Меню

Право как регулятор социальных конфликтов



Право как социальный регулятор

date image2015-10-16
views image5818

facebook icon vkontakte icon twitter icon odnoklasniki icon

Одна из главнейших функций права — регулирова­ние социальных отношений. Правовое регулирование определяется как воздействие на социальное поведе­ние индивидов, общественные отношения, социальные процессы, системы, придающее им социально необхо­димое, желаемое состояние, определяемое правовой нормой. Регулирование осуществляется на основе пра­вила (нормы), которое может спонтанно формировать­ся в самоорганизующейся системе.

Социологию права интересуют те сферы жизнедея­тельности общества, которые подвергаются социаль­ному регулированию, а также вопрос, почему один вид общественных отношений регулирует право, другой — мораль, а третий — религия; почему один закон охва­тывает все социальное пространство, а другой — только один его фрагмент и т.д. Социальное регулирование распространяется на такие сферы, как брачно-семей-ная, трудовая, обрядово-культовая, политическая, экономическая и др. Важное значение имеет регулиро­вание отношений собственности — общественной, госу­дарственной, групповой, семейной, частной, личной, ин­теллектуальной. Социальное регулирование осуществ­ляет распределение социальных ролей в обществе, оп­ределяет социальную подчиненность, иерархию, орга­низацию и функционирование власти и т.п. Согласно мнению известного российского правоведа С.С. Алек­сеева, рассмотрение права сквозь призму выполняе­мой им функции социального регулятора позволяет «увидеть в нем социальное образование, обеспечиваю­щее такую непрерывную динамику функционирования общества, при которой достигается постоянное и ста­бильное воспроизводство и, следовательно, сохранение и утверждение (своего рода «увековечение») выражен­ных в праве социальных ценностей, условий и механиз­мов функционирования общества» 1 .

1 Алексеев С.С. Восхождение кправу. Поиски и решения. М, 2001. С. 55.

Способы социального регулирования поведения лю­дей можно по характеру свести в три основные груп­пы: побуждения, понуждения, принуждения.

Побуждение — метод социального регулирования, обращенный к психологической сфере (чувствам, при­вычкам, эмоциям) человека, убеждающий в полезнос­ти, выгодности определенного поведения, распределении тех или иных социальных ролей. Акцент делается на авторитете, а не на насилии. Понуждение — метод ре­гулирования, основанный главным образом на матери­альном стимулировании (поощрении, вознаграждении или лишении соответствующих имущественных благ, привилегий), когда та или иная выгода определяет желаемое поведение. Наконец, принуждение — это способ воздействия, когда социально необходимое или желае­мое поведение достигается с применением насилия, т.е. лицам, отклоняющимся от установленных правил по­ведения, причиняются физические или психические страдания. Такой метод регулирования основывается на возможности (угрозе) государственного или обще­ственного принуждения, а в случае необходимости и реализации этой угрозы.

В социальном регулировании, как правило, задей­ствованы все эти методы в различных комбинациях, или может использоваться каждый метод в отдельнос­ти. Они позволяют достаточно гибко регулировать по­ведение индивидов и социальных групп в обществе.

Важное место в социальном регулировании занима­ют структуры и способы контроля за результатами воз­действия на общественные отношения и процессы. В ка­честве контролирующих инстанций могут выступать высшие государственные органы законодательной или исполнительной власти, общественные организации, средства массовой информации, специализированные контрольные организации (например, налоговая инспек­ция, аудиторские организации, институт уполномочен­ного по правам человека и т.д.).

Социальное регулирование может осуществляться в правовых (отдельные законы, кодексы), моральных (кодексы чести, этика предпринимательства), эстети­ческих (мода, стиль), орг?низационно-технических(пра-вила безопасности, стандарты), централизованных (ди­рективы, программы) формах.

Таким образом, в обществе существует множество регулятивных систем и методов воздействия, которые учитывают всю многогранность и сложность социаль­ного бытия.

Рассмотрим систему социальных регуляторов и место права в этой системе.

В ней прежде всего можно выделить нормативные и ненормативные регуляторы. К нормативным регулято­рам относятся правовой, моральный, религиозный, юридико-технический и нормативно-технический, груп­повой (корпоративный) регуляторы и деловой обычай (деловое обыкновение). Разновидностью правового ре­гулятора являются правовой обычай («обычное пра­во»), прецедент, доктрина (в некоторых странах). Сово­купность нормативных регуляторов образует соци­альную нормативно-регулятивную систему, оказываю­щую воздействие на поведение индивидов в обществе.

К ненормативной регулятивной системе относится ценностный, директивный и информационный регуля­торы, а также такой своеобразный регулятор, как со­циальный институт предсказаний. Ценностный регуля­тор определяет поведение членов общества с помощью исторически сложившейся системы социальных ценно­стей, социально-психологических установок, стерео­типов, штампов. Он проявляется как в культуре различ­ных этно-национальных общностей, среди отдельных социальных, профессиональных, половозрастных групп, так и всего общества в целом.

Директивный регулятор наиболее широко применял­ся в управлении социальными процессами политичес­ким руководством социалистических государств; общая директива определяла решение важной социально-экономической задачи.

Информационным регулятором социальных процес­сов может выступать определенная информация, рас­пространяемая СМИ и которая может оказывать боль­шое психологическое воздействие на индивидов.

Социальный институт предсказаний выступал в каче­стве регулятора еще с глубокой древности (институт про­рочества, мантики и т.п.). В настоящее время он исполь­зуется в выборных технологиях, всяких предварительных рейтингах и опросах, чтобы убедить избирателей в «пре­допределенной» победе того или иного кандидата.

Вся совокупность нормативных и ненормативных ре­гуляторов в социальном регулировании представлена на нижеприведенной схеме 1 .

1 Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. — 3-е изд. М., 2000. С. 303.

Право, во всяком случае, на формальном уровне, одинаково защищает и оберегает интересы всех членов общества. Поэтому оно выступает в роли регулятора всей социальной системы в целом. Кроме того, право в современном обществе является своего рода метарегу-лятором социальной жизни, поскольку в силу своего всеобщего характера регулирует действие других ре­гуляторов. Правовое общество, то есть общество, где право в полной мере стало всеобщим регулятором, характеризуется его доминированием над всеми дру­гими социальными регуляторами. Этому состоянию общества соответствует такой уровень развития пра­восознания, когда правовой способ разрешения разно­образных социальных конфликтов признается единствен­но возможным. В противоположность этому в обще­ствах переходного типа, не достигших стадии правово­го государства, ситуация иная, что обусловлено дли­тельным господством традиционно иного соотношения права и морали как социальных регуляторов.

Читайте также:  Регулятор валютного рынка россии

Так, в России процесс формирования правовой куль­туры развивался в рамках оппозиции права и морали, причем побеждала, в отличие от западноевропейских тра­диций, мораль. В представлениях наиболее блестящих русских мыслителей этот факт отразился в полной мере. У Б.Н.Чичерина право олицетворяет и ограничивает за­коном внешнюю, социальную свободу человека, а вот внутренняя его свобода регулируется нравственностью и религиозной верой. М.М. Ковалевский исходил из тре­бований общественной солидарности и вытекающей из нее идеи долга, который и определяет все личные права. Н.М. Коркунов отделял право от нравственности, как инструментальные отношения, регулирующие столкно­вения общественных интересов и права и обязанности субъектов, вступающих в правоотношения 1 . Л.И. Пет-ражицкий считает, что неразвитое правосознание явля­ется причиной многих недостатков русского характера. Отечественная юриспруденция подходила к праву с точки зрения общечеловеческих ценностей, выработанных ци­вилизацией, на основе которых в принципе возможно создание идеала общественного устройства. Особое зна­чение придавалось положению о том, что человеческой природе изначально присущи определенные этические принципы, исконные правовые начала, выполняющие в обществе регулирующую функцию. Поэтому право пред­ставало как нравственность.

1 Право и мораль в истории: проблемы ценностного подхода // Государство и право. 1998. №8. С. 114.

Современные юристы (в частности, В.С. Нерсесянц) приходят к иным теоретическим выводам, в частности, обосновывая методологический принцип, состоящий в том, что «закон (позитивное право) должен быть право­вым, но не моральным, религиозным и т.д. Морализа­ция закона столь же ошибочна и вредна, как и узаконе­ние (огосударствление) морали». А вот представители философии права (Э.Ю. Соловьев) поддерживают ис­тинно российскую традицию: «Правосознание нельзя понимать как простое отражение господствующих за­конов и установлений, как повседневную «юридичес­кую компетентность». Правосознание существует до и независимо от наличных законоуложений. Оно облада­ет достоинством правовой совести, активным, нормо-логическим, идеально-критическим темпераментом «ес­тественного права» 1 .

1 Право и мораль в истории: проблемы ценностного подхода. С. 116.

Согласно последним исследованиям, на настоящий момент нет оснований утверждать, что россияне без­мерно привержены правовым принципам социальной жизни, правовому государству. Выбирая между ста­билизацией общественных отношений в стране любы­ми средствами, с одной стороны, и незыблемостью прин­ципов права — с другой, 59,1% опрошенных отдают предпочтение первому и только 14,5% — второму. За стабилизацию общественных отношений даже в ущерб законности и гражданских свобод выступает прежде всего старшее поколение. Однако и молодое не стре­мится отстаивать принципы права, а замыкается в рамках «безучастия». Ограничить граждан в правах, по мнению опрошенных, можно:

а) соблюдая приоритет интересов государства;

б) в интересах других людей;

в) в интересах следственных органов;

г) в случае военных действий;

д) в борьбе со стихийными бедствиями.

Таким образом, опрошенные признают приоритет права государства по сравнению с правами граждан, то есть по сути приоритет права управленческой струк­туры. Иначе говоря, граждане сами признают право­мочность ущемления своих прав государством 1 .

Приведенные данные красноречиво говорят сами за себя. Ответы опрошенных показывают недостаточную степень развития правосознания.

1 Русанова Н.М.. Правовые установки и правовое поведение россиян // Социология и общество. Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи». СПб., 2000. С. 103.

Источник

Право как социальный регулятор

Понятие и виды социального регулирования

Социальное регулирование –неперсонофицированное воздействие на людей с помощью нормативно-регулятивных средств в целях достижения их социально полезного поведения.Социальное регулирование необходимо для наведения порядка в обществе, этот порядок должен соответствовать приказам, указаниям, решениям, обращенным к отдельным индивидам или установленным правилам, нормам поведения, обращенным ко всем членам общества или его отдельным группам сразу (в этом проявляется общий характер норм).

Различают виды социального регулирования:

Индивидуальное регулирование – упорядочение поведения людей посредством персональных регулирующих акций, относящихся к отдельным обстоятельствам, к конкретным лицам.

Виды регулирующих акций: команды, приказы, директивы, индивидуальные задания, установки, которые исполняются добровольно либо принудительно. У этого вида регулирования есть положительные характеристики: учет персональных качеств исполнителя, учет уникальности ситуации. Недостатки данного регулирования: проблема каждый раз решается заново, следовательно, затратность времени и организационных усилий управляющего субъекта; отсутствует единство порядка; возможен субъективизм, произвол управляющего субъекта.

Нормативное регулирование – упорядочение поведения людей посредством образцов, стандартов, эталонов, правил поведения, которым подчиняются все, кто окажется в сфере действия таких правил.

Положительные характеристики этого вида социального регулирования: создание единого порядка, снижение возможности субъективизма, произвола; экономится время и организационные усилия. Недостатки данного регулирования: неучет персональных качеств исполнителя, неучет индивидуальности ситуации.

Управление в человеческом обществе всегда осуществляется посредством обоих видов социального регулирования, нормативное и индивидуально регулирование сочетаются и так компенсируют недостатки друг друга. Однако, по мере нарастания сложности общественных отношений значение нормативного регулирования для установления стабильного и эффективного порядка возрастает. Тем не менее, значение индивидуального регулирования нельзя преуменьшать, оно сопровождает нормативное регулирование, дополняет, а нередко является завершающей стадией воздействия социальных норм на объект регулирования (людей).

Право как социальный регулятор

Право как один из социальных регуляторов представляет собой совокупность норм (правил) поведения в обществе.

Право выступает в качестве регулятивно-охранительной системы, складывающейся из общезначимых правил (норм), принимаемых в целях обеспечения социальной стабильности, безопасности, развития и оказывающих результативное воздействие на юридически значимые общественные отношения.

Из данного определения можно вывести два основных признака права как социального регулятора:

Читайте также:  Схема регулятор для вытяжки

При этом общезначимость права представлена как на объективном, так и на субъективном уровне. Объективно право считается общезначимым в силу его официального провозглашения таковым. Вместе с тем в ряде случаев субъекты воспринимают законодательно закрепленные предписания как лишенные реальной значимости (бесполезные и безопасные) декларации. Следовательно, общезначимым, а стало быть, и правовым, издаваемое предписание будет являться только тогда, когда соответствующий субъект осознает обязательность предусмотренного варианта поведения лично для себя, при этом число подобных субъектов должно быть достаточным для достижения вышеназванных целей правового воздействия (т. е. для социальной стабильности, безопасности, развития).

Результативность права проявляется в достижении конечных целей правового воздействия.

Если взять за основу подобное понимание права, то снимаются многие противоречия и, в частности, противоречие «право — государство — закон»; а также «национальное и международное право». Неважно, кто устанавливает правило с точки зрения его провозглашения и официального закрепления, важно, чтобы тот, кто это делает, обеспечивал бы признание правила общезначимым со стороны субъектов, к которым правило адресовано, и обеспечивал бы результативность осуществляемого при помощи правила поведения. В подобном понимании говорить о праве как о явлении можно и в условиях архаических структур, и в условиях тоталитарных режимов, и в условиях современных демократий. Меняются формальные и содержательные аспекты, однако суть права и правового регулирования остается неизменной.

Высказанная точка зрения предполагает оценку права как социально-культурного явления. При этом в основу права может быть положена протонорма (архаическое право), религиозный догмат (средневековое право), юридическая норма (современное право).

В качестве права может рассматриваться только действующая система норм, поскольку только действующие нормы могут оказывать результативное воздействие на общественные отношения.

Источник

Роль права в оптимизации уровня конфликтности.

Право, регламентирующее все сферы общественной жизни на основе правообразующего интереса, является мощнейшим фактором предотвращения открытых социальных конфликтов. Такое действие осуществляется в силу функции социального контроля, суть которой в подчинении поведения индивидов социальным ожиданиям и требованиям. Роль права для оптимизации уровня конфликтов состоит в:

  • предотвращении,
  • предупреждении,
  • разрешении конфликтов.

Предотвращение состоит в том, что:

  • право, если оно сформированно на основе правообразующего интереса, резюмирует уже наиболее разумные и типичные способы решения конфликтов, учитывает интересы всех участников правового общения.
  • часто право предписывает обязанности, предусматривающие бесконфликтный способ поведения и недопущения отклонения от нормативного статуса субъектов права.
  • право иерархично, потому предусматривает соподчиненность нормативных правовых актов и органов.

Предупреждение заключается в:

  • устранении его причин,
  • его нормативном урегулировании. Уже в силу самого существования право спасает общество от конфликтогенной, т.е. конфликтопорождающей ситуации насилия и произвола, борьбы всех против всех, что губительно для общества. Конфликт, как и всякое отношение между людьми, регулируется нормами. С Здесь правовые нормы конкурируют с иными социальными нормами. Самое большое значение при регулировании конфликтов имеют нормы нравственности, т.к. всякий конфликт затрагивает вопросы добра и зла, правильного и неправильного и т.д. Нормы права в отличие от иных социальных норм:

— закреплены в актах,

Т.е. правовая оценка конфликта официальна и не может быть изменена под давлением сторон и извне. Т.о. правовое регулирование является наиболее действенным способом разрешения и предупреждения конфликтов.

Объектами воздействия правовой нормы являются:

  • причины конфликта,
  • его развитие,
  • результаты,

последствия конфликта, включая судьбу участников конфликта.

Однако эффективность предупреждения конфликтов остается не высокой в силу того, что:

  • с одной стороны, вмешательство в конфликт социально полезно,
  • с другой, конфликт—частное дело сторон, а предупреждение как форма вмешательства возможно только, когда конфликт перерастает рамки личных или групповых отношений и становится общественно значимым.

Механизм воздействия правовой нормы на конфликт или другую социальную ситуацию по сути воспроизводит механизм правового регулирования со стороны социологии и включает в себя:

  • информационное воздействие, т.к. норма предлагает группе или индивиду варианты поведения, одобряемые государством, и предупреждает о санкции за несоблюдение нормы.
  • ценностное воздействие, т.к. норма диктует ценности, одобряемые обществом и государством.
  • элемент принуждения, т.к. норма обладает принудительной силой в отношении тех, кто игнорирует ее требования. Представляется уместным высказывание, что ничто так не дисциплинирует водителя, как едущая за ним машина ГАИ.

Роль права в разрешении конфликтов состоит в том, что:

  • именно праву принадлежит ключевая роль в системе социальных институтов для урегулирования конфликтов. Для реализации этой функции у него есть специальные средства. Поэтому говорят о «институционализации конфликтов», т.е. создании постоянных или временных форм, в которых ведется борьба сторон, форм, в которых не может быть уничтожения сторон. Институционализация конфликтов в праве осуществляется в рамках конституционного, арбитражного, хозяйственного, административного, уголовного, гражданского судопроизводства и иных.

В разрешении социальных конфликтов важно соблюсти принципы справедливости. Так, Д.Ролз считает, что хотя общество и представляет собой общественное предприятие во имя взаимной выгоды, но для него характерны конфликты интересов, как, впрочем, и их совпадение. Совпадение интересов заключается в том, что социальная кооперация, сотрудничество делает возможной для всех лучшую жизнь по сравнению с тем, если бы каждый жил сам по себе. Конфликт же заключается в том, что людям небезразлично, как большие выгоды от совместного сотрудничества будут распределены между ними, т.к. они преследуют собственные цели и хотят получить большую долю сами. Вообще идея справедливости, разделяемая большинством населения, составляет основу ценностно-нормативной системы общества и правопорядка.

Читайте также:  Схема регулятора полевыми транзисторами

В разрешении социальных конфликтов также важно не допустить экскалации и применения крайних мер насилия.

  • право юридизирует социальный конфликт. Юридизация социальных конфликтов означает перевод конфликт из неправовой зоны в правовую, преобразование его в правовой спор или спор о праве, четкую формализацию неформального спора. Т.о. общество уходит от неправовой, т.е. не решаемой правовыми средствами ситуации к ситуации, решаемой в рамках правовой нормы, правового процесса, правовых средств обеспечения принятого решения.

Однако бывают случаи, когда право не в состоянии решить спор в силу того, что юридизация конфликта не возможна:

  • когда социальные противоречия настолько острые, что общество оказывается уже неспособным решать наиболее принципиальные конфликты правовыми средствами. Для решения таких конфликтов требуется резкий качественный переворот всей социальной системы, т.е. социальная революция. Правом революция игнорируется. А ведь это ломка старой системы права, как не справившейся с решением наиболее значимых проблем общества.
  • когда в обычных, не столь экстремальных обстоятельствах, спор возникает в сферах, не урегулированных правом. Это случается, когда:

— соответствующие отношения не подлежат правовой регуляции в данной исторической обстановке (например, это- сфера морали). В последнее время право все чаще вторгается в сферу морали и религии. Например, в среди других оснований ограничение прав человека по всем основным документам допускается в случае, когда они противоречат справедливым требованиям морали.

— есть пробел в праве, который должен быть устранен.

— действующее законодательство неэффективно, т.е. не способно выполнять свои регулятивные функции. Поэтому уровень конфликтности в определенной сфере общественных отношений по отношению к оптимальному уровню является показателем (не)эффективности действия права.

В демократических обществах с развитым гражданским обществом, где его члены способны объединится для выражения и защиты своих интересов роль посредника между различными конфликтующими группами гражданского общества и государства в лице органов законодательной власти берут на себя политические партии. Функции партий здесь заключаются не просто в выявлении конфликтующих групп и их интересов, а в выявление в этих интересах общезначимых начал, которые могут быть учтены при подготовке законопроектов, чем в корне отличаются от иных объединений, например, корпораций. Т.е. политические партии переводят смысл частных интересов на общегосударственный и общеправовой уровень. Благодаря им социальные конфликты попадают в поле зрения законодателя. Далее поиск правовой формы разрешения конфликта идут через механизмы парламентского представительства технологию избирательного процесса, парламентские процедуры согласования различных интересов.

Условно можно выявить следующие фазы конфликта, которые однако являются факультативными:

исходное положение дел, оценка доконфликтной ситуации, интересы сторон, степень их взаимопонимания. Каждая из сторон воспринимает конфликтную ситуацию в виде некой проблемы, в разрешении которой важны три момента:

— оценка доконфликтной ситуации, т.е. степень значимости более широкой системы связей, преимущества и потери, вытекающие из предшествующей ситуации и ее дестабилизации,

— степень осознания собственных интересов и готовность пойти на риск, ради их осуществления,

— восприятие противоположной стороной друг друга и их интересов. Если сторона способна учитывать интересы оппонента, то, как правило, конфликт развертывается мирно и в созидательном направлении.

  • инициирующая сторона- причины и характер ее действий,
  • ответные меры, степень готовности к переговорному процессу, возможность нормального развития и разрешения конфликтов, изменение исходного положения дел.
  • отсутствие взаимопонимания, т.е. понимание интересов противоположной стороны,
  • мобилизация ресурсов в отстаивании своих интересов,
  • использование силы или угрозы силой, демонстрация силы , жертвы насилия,
  • мобилизация контрресурсов, идеологизация конфликта с помощью идеи справедливости и создания образа врага,
  • проникновение конфликта во все структуры и отношения, доминирование конфликта в сознании сторон над всеми иными отношениями,
  • тупиковая ситуация, ее саморазрушающее действие,
  • осознание тупиковой ситуации, поиск новых подходов, смена лидеров конфликтующих сторон,
  • переосмысление, переформулировка собственных интересов с учетом опыта тупиковой ситуации и пониманием интересов противостоящей стороны,
  • новый этап социального взаимодействия.

Иногда говорят о цене конфликта, которая определяет способ завершения конфликта и выигравшую сторону. По этому критерию различают:

чистые конфликты- в них нет места компромиссу или согласию.

смешанные конфликты- обе стороны могут оказаться в выигрыше.

Выделяют также конфликты:

  • решенные с привлечением внешней силы, например, посредством арбитража,
  • решенные самостоятельно, например, одна из сторон навязала свое мнение другой. Самостоятельно разрешаются также застарелые конфликты, потерявшие актуальность.

Завершение конфликта: обе стороны проигрывают, например, «цена» победы велика, жертвы оказались больше чем полученное благо,

  • обе стороны выигрывают на основе компромисса, взаимоуступок, совпадения мнения,
  • выигрывает одна из сторон.

Конфликт может разрешиться следующими способами:

  • юридическим консенсусом. Он применяется в конституционном праве, когда создаются согласительные комиссии из представителей сторон и независимых экспертов или спор решается Конституционным судом, в международном, гражданском, административном. В США консенсус используют даже в уголовном праве, когда обвиняемый взамен на признание своей вины получает смягчение меры наказания;
  • соглашением под давлением внешней сил, например, при вмешательстве в драку сил правопорядка;
  • соглашением, навязанным одной из сторон конфликта.
  • в силу потери актуальности конфликта. Особенно если этот конфликт застарелый;
  • приостанавлением конфликта. Например, когда на определенной стадии исчерпаны все имеющиеся средства ведения конфликта.
  • гибелью одной из сторон или гибелью всех оппонентов.


Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Роль права в оптимизации уровня конфликтности.

Роль права в оптимизации уровня конфликтности.

Источник

Adblock
detector