных властей, против тиранических законов, отчуждение каких-либо прав человека. Это естественно-правовой подход. Правовые нормы, согласно данному взгляду, следует искать в извечных критериях справедливости, выводимых из чистого разума. Естественные нормы свободы человека и естественные ее ограничения по отношению к гражданину как члену государственно-организованного общества — вот что должно регулировать поведение людей.

Ознакомление с разными подходами к праву показывает, что в каждом из них есть свои позитивные стороны. Одни из них приемлемы для законодателей, которые отыскивают и закрепляют право в издаваемых ими нормах, другие — для тех, кто применяет право, проводит право в конкретных жизненных ситуациях. Одновременно нельзя не видеть и отрицательных сторон каждого из подходов, если не ограничивать сферу его использования. Поэтому уместен и пятый подход — интегративный — сориентированный не на одну какую-либо черту права, а на полноту всех его характеристик. С точки зрения интегративного подхода правом является все то, что официально признается и поддерживается в качестве нормативов равенства и справедливости в определении меры свободы людей. Имеются в виду не только граждане, но и их объединения, органы государства, должностные лица и т.д. Сюда войдут и законы, и судебные акты, и указания полицейского, и комплексы допустимых эмоций, которыми судья или тот же полицейский руководствовались; сюда будут отнесены религиозные каноны, чувства верующих, религиозные обряды, но вместе с тем останется место и атеистическим воззрениям и нормам, если их официально возводили в общеобязательные установления. Интегративное понимание права позволяет выявить первый отличительный признак правовых норм — правовые нормы фиксируются в самых разных источниках. Их нельзя сводить только к законодательно установленным правилам. Напротив, в определенных случаях возможно не признавать правом даже то, что записано в законе.

Другим признаком правовых норм, в отличие от всех иных, является то, что они действуют по жизни, обязательно признаются в качестве регулятора общественных отношений через какие-то официальные акты. Это не декларации, не какие-нибудь лозунги, не заявления о намерениях, а законы.

Следующий признак состоит в формальной определенности правовых норм, в том, что они содержат указание на границы поведения их адресатов, на меру их прав и обязанностей.

Право нормативно по сути своей (не только потому, что может быть выражено в общих правилах поведения), поскольку регулирует типичные, повторяющиеся отношения и не ограничивается одноразовым решением конкретного вопроса. Нормативность — содержательный признак права. Право в своем применении рассчитано на относительно неопределенный круг лиц и относительно неопределенный круг случаев. Право являются официальным мерилом, масштабом свободы и справедливости.

Читайте также:  Водяные батареи с регулятором

Наконец, один из главных и более всего бросающихся в глаза признаков правовых норм — обеспеченность их со стороны государства организационными мерами, а также в конечном счете мерами психического и физического принуждения. Неисполнение правовых требований влечет юридическую ответственность.

Выяснение всех признаков права позволяет говорить о его ценности. И ценность эта состоит в его способности служить таким регулятором общественных отношений, который способен удовлетворять социальные интересы людей наиболее эффективным образом. При соответствующих социально-политических условиях эти интересы могут состоять в утверждении свободы, мира, согласия людей, справедливого разрешения конфликтных ситуаций.

Ценность права в первую очередь инструментальная. С его помощью в общественные отношения вносится стабильность, согласованность, организованность. Уже один этот факт может свидетельствовать о служении права цивилизованному развитию общества.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Право как регулятор общественных отношений.

Источник

Право. 10 класс

Конспект урока

Право, 10 класс

Урок №3. Система регулирования общественных отношений

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Какие существуют в обществе социальные нормы и виды в обществе?

2. Какую роль играет право в системе регулирования общественных отношений?

Глоссарий по теме:

Социальные нормы — общественные правила поведения.

Моральные нормы правила поведения, в основе которых лежат представления людей о добре и зле, чести и бесчестии, справедливости и несправедливости.

Обычаи правила поведения, установившиеся в обществе в результате многократного и длительного применения.

Религиозные нормы – правила, согласно которым устанавливаются модели поведения исповедующих ту или иную веру с точки зрения представлений о божественной греховности.

Групповые нормы правила поведения, которые вырабатываются определенной группой и являются для её представителей обязательными.

Корпоративные нормы правила поведения, регулирующие трудовые, служебные и иные отношения, складывающиеся внутри различных организаций и объединений (предприятия, партии, профсоюзы, добровольные общества) и имеющие обязательный характер только для членов этих организаций (объединений).

Правовое регулирование это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью юридических средств; представляет собой деятельность определенных людей и их коллективов, совершаемую при помощи специальных средств в четко установленной процедуре.

Механизм правового регулирования — совокупность способов и средств правового регулирования.

Санкции неблагоприятные последствия правового характера, которые претерпевает лицо, нарушившее норму права.

Ключевые слова: социальные нормы; обычаи; технические нормы; религиозные нормы; корпоративные нормы; групповые нормы; моральные нормы.

Основная литература по теме урока:

Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.1/. Е.А. Певцова – М.: ООО «Русское слово» – учебник», 2017. –стр. – 46-56

На уроке мы узнаем, что собой представляют социальные нормы.

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ на применение знаний о системе регулирования общественных отношений.

Сможем раскрывать механизм правового регулирования

Основное содержание урока.

Формирование базовых основ права происходило под влиянием многочисленных регуляторов поведения людей в обществе, создание которых было связано с общепринятыми ценностями. С помощью норм, законов, юридических учреждений право воздействует на общество и определяет нашу жизнь. Общество влияет на человека, формируя личность. Человек тоже оказывает влияние на общество.

Общество — это социальная организация страны. В этом смысле можно говорить о российском или американском, японском или китайском обществе. В любом обществе существуют социальные регуляторы.

Социальные нормы — общественные правила поведения.

Социальные нормы можно разделить на обычаи, религиозные, моральные, групповые и правовые нормы.

Моральные нормы регулируют большинство общественных отношений.

Моральные нормы — правила поведения, в основе которых лежат представления людей о добре и зле, чести и бесчестии, справедливости и несправедливости. Нормы морали не фиксируются в письменной форме. Люди узнают об их содержании в процессе воспитания, обучения. Они передаются из поколения в поколение.

Обычаи передаются из поколения в поколение и закрепляются в поведении людей.

Под обычаями понимаются правила поведения, установившиеся в обществе в результате многократного и длительного применения.

Религиозные нормы устанавливаются различными религиозными объединениями и имеют обязательное значение для тех, кто исповедует ту или иную веру.

Религиозные нормы — правила, согласно которым устанавливаются модели поведения исповедующих ту или иную веру с точки зрения представлений о божественном и греховном. В отличие от обычаев, которые существуют в устной форме, религиозные нормы записаны в священных книгах — Библии, Коране, Ведах, Торе и др.

Групповые нормы регулируют поведение представителей социальной

группы. Выделяют большие и малые социальные группы. Под малой группой понимается немногочисленная по составу социальная общность, представители которой объединены совместной деятельностью, находятся в непосредственном личном общении.

Групповые нормы — правила поведения, которые вырабатываются определённой группой и являются для её представителей обязательными.

В отличие от иных социальных норм, групповые нормы распространяют своё действие не на всё общество, а только на его части — социальные группы. Разновидностью групповых норм являются корпоративные нормы.

Корпоративные нормы — правила поведения, регулирующие трудовые, служебные и иные отношения, складывающиеся внутри различных организаций и объединений (предприятия, партии, профсоюзы, добровольные общества и т.п.) и имеющие обязательный характер только для членов этих организаций (объединений).

Для того чтобы существовало стабильное общество, необходим хорошо отлаженный механизм социального регулирования. Под механизмом правового регулирования понимается совокупность способов и средств правового регулирования.

Выделяют несколько стадий правового регулирования:

1) осознание потребностей правового регулирования;

3) реализация права.

Правовое регулирование начинается с момента осознания необходимости и возможности регламентации поведения людей с помощью права. На стадии правотворчества издаются нормативные правовые акты, содержащие нормы права. Принятые нормы устанавливают правовой статус (права и обязанности). Основой правового статуса является правоспособность — возможность иметь права и обязанности. На стадии реализации права происходит воплощение в жизнь прав и обязанностей субъектов права.

В теории права выделяют специальные способы правового регулирования. Участнику правоотношений предоставляют права – управомочивание. Человека обязывают что-либо совершить – обязывание. Человеку запрещают совершать определённые поступки – запрет.

В юриспруденции существует несколько типов правового регулирования.

1. Общедозволительное регулирование. Дозволено всё, что не запрещено.

2. Разрешительное регулирование. Запрещено всё, кроме прямо разрешённого.

Выяснив, что право может выступать в роли важного регулятора поведения людей, мы должны обратить внимание на то, что является ею основополагающей базой.

Читайте также:  Регулятор печки тойота королла е150

Говоря о принципах права, стоит сказать, что они могут выступать источником права, то есть формой его выражения. Все принципы права условно можно разделить на общеправовые, межотраслевые, отраслевые.

Принцип равенства означает, что все люди, их объединения, оказавшись в сфере правового регулирования, равны между собой и перед законом.

  • Принцип гуманизма означает, что право должно быть направлено на обеспечение безопасности человека.
  • Принцип состязательности сторон при рассмотрении правовых проблем применяется в судебном производстве, когда случившееся рассматривается с различных сторон: с позиции обвинения и защиты
  • Принцип восстановления нарушенных прав предполагает, что лицо, виновное в нарушении права, обязано восстановить положение, существовавшее до этого
  • Принцип вины помогает установить справедливые взаимоотношения людей
  • Принцип законности известен как основа права, позволяет осуществлять правовые поступки только на основе закона, а не вопреки ему, не допускать произвол отдельных лиц.

В правовом регулировании действуют многочисленные презумпции, установленные и защищаемые правом. Презумпции — предположения, которые признаются достоверными, пока не будет доказано обратное. В области уголовного права действует презумпция невиновности, согласно которой обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, установленном законом. Презумпция виновности действует в области частного права, например в гражданских правоотношениях. Презумпция знания закона позволяет считать, что лицо, оказавшееся в правовой ситуации, очевидно, знакомо с теми правилами, которые необходимо соблюдать в правоотношении.

Правовые аксиомы — утверждения, которые не требуют доказательств.

Правовые аксиомы закрепляют то, что было установлено давно и уже является достоверным.

Юридические фикции — это положения, которые изначально лишены истины, но признаются законодательством в качестве существующих, а значит, и общеобязательных. Например, гражданина могут признать в судебном порядке умершим, а днём его смерти считается день вступления в силу решения суда.

Разбор типового тренировочного задания

Подстановка элементов в пропуски в таблице

Текст задания: распределите предложенные примеры по столбцам.

Разбор типового контрольного задания

Попарно соединяя овалы, установите соответствие между примерами и и принципами:

Охрана здоровья работников

Восстановление нарушенных прав

Используя конспект урока, найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали в филворде юридические термины.

Источник

Право как регулятор общественных отношений

1.2. Право как регулятор общественных отношений.

Право – особый, официальный, государственный регулятор общественных отношений. В этом его главное назначение. Регулируя те или иные отношения, оно тем самым предает им правовую форму, в результате чего эти отношения приобретают новое качество и особый вид – становятся правовыми. По сравнению с другими общественными регуляторами, право – наиболее эффективный, властно-принудительный и в месте с тем цивилизованный регулятор. Это неотъемлемый атрибут всякой государственности. Правовые отношения можно определить в самом общем смысле как общественные отношения, урегулированные правом.

Право не творец, а лишь регулятор и стабилизатор общественных отношений. «Право само по себе ничего не создает, а только санкционирует общественные отношения… Законодательство всего лишь протоколирует, выражает экономические потребности». Есть правоотношения, которые существуют только, как правовые и в другом качестве существовать не могут.

Например, конституционные, административные, процессуальные, уголовные и др. Именно подобные правоотношения по форме и содержанию, т.е. в «чистом виде», представляют собой действительно самостоятельный вид и тип общественных отношений. Лишь в этом смысле можно сказать, что право создает, «творит» общественные отношения, порождая новые связи.

Право регулирует далеко не все, и лишь наиболее принципиальные отношения, имеющие существенное значение для интересов государства, общества, нормальной жизнедеятельности людей, это прежде всего отношения собственности, власти, социально-экономического устройства, прав и обязанностей граждан, обеспечение порядка, трудовые, имущественные, семейно-брачные отношения и т.п. Остальные либо не регулируются правом вовсе (сферы морали, дружбы, товарищества, обычаев, традиций), либо регулируются от части (например, помимо материальных прав, в семье есть и сугубо личные).

Все общественные отношения можно подразделить на три группы: 1) регулируемые правом, выступающие в качестве правовых; 2) не регулируемые правом, не имеющие юридической формы; 3) частично регулируемые. В последнем случае надо иметь в виду, что не любое отношение может быть подвергнуто правовому регулированию, да и необходимость во многих случаях не возникает.

1.3. Сущность права.

Сущность – это главное, основное в рассматриваемом объекте, а потому ее уяснение представляет особую ценность в процессе познания.

Право построено на трех китах. Это нравственность, государство, экономика. Право возникает на базе нравственности как отличный от нее метод регулирования; государство предает ему официальность, гарантированность, силу; экономика – это основной предмет регулирования, первопричина возникновения права, ибо это та сфера, где нравственность обнаружила как регулятор свою не состоятельность. Нравственность, государство, экономика – это внешние условия, вызвавшие право к жизни как новое социальное явление. В праве и через право свобода закрепляется и доводится до каждого человека, до каждой организации.

Право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства, и они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане.

Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как мера свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода. Благодаря праву добро становится нормой жизни, зло – нарушением этой нормы.

1.4. Признаки права.

Признаки права, характеризуют его как специфическую систему общественных отношений.

1) нормативность. Право имеет нормативный характер, что роднит его с другими формами социального регулирования – нормативностью, обычаями. Право, которым располагает каждый человек или юридическое лицо, не произвольно отмерено и определено в соответствии с действующими нормами. В некоторых учениях о праве признак нормативности признается доминирующим и право определяется как система юридических норм. При таком подходе право физического или юридического лица оказываются всего лишь результатом действия норм и как бы навязываются им из вне. В действительности имеет место противоположная зависимость: в результате многократного повторения каких-либо вариантов поведения формируются соответствующие правила. Знание сложившихся правил облегчает человеку выбор верного решения относительно того, как ему следует поступать в той или иной жизненной ситуации. Ценность рассматриваемого свойства состоит в том, что «в нормативности выражается потребность утверждения в общественных отношениях нормативных начал, связанных с обеспечением упорядоченности общественной жизни, защищенного статуса автономной личности, ее прав и свободы поведения»1. Нормы права следует рассматривать как «рабочий инструмент», с помощью которого обеспечивается свобода человека и преодолевается социальный антипод права – произвол и беззаконие.

Читайте также:  Ремонт регулятора тормозных сил камаз

2) формальная определенность. Предполагает закрепление правовых норм в каких-либо источниках. Нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах, которые подлежат единообразному толкованию. В праве формальная определенность достигается официальной публикацией судебных решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при рассмотрении аналогичных юридических дел. В обычном праве она обеспечивается формулой закона, который санкционирует применение обычая, либо текстом судебного решения принятого на основании обычая.

На основе норм права и индивидуальных юридических решений четко и однозначно определяются субъективные права, обязанности, ответственность граждан и организаций.

3) иерархичность норм права, их соподчиненность: нормы права имеют разную юридическую силу, например, конституционные нормы обладают высшей юридической силой, им не могут противоречить нормы другого уровня.

4) интеллектуально-волевой характер права. Право проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно есть форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений – предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности, цели и интересы общества, отдельных лиц и организаций. Формирование и функционирования права как выражение свободы, справедливости и разума возможны только в обществе, в котором все индивиды имеют экономическую, политическую и духовную свободу.

Волевое начало права нужно рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, в основе содержания права лежат социально-правовые притязания отдельных лиц, их организаций и социальных групп, и в этих притязаниях выражается их воля. Во-вторых, государственное признание данных притязаний осуществляется через волю компетентных государственных органов. В-третьих, регулирующее действие права, возможно, лишь при «участии» сознания и воли лиц, которые реализуют юридические нормы.

5) обеспеченность возможностью государственного принуждения. Государственное принуждение – фактор, позволивший четко разграничить право и обязанность, т.е. сферу личной свободы и ее границы. Государственное принуждение – специфический признак права, отличающий его от иных форм социального регулирования: нравственности, обычаев, корпоративных норм. Государство, имеющее монополию на осуществление принуждения представляет собой необходимый внешний фактор существования и функционирования права. Исторически право возникло и развивалось во взаимодействии с государством, первоначально выполняя охранительную функцию. Именно государство придает праву в высшей степени ценные свойства: стабильность, строгую определенность и обеспеченность «будущего», которые по своим характеристикам как бы становятся частью существующего.

Суммируя указанные выше признаки, право можно определить как систему общеобязательных, формально определенных нормативных установок, регулирующих общественные отношения и исходящих от государства, обеспеченных к выполнению принуждением со стороны государства.

1.5. Назначение права.

Назначение права формулируются в юридической науке в двух аспектах. Согласно первому аспекту назначение права – выражать интересы господствующего класса (слоя, групп), воплощать волю экономически господствующего класса, служить средством подавления, насилия по отношению к другим классам.

В соответствии со вторым аспектом назначение права состоит в том, чтобы служить средством компромисса, снятия противоречий в обществе, быть инструментом управления делами общества. Отсюда право трактуется как средство согласия, уступок. Это не означает, что право не связано с принуждением, но на первый план в правовом разрешении проблем выдвигаются не принуждение, а достижение согласия и компромисса. В реальной жизни право выполняет задачи двойственного характера: с одной стороны, оно выступает инструментом политического господства, а с другой стороны – инструментом общесоциального регулирования, средством установления порядка в обществе. Следовательно, можно сделать вывод о том, что главным назначение права является обеспечение порядка в обществе с учетом интересов разных слоев и групп путем достижения согласия и компромисса. 1.6. Функции права.

Под функциями права понимают вытекающие из его содержания и назначения основные направления правового воздействия на общественные отношения.

Выделяют две главные функции права – регулятивную и охранительную.

· регулятивная — упорядочение общественных отношений путём закрепления соответствующих общественных связей и порядков (статическая регулятивная функция; например, фиксирование правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению вещами) и обеспечения активного поведения тех или иных субъектов (динамическая регулятивная функция; например, возложение обязанности уплачивать налоги);

· охранительная — установление мер юридической защиты и юридической ответственности, порядка их возложения и исполнения.

Помимо названных право выполняет некоторые дополнительные функции. К ним можно отнести воспитательную, идеологическую, информационную и др.

· воспитательная функция заключается в воздействии права на волю, сознание людей, воспитывая у них уважение к праву;

· идеологическая функция состоит во внедрении в жизнь общества идей гуманизма, приоритета прав и свобод человека, демократизма;

· информационная функция позволяет информировать людей о требованиях, которые предъявляются государством к поведению личности, сообщать о тех объектах, которые охраняются государством, о том, какие поступки и действия признаются общественно полезными или, напротив, противоречат интересам общества.

Подводя итоги вышеизложенного, можно сказать, что в определении права заключены в «свернутом» виде многие характерные черты данного института. Право – совокупность правил поведения, установленных государственной властью как властью господствующего в обществе класса, а также обычаев и правил общежития, санкционированных государственной властью и осуществляемых в принудительном порядке при помощи государственного аппарата в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений и порядков, выгодных и угодных господствующему классу.

Итак, основное назначение права заключается в том, чтобы быть мощным социально-нормативным регулятором, определителем возможного и обязательного поведения индивидов и их коллективных образований. Причем обязательность права, в отличие от других социальных регуляторов, обеспечивается возможностью государственного принуждения, правовые положения становятся для тех, к кому относятся, общеобязательным правилом (нормой) поведения.

Эти основные характеристики права и составляют сущность права, его устойчивое ядро, какими бы ни были эти правила у тех или иных народов, в те или иные времена.

Итогом определения многообразного содержания права на теоретическом уровне являются его понимание как объективного и субъективного в праве. Объективного тогда, когда это содержание детерминировано социально-экономическими, политическими и иными потребностями. И субъективного тогда, когда это содержание не является обоснованным, а, наоборот, произвольно, опровергается всей социальной практикой.

1. Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – М.: Юриспруденция, 2000.

2. Морозова Л. А. Основы государства и права: Пособие для поступающих в юридические вузы. – М.: Юристъ, 2000.

3. Теория государства и права. Курс лекций /Под ред. М. Н. Марченко. — М., 1996.

1 Конституция РФ. М., Проспект. 1996.

1 Теория государства и права. Учебник для юридических Вузов и факультетов. М., НОРМА-ИНФРА М, 1996.

Источник