Меню

План урока по теме зависимость силы тока от напряжения

Конспект урока по физике на тему «Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома». (8 класс, физика)

Конспект урока по физике на тему

Предмет: Физика.

Класс: 8.

Учитель: Елакова Галина Владимировна.

Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» г. Канаш Чувашской Республики.

Тема урока: «Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома».

Основной материал. Установление на опыте зависимости силы тока от напряжения и от сопротивления. Закон Ома для участка цепи.

Образовательная:

-Экспериментально установить зависимость между физическими величинами – силой тока, электрическим сопротивлением и электрическим напряжением.

-Изучить закон Ома для участка цепи.

Привести все знания в логическую последовательную систему, углубить и закрепить знания.

Повторить основные понятия и формулы темы, систематизировать материал.

Продолжить формирование умений, применять теоретические знания при решении разных типов задач, применять нужную формулу, оперировать числовыми данными.

Формирование у учащихся целого ряда умственных действий, умение находить выход из сложившийся ситуации, решать качественные задачи, выяснение знаний в соотношениях между единицами физических величин.

Умение формулировать, красиво и правильно произносить определения и физические законы, результаты опытов.

_Развивать познавательный интерес к физике.

Воспитательная:

Воспитание интереса к научным знаниям, изучению предмета физики.

Развитие способностей к исследовательскому труду.

Оборудование: L — микро набор «Электричество», экран, компьютер, мультимедийный проектор.

Как Ом открыл свой закон.

Как зависит сила тока от сопротивления.

Какая зависимость существует между силой тока, напряжением и сопротивлением.

Что такое короткое замыкание.

Вы вспомните:

Что такое сила тока, напряжение и сопротивление.

Какая величина характеризует электрическое поле.

Какая величина характеризует электрический ток.

Какая величина характеризует сам проводник.

Что сила тока в проводнике зависит не только от напряжения, но и от свойств самого проводника.

Что связь между силой тока и напряжением была установлена на опыте.

Что сила тока в цепи прямо пропорциональна напряжению.

Что сила тока зависит также и от сопротивления проводника.

Учитель : На предыдущих уроках мы познакомились с основными величинами, характеризующими электрическую цепь. Цель нашего урока — экспериментально установить зависимость между физическими величинами – силой тока, электрическим сопротивлением и электрическим напряжением. Выясним, кто впервые установил эту зависимость. (Слайд) Георг Симон Ом (1787-1854) — немецкий физик, автор основного закона электрической цепи — закон Ома (видео, Классная физика ? ссылка на источник «Класс!ная физика» обязательна: http://class-fizika.ru/vf.html )

Ом Георг Симон (1787-1854) – немецкий физик, автор одного из основных законов, определяющих электрические токи в металлических проводниках. С юных лет Ом привык творчески относиться к любой работе. В 17 лет Ом становится учителем математики. Проводя занятия со школьниками, Георг продолжает совершенствовать свои знания по математике, физике, химии и философии, изучает труды корифеев науки. Попробуем мысленно перенестись в двадцатые годы XIX века! Тогда электрические токи в проводниках были, уже известны, уже существовали источники тока (батареи гальванических элементов), датский физик Х. К. Эрстед открыл, что электрический ток оказывает действие на стрелку компаса, но что собой представляет этот ток, как его измерять, от чего он зависит – об этом физики почти ничего не знали. Не было не только никаких измерительных приборов, но даже ещё и терминов «сила тока», «напряжение», «сопротивление». На протяжении более четверти века после создания первого источника электрического тока, вольтова столба, многие физики ошибочно считали, что проводник является «чисто пассивной частью электрической цепи». Такое мнение господствовало вплоть до сороковых годов девятнадцатого столетия. Ома это не смутило, и он приступил к опытам.

Ому нужен был прибор, позволявший измерять силу электрического тока. Незаурядная эрудиция и мастерство позволили ему решить эту нелёгкую задачу. Ему удалось найти настолько оригинальное техническое решение, что позднее физики справедливо назвали прибор Ома «первым прибором для электрических измерений».

Ом многократно повторял эксперименты с различными проводниками, концы которых он помещал в фарфоровые чашечки со ртутью, тем самым замыкая цепь (на фото внизу слева). Но особенно важное наблюдение Ома заключалось в следующем: изменяя длину проводника, он доказал, что, выражаясь современной терминологией, сила тока обратно пропорциональна сопротивлению участка цепи. Так звучит уже знакомая нам формулировка закона Ома, впервые опубликованная им в 1827 г.
Открытие Ома, давшее возможность впервые количественно изучать токи, имело и имеет огромное значение для науки! Все теоретические и опытные проверки открытых им закономерностей, показали полную их точность!

Работу Ома в Германии встретили очень хорошо. В 1833 году ученый был уже профессором политехнической школы в Нюрнберге. Однако за рубежом, особенно во Франции и Англии, работы Ома долгое время оставались неизвестными. Через 10 лет после появления его работы французский физик Пулье на основе экспериментов пришел к таким же выводам. Но Пулье было указано, что установленный им закон еще в 1827 г. был открыт Омом. Любопытно, что французские школьники и поныне изучают закон Ома под именем закона Пулье.

Раньше всех из зарубежных учёных, заслуги Ома признали русские физики Э. Х. Ленц и

Б. С. Якоби. На Электротехническом съезде в Париже в 1881 г. единицу электрического сопротивления назвали 1 Ом.
О значении этих работ профессор Мюнхенского университета Е. Ломмель при открытии памятника Ому в 1895 г. сказал так: «Открытие Ома было ярким факелом, осветившим ту область электричества, которая до него была окутана мраком. Ом указал единственно правильный путь через непроходимый лес непонятных фактов. Замечательные успехи в развитии электротехники, за которыми мы с удивлением наблюдали в последние десятилетия, могли быть достигнуты только на основе открытия Ома. Лишь тот в состоянии господствовать над силами природы и управлять ими, кто сумеет разгадать законы природы. Ом вырвал у природы так долго скрываемую тайну и передал её в руки современников».

Преданность науке со стороны Ома была столь велика, что за всю жизнь он так и не создал собственной семьи. Родной брат Георга Мартин также прославился в науке, став известным математиком.

Постепенно, сначала в России, а затем и в других странах, теория Ома получила полное признание. Закон Ома внес такую ясность в правила расчета токов и напряжений в электрических цепях, что американский ученый Дж. Генри, узнав об открытиях Ома, не удержался от восклицания: «Когда я первый раз прочел теорию Ома, то она мне показалась молнией, вдруг осветившей комнату, погруженную во мрак».

Приобретенными знаниями Ом щедро делился со своими учениками, среди которых оказалось немало известных ученых, например, математик П. Дирихле и астроном Е. Гейс.

Открытие Ома

О значении исследований Ома точно сказал профессор физики Мюнхенского университета Е. Ломмель при открытии памятника ученому в 1895 году: «Открытие Ома было ярким факелом, осветившим ту область электричества, которая до него была окутана мраком. Ом указал единственно правильный путь через непроходимый лес непонятных фактов. Замечательные успехи в развитии электротехники, за которыми мы с удивлением наблюдали в последние десятилетия, могли быть достигнуты только на основе открытия Ома. Лишь тот в состоянии господствовать над силами природы и управлять ими, кто сумеет разгадать законы природы. Ом вырвал у природы так долго скрываемую тайну и передал ее в руки современников».

Читайте также:  Формул силы тока в колебательном контуре

Учитель: Как понять закон Ома? Как зависит сила тока от сопротивления? Как связаны между собой сила тока, напряжение и сопротивление?

Ответ на поставленный вопрос можно получить из опыта. Составим цепь, взяв в качестве источника тока аккумулятор и по очереди включают проводники, обладающие сопротивлением 1 Ом, 2 Ом, 4 Ом.

Вывод: Вольтметр, подключаемый к концам этих проводников, показывает одинаковое напряжение (внутреннее сопротивление аккумулятора очень мало).

При другом источнике тока постоянное напряжение следует поддерживать при помощи потенциометра, реостата, каждый раз привлекаю внимание на то, что измерения приводят при одном и том же напряжении. Силу тока измеряем амперметром. Анализируя результаты делаем вывод: сила тока на концах проводника обратно пропорциональна сопротивлению проводника.

Закон Ома

Свой знаменитый закон Ом вывел экспериментальным путём. Проведём несложный опыт.

Соберём электрическую цепь, в которой источником тока будет аккумулятор, а прибором для измерения тока – последовательно включенный в цепь амперметр. Нагрузкой служит спираль из проволоки. Напряжение будем измерять с помощью вольтметра, включенного параллельно спирали. Замкнём с помощью ключа электрическую цепь и запишем показания приборов. Подключим к первому аккумулятору второй с точно такими же параметрами. Снова замкнём цепь. Приборы покажут, что и сила тока, и напряжение увеличились в 2 раза. Если к 2 аккумуляторам добавить ещё один такой же, сила тока увеличится втрое, напряжение тоже утроится.

Вывод: сила тока в проводнике прямо пропорциональна напряжению, приложенному к концам проводника.

В нашем опыте величина сопротивления оставалась постоянной. Мы меняли лишь величину тока и напряжения на участке проводника. Оставим лишь один аккумулятор. Но в качестве нагрузки будем использовать спирали из разных материалов. Их сопротивления отличаются. Поочерёдно подключая их, также запишем показания приборов. Мы увидим, что здесь всё наоборот. Чем больше величина сопротивления, тем меньше сила тока.

Вывод: Сила тока в цепи обратно пропорциональна сопротивлению.

Итак, наш опыт позволил нам установить зависимость силы тока от величины напряжения и сопротивления. Делаем общий вывод и записываем закон Ома для участка цепи.

Опытным путём Ом установил взаимосвязь между этими основными параметрами электрической цепи: «Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению и обратно пропорциональна электрическому сопротивлению на этом участке».

I = U / R; Это и есть формула закона Ома для участка цепи.

R = U/I — формула сопротивления ;

U = IR — формула напряжения . Чтобы найти напряжение U на концах участка цепи, надо силу тока I на этом участке умножить на его сопротивление R.

http://slojno.net/attachments/Image/Treugolnik-Oma.jpg?template=generic

Разделим треугольник на 3 части. Впишем в каждую из них величины, входящие в закон Ома — так, как показано на рисунке.

Закроем величину, которую нужно найти. Если оставшиеся величины находятся на одном уровне, то их нужно перемножить. Если же они располагаются на разных уровнях, то величину, расположенную выше, необходимо разделить на нижнюю.

Учитель: Чтобы интуитивно понять закон Ома, обратимся к аналогии представления тока в виде жидкости. Именно так думал Георг Ом, когда проводил опыты, благодаря которым был открыт закон, названный его именем. Представим, что ток – это не движение частиц-носителей заряда в проводнике, а движение потока воды в трубе. Сначала воду насосом поднимают на водокачку, а оттуда, под действием потенциальной энергии, она стремиться вниз и течет по трубе. Причем, чем выше насос закачает воду, тем быстрее она потечет в трубе. Отсюда следует вывод, что скорость потока воды (сила тока в проводе) будет тем больше, чем больше потенциальная энергия воды (разность потенциалов).

Закон Ома

Учитель: А что произойдёт, если сопротивление внешней цепи вдруг станет равно нулю?

В повседневной жизни мы можем наблюдать это, если, например, повреждается электрическая изоляция проводов, и они замыкаются между собой. Возникает явление, которое называется коротким замыканием. Ток, называемый током короткого замыкания, будет чрезвычайно большим. При этом выделится большое количество теплоты, которое может привести к пожару. Чтобы этого не случилось, в цепи ставят устройства, называемые предохранителями. Они устроены так, что способны разорвать электрическую цепь в момент короткого замыкания.

При уменьшении сопротивления сила тока возрастает. Если сила тока превысит допустимое для данной цепи значение, включенные в нее приборы могут выйти из строя; провода при этом могут раскалиться и стать причиной пожара. Именно такая ситуация возникает при коротком замыкании. Так называют соединение двух точек электрической цепи, находящихся под некоторым напряжением, коротким проводником, обладающим очень малым сопротивлением.

Короткое замыкание может возникнуть при соприкосновении оголенных проводов, при небрежном ремонте проводки под током, при большом скоплении пыли на монтажных платах и даже при случайном попадании какого-нибудь насекомого внутрь прибора.

Закрепление нового материала.

1. Сформулируйте закон Ома.

2. Как изменится сила тока на участке цепи, если при неизменном сопротивлении увеличить напряжение на его концах?

3. Как изменится сила тока, если при неизменном напряжении увеличить сопротивление участка цепи?

4. Как с помощью вольтметра и амперметра можно измерить сопротивление проводника? 5. По какой формуле находится напряжение, если известны сила тока и сопротивление данного участка?

6. Что называют коротким замыканием? Почему при этом увеличивается сила тока?

Криптограмма.

Отгадав ключевые слова и заменив числа буквами, вы сможете прочитать физический закон и фамилию ученого, открывшего этот закон (см. рис.)

Значение ключевых слов:

1. Единица количества электричества: 8 – 17 — 9 — 12 – 22.

2. Физическая величина, измеряемая вольтами: 22 – 24 – 13- 14 – 23 – 5 – 4 – 22 – 7 – 4.

3. Место на источнике тока, на котором накапливаются электрические заряженные частицы: 13 – 12 – 9 – 11 – 15.

4. Прибор, служащий для обнаружения в цепи электрического тока:

3 -24 -9 -25 -2 -24 -22 -12 -12 -10 – 4 – 16 – 14.

5. Металл, обладающий весьма малым удельным сопротивлением:

15 – 4 – 14 – 4 – 1 – 14 – 12.

6. Сплав с высоким удельным сопротивлением: 22 – 7 – 18 – 14 – 12 – 10.

7. Покрытие проводника, препятствующее электрическому контакту этого проводника с окружающими телами:7 -6 – 12 – 9 – 23 – 19 – 7 – 23.

8. Раздел физики: 21- 9 – 4 – 8 – 16 – 14 – 7 – 20 – 4 – 15 – 16 – 2 – 12.

Источник

Технологическая карта урока по теме «Исследование зависимости силы тока от напряжения» 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме «Исследование зависимости силы тока от напряжения» 8 класс»

Технологическая карта урока

Урок № :17/ 8

Учитель : Столяр Анна Валерьевна

Предмет:Физика

Автор УМК: А.В. Перышкин

Тема урока: Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах. Измерение сопротивления проводника

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Содержательная:расширение понятийной базы за счет включения в нее понятияэлектрического сопротивления и факторов, от которых оно не зависит.

Деятельностная:формирование у учащихся умений реализации новых способов действия: развитие монологической и диалогической речи, разумное использование достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, владение экспериментальными методами и методами исследования в процессе изучения зависимости сопротивления проводника от силы тока и напряжения, читать графики, выполнять расчеты, сравнивать полученные результаты и на их основе делать выводы, определять цену деления шкалы приборов, определять погрешность, овладевать навыками организации учебной деятельности, формировать самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

Читайте также:  Найдите время в течение которого по проводнику шел постоянный ток

Образовательные:

установить линейную зависимость между силой тока, напряжением и сопротивлением в электрической цепи;

формирования умения определять сопротивление проводника при помощи электроизмерительных приборов; формирования навыков объяснять результаты физического опыта и применять полученные знания при решении практических задач.

записать показания приборов с учетом погрешности, определять границы допустимости полученных результатов;

овладение учащимися такими общенаучными понятиями, такими как, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

понимание смыслаосновных физических законов и уметь применят их на практике:закон Ома для участка цепи

понимание принципа действия реостата

владение способами выполнения расчётов погрешности, электрического сопротивления

умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды, техника безопасности).

использование физических приборы и измерительных инструментов для измерения физических величин: силы тока, напряжения, сопротивления (косвенно)

представление результатов измерений с помощью таблиц, графиков и выявление на этой основе эмпирической зависимости: силы тока от напряжения на участке цепи

выражение результатов измерений и расчетов в единицах Международной системы (Си)

приводить примеры практического использования физических знаний об электрических явлениях

решение задач на применение физических законов: закон Ома для участка цепи

осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников информации (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в различных формах (словесно, с помощью рисунков, чертежей и др)

Развивающие:

Продолжить развитие умения анализировать.

Продолжить развитие умения сравнивать.

Продолжить развитие умения работы с таблицами.

Продолжить развитие умения делать выводы.

Развивать коммуникативные навыки работы в группах.

Развивать познавательный интерес к окружающей жизни.

Формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Воспитательные:

Вовлечь в активную практическую деятельность.

Совершенствовать навыки общения.

Создать условия для реальной самооценки обучающихся, реализации их как личности.

Воспитать культуру учебного труда.

Воспитать культуру навыков самообразования.

Воспитать культуру экономного расходования ресурсов (времени).

Планируемые

смогут сформулировать понятие силы тока, напряжения и электрического сопротивления;

смогут назвать единицы измерения величин;

смогут наблюдать и описывать физические явления, для объяснения зависимости между величинами;

смогут применять закон Ома для участка цепи;

смогут записывать формулу для вычисления сопротивления проводника;

смогут снимать показания с приборов с учетом погрешности;

смогут рассчитать сопротивление проводника с учетом погрешности;

смогут построить и прочитать график зависимости силы тока от напряжения;

смогут приобрести опыт простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов.

Смогут более ответственно относиться к учебе,

Будут готовы к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Получат представление о целостном формировании мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. ·

Будут более осознанно относиться к собственным поступкам. ·

Смогут продемонстрировать коммуникативные компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

смогут осознавать личностное значение изучения темы.

Метапредметные (УУД):

— регулятивные УУД:

смогут определять и формулировать цель урока;

смогут соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его;

смогут осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;

— познавательные УУД:

смогут экспериментировать, наблюдать, анализировать, выдвигать гипотезы, сравнивать, делать выводы;

— коммуникативные УУД:

смогут организовать учебное взаимодействие в паре;

смогут грамотно выражать речью свои мысли.

Источник



Зависимость силы тока от напряжения

Тема урока: Зависимость силы тока от напряжения.

Класс: 8.

Форма проведения: урок-исследование.

Тип учебного занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Цели учебного занятия:

Образовательные:

  • создать условия для исследования зависимости силы тока от напряжения;
  • направлять и регулировать деятельность учащихся по осуществлению опытов, при выполнении которых определяется зависимость силы тока от напряжения.

Развивающие:

  • содействовать развитию у школьников умений использовать научные методы познания: наблюдение, гипотеза, эксперимент;
  • создать условия для активизации мышления школьников;
  • содействовать развитию у учащихся речевых навыков, умения самостоятельно формулировать выводы;
  • содействовать развитию у школьников умения самостоятельно проводить физические эксперименты;

Воспитательные:

  • содействовать развитию у учащихся чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного выполнения эксперимента;
  • содействовать развитию у учащихся умения работать в группе, сотрудничать, выслушивать товарища, уважать мнение оппонента.

Технические и дидактические средства:

  • компьютер с мультимедийным проектором;
  • матрица исследования и рабочие листы урока (приложение №1,№2);
  • презентация к уроку;
  • микро-лаборатория по электричеству
  • ноутбуки

Структура урока:

  1. Организационный этап – 1 мин
  2. Этап актуализации опорных знаний учащихся – 8 мин
  3. Этап усвоения новых знаний и способов действий – 25 мин
  4. Физкультминутка – 2 мин
  5. Этап первичного понимания изученного – 4 мин
  6. Этап информации о домашнем задании – 1 мин
  7. Этап подведения итогов занятия – 2 мин
  8. Этап рефлексии – 2 мин

Ход урокa

Этапы урока

Содержание деятельности

Работа с ИАД

(Презентация)

Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада вас видеть. Думаю, что на сегодняшнем уроке физики будет интересно всем, но особенно тем, кто интересуется наукой, любит узнавать новое и проводить различные исследования.

Сегодня каждый из вас сможет побывать в роли ученого и совершит для себя открытие в области «Электричество».

Слайд№1, закладка «опрос»

Рисунок 1

Этап актуализации опорных знаний учащихся

Ответы на поставленные вопросы учитель отражает на ИАД.

Учитель: Мы привыкли к тому, что электрический ток наш незаменимый помощник. Он может дать свет, тепло, связь, приводит в движение различные механизмы, облегчающие труд человека.

Ребята, скажите, а что такое электрический ток?

Ученик: Электрический ток — это упорядоченное (направленное) движение заряженных частиц.

Учитель: Что нужно создать в проводнике, чтобы в нем возник и существовал электрический ток?

Ученик: Чтобы получить электрический ток в проводнике, надо создать в нем электрическое поле.

Учитель: Как называется устройство, с помощью которого создается и длительное время поддерживается электрическое поле в проводнике?

Ученик: Такое устройство называется источником ток

Учитель: Ребята, что мы получим, когда с помощью проводов соединим источник тока, потребитель электрической энергии и замыкающие устройства?

Ученик: Мы получим простейшую электрическую цепь.

Учитель: Ребята, что вы видите на демонстрационном столе?

Ученик: Собрана электрическая цепь, состоящая из источника тока, резистора, амперметра, ключа и вольтметра.

Учитель: Какие измерительные приборы есть в данной электрической цепи?

Ученик: Амперметр и вольтметр.

Учитель: Какие физические величины измеряют эти приборы?

Ученик: Амперметр измеряет силу тока, вольтметр напряжение.

Учитель: Что такое сила тока?

Ученик: Сила тока – это физическая величина, которая показывает, какой заряд проходит через поперечное сечение проводника за единицу времени.

Учитель: Какая физическая величина называется напряжением?

Ученик: Напряжение – это физическая величина, показывающая, какую работу совершает электрическое поле по перемещению заряда из одной точки в другую.

Учитель: Подаем напряжение. И изменяем его.

Учитель плавно изменяет напряжение между концами проводника. Ребята обращают внимание на изменение показания амперметра.

Читайте также:  Как подается ток в метро

Учитель формулирует проблемный вопрос: Ребята, как вы считаете, почему изменяется показание амперметра?

Ученики выдвигают гипотезу: Вероятно, существует какая-то связь (зависимость) между силой тока и напряжением.

Учитель: Будут ли другие версии?

Ученики в основном придерживаются данного предположения.

Учитель: Да действительно, сила тока зависит от напряжения. И сегодняшний урок мы посвятим изучению этой зависимости. Я предлагаю вам сформулировать тему сегодняшнего занятия, которая станет темой нашего исследования.

Ученик: Тема нашего сегодняшнего урока: «Зависимость между силой тока и напряжением» (при необходимости учитель корректирует).

Учитель: Любой ученый ведет записи, опираясь на план. Я предлагаю вам записывать нужную информацию в маршрутном листе урока, а в качестве плана использовать матрицу исследования (Приложение №1 – матрица исследования.docx). Обратимся к маршрутному листу (Приложение №2 маршрутный лист урока.docx) и запишем в него тему, она звучит так: «Зависимость силы тока от напряжения». Опираясь на тему, поставим цель исследования. Ваши предложения?

Ученик: Определить (установить) как зависит сила тока от напряжения.

Учитель: Цель предполагает решение ряда задач. Какие задачи перед собой мы поставим? Для их формулирования вам помогут вопросы на доске.

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7

Рисунок 8

Рисунок 9

На доске: Что? Где? Как? С помощью чего? Зачем?

Ученики формулируют задачи урока:

Что? Получить информацию по теме исследования.

Где? Из различных источников (книги, Интернет — ресурсы, справочники).

Что? Провести лабораторные исследования, направленные на изучение зависимости силы тока от напряжения.

С помощью чего? Подготовить необходимое оборудование для проведения исследования (источник тока, амперметр, вольтметр, провода).

Зачем? Для того, чтобы достигнуть цель исследования.

Тема появляется на ИАД

Этап усвоения новых знаний и способов действий

Учитель: Для получения теоретической информации по теме исследования посетим кафедру теоретической физики научно-исследовательского института сотрудниками, которого вы будите на сегодняшнем уроке. Обратимся к источникам информации — учебнику «Физика-8» автора А.В. Перышкина и Интернет- ресурсам (те, у кого на столе ноутбук).

Учитель: В течение 4 минут вы, как настоящие исследователи работаете с источником информации и выполняете первое задание в маршрутном листе урока.

Задание: заполните пропуски в тексте и подготовьте рассказ о зависимости силы тока от напряжения (обращение к тексту учебника на страницах 119-120)

По истечении положенного времени.

Учитель: Есть желающие поделиться результатами работы с учебником?

Ученик зачитывает:

Мы знаем, что электрический ток в цепи – это упорядоченное движение заряженных частиц.

Для существования электрического тока необходимо наличие свободных заряженных частиц и электрическое поле.

Чем сильнее действие электрического поля на заряженные частицы, тем больший заряд переносится через поперечное сечение проводника за единицу времени, а значит больше сила тока в цепи. Так как действие электрического поля характеризуется физической величиной — напряжением, значит, можно сказать, что сила тока на участке цепи зависит от напряжения. Во сколько раз увеличивается напряжение, во столько раз увеличивается сила тока, следовательно, сила тока в проводнике прямо пропорциональна напряжению на концах проводника.

Учитель: Менделеев Д. И. обращал внимание исследователей на то, что теория, не проверяемая опытом, при всей красоте концепции теряет вес, не признается; практика, не опирающаяся на взвешенную теорию, оказывается в проигрыше и убытке.

Учитель: Учитывая мнение великого русского ученого, предлагаю перейти в физическую лабораторию и выполнить лабораторные исследования, разделившись на группы: у каждого ряда свое задание, на выполнение которого отводиться 4 минуты.

Но прежде всего надо учесть, что у электричества со всеми плюсами есть и одно несомненное отрицательное свойство — потенциальная угроза для жизни и здоровья. Именно поэтому, пользуясь электричеством, необходимо соблюдать технику безопасности. Так как вы изучаете электрические явления уже не первый урок, то с правилами ТБ при работе с электричеством, вы знакомы. Перечислите их.

Ученики вспоминают ТБ:

  • Необходимо быть внимательными и дисциплинированными, точно выполнять указания учителя.
  • Размещать приборы, материалы, оборудование на своём рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.
  • При сборке электрической схемы использовать провода с наконечниками, без видимых повреждений изоляции, избегать пересечений проводов.
  • Источник тока подключать в последнюю очередь.
  • Собранную электрическую схему включать только после проверки ее учителем.
  • Не прикасаться к элементам цепи, находящимся под напряжением и без изоляции.

Учитель: Перед выполнением лабораторного исследования немного отдохнем.

Рисунок 10

Проходит физкультминутка.

Учитель: Можно приступить к выполнению лабораторного исследования.

Дети выполняют задание.

Учитель: По результатам экспериментов заполним таблицу.

Представители различных групп выходят к ИАД и заполняют таблицу.

Источник

Урок физики в 8-м классе по теме «Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи»

Разделы: Физика

Тема урока: Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи.

Цель урока: Установить зависимость между силой тока, напряжением на однородном участке электрической цепи и сопротивлением этого участка.

Задачи урока:

  • Выяснить, что сила тока в участке цепи обратно пропорциональна его сопротивлению, если при этом напряжение остается постоянным
  • выяснить, что сила тока прямо пропорциональна напряжению на концах проводника, если при этом сопротивление не меняется.
  • научиться применять закон Ома для участка цепи при решении задач.
  • научиться определять силу тока, напряжение по графику зависимости между этими величинами, а также сопротивление.

Оборудование: Экран, демонстрационные амперметр и вольтметр, источник тока, ключ, соединительные провода, демонстрационный магазин сопротивлений, ТСО, портреты ученых.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. целью подготовки к восприятию нового материала.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление знаний, умений и навыков.
  5. Домашнее задание.
  6. Подведение итогов урока.

1. Организационный момент

Учитель: По словам русского поэта ХIХ века Якова Петровича Полонского,

Царство науки не знает предела –
Всюду следы ее вечных побед,
Разума слово и дело,
Сила и свет.

Эти слова по праву можно отнести к теме, которую мы сейчас изучаем — электрические явления. Они подарили нам много открытий, осветивших нашу жизнь в прямом и переносном смысле. А сколько еще неопознанного вокруг! Какое поле деятельности для пытливого ума, умелых рук и любознательной натуры. Так что запускайте свой «вечный двигатель», и вперед!
Вспомним, что изучая тему «Электрические явления», вы узнали основные величины, характеризующие электрические цепи.

2. Актуализация знаний учащихся

Учитель: В начале, пожалуйста, перечислим основные величины, характеризующие электрические цепи.

Ученики: Сила тока, напряжение и сопротивление.

Учитель: А теперь, дайте небольшую характеристику каждой из этих величин, по следующему плану:

  1. Название величины.
  2. Что характеризует данная величина?
  3. По какой формуле находится?
  4. В каких единицах измеряется?
  5. Каким прибором измеряется или изменяется?

Ученики:
Сила тока – характеризует электрический ток в проводнике.
– формула для нахождения силы тока, где q-заряд, проходящий через поперечное сечение проводника, t-время прохождения заряда. Единица измерения – ампер. Измеряется сила тока – амперметром.
Напряжение-величина, которая характеризует электрическое поле.
– формула для нахождения напряжения, где А- работа по переносу заряда через поперечное сечение проводника, q-заряд. Единица измерения – вольт. Напряжение измеряется вольтметром.
Сопротивление характеризует сам проводник, обозначается – R, единица измерения 1Ом.

Учитель: на доске заполняем таблицу 1:

Источник

План урока по теме зависимость силы тока от напряжения



Урок по теме Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление. 8 класс
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме

Трубицина Марина Анатольевна

Урок-изучение нового материала по учебнику А.В. Перышкина Физика. 8 класс.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka.doc 43.5 КБ
urok_2.ppt 369.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 1 с. Измалково Измалковского муниципального района Липецкой области

Урок физики в 8 классе по теме:

Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление.

Пёрышкина А. В. Физика. 8 кл.

Разработчик: Трубицина М. А.

учитель физики МБОУ СОШ № 1 с. Измалково Измалковского муниципального района

Тема урока: Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление.

— установить зависимости между напряжением и силой тока в цепи;

— уяснить понятие электрического сопротивления;

— установить способ определения электрического сопротивления с помощью амперметра и вольтметра;

— определить единицу измерения электрического сопротивления;

— выяснить природу эл. сопротивления;

— установить зависимость сопротивления от свойств проводника.

для демонстрационного опыта:

демонстрационные амперметр и вольтметр, ключ, соединительные провода, прибор для демонстрации электролиза, выпрямитель.

для фронтального опыта:

реостаты, амперметры, вольтметры, резисторы на 1,2,4 Ом, ключи, соединительные провода.

1, Вступительное слово.

В своей жизни мы широко используем действия электрического тока. Какие действия эл.тока вы знаете?

Мы уже не мыслим свое существование без электрического тока. Поэтому так важно знать все об этом явлении. Как возникает? От чего зависит? Что на него оказывает влияние?

Вы уже познакомились с электрическим напряжением. А сегодня вам предстоит рассмотреть еще одно явление, связанное с прохождением эл. тока по проводникам.

2. Актуализация знаний(повторение)

Для этого нам необходимо кратко повторить основные понятия, связанные с эл. током.

Закончите, пожалуйста фразу :

2. Сила тока, это…

3. Сила тока измеряется…

4. Амперметр включается в цепь… с учетом…(показывают)

5. Напряжение это…

6. Напряжение измеряется…

7. Вольтметр включается в цепь… с учетом…

8. Напряжение измеряется в …

9. Напряжение в сети 220 В. Это значит…

10. Реостат-это прибор для…(показывают)

3. Изучение нового материала.

Прекрасно, вы готовы к знакомству с новым явлением, влияющим на силу тока в проводнике

  1. Соберите эл. цепь по схеме, выведенной на экране. Давайте назовем ее основные элементы и найдем их на своих столах. Вольтметр не случайно выделен другим цветом. Вы его подключите к резистору после сборки. Обратите внимание на памятку по технике безопасности.
  2. Вы готовы? Давайте проанализируем результаты ваших экспериментов.

— каков характер зависимости между U и I?

— чему равен коэффициент пропорциональности между Uи I?

Сверьте ваши результаты с рисунком на слайде. Менялась ли в ваших опытах сила тока? А коэффициент пропорциональности? Чему он был равен у вас? У вас были одинаковые амперметры, вольтметры, реостаты, в одно положение вы ставили рычажок реостата. А что было разным? Когда менялся коэффициент пропорциональности? (другой резистор). Так чье же свойство отражает коэффициент пропорциональности? (свойство резистора). Как только мы увеличивали силу тока на участке цепи, где был резистор, как тут же на этом участке возрастало напряжение. Что характеризует напряжение? (работу эл. поля) Чем больше сила тока на участке цепи, тем большую работу приходиться совершать при перемещении зарядов на этом участке. Как будто в проводнике (резисторе) что-то противодействует прохождению эл. тока. И противодействие это математически выражалось в коэффициенте пропорциональности между напряжением и силой тока. Так какое свойство проводника мы сегодня обнаружили? ( свойство противодействовать прохождению эл. тока). Это свойство назвали электрическим сопротивлением проводника. Обозначать эл. сопротивление мы будем буквой R.

А теперь может быть кто-то сразу предложит формулу для расчета R?

Чтобы пользоваться этой формулой необходимо измерить силу тока и напряжение вольтметром и амперметром.

Подведем итог нашего эксперимента.

  1. Какая связь на участке цепи между силой тока и напряжением?
  2. Какое новое свойство проводников мы обнаружили?
  3. Как можно определить R?

С помощью последней формулы можно сразу ввести единицу измерения электрического сопротивления. Эта единица получила название Ом.

4)Ну а теперь постараемся установить причины возникновения эл. сопротивления.

Посмотрите на экран. Перед вами внутреннее строение металлического проводника, его кристаллическая решетка. Какие частицы находятся в узлах кристаллической решетки? Какие частицы свободно и беспорядочно перемещаются между узлами кристаллической решетки? Что еще необходимо, чтобы возник эл. ток? Как вы думаете, при своем направленном движении электроны взаимодействуют с атом-ионами? Как? Почему?

А между собой электроны будут взаимодействовать? Как? Почему?

Повлияют ли эти взаимодействия на скорость и направление движения электронов? Как?

Скажется ли это на величине силы тока в проводнике? Как?

Так в чем же причина противодействия проводника прохождению эл. тока?

Слайд №10 (запишем)

5)Нам осталось выяснить, какие еще характеристики проводника определяют его эл. сопротивление.

Проведем небольшой эксперимент. В качестве проводника возьмем теперь жидкий проводник ( электролит). Какие частицы являются носителями тока в электролитах? Будут ли они взаимодействовать друг с другом?

Взаимодействие ионов друг с другом обуславливает сопротивление электролита. Из опыта делаем заключение:

— R зависит от природы проводника

— R увеличивается с увеличением длины проводника

— R увеличивается с уменьшением площади поперечного сечения проводника

Так какие же свойства проводника влияют на его электрическое сопротивление?

6) А является ли проводником человеческое тело?

Значит ток, проходя по телу, может поражать жизненно важные органы и даже вызывать смерть человека.

Тяжесть поражения эл. током зависит от эл. сопротивления человеческого тела, которое принимается равным 1000 Ом. но разные участки тела человека обладают разным сопротивлением. На сопротивление влияет состояние человека, наличие алкоголя в крови, потоотделение, загрязнение, порезы, которые понижают сопротивление тела эл. току. более того, на теле есть акупунктурные точки…

7)Подведем итоги урока

8)Откройте дневники, запишите домашнее задание

Источник

Урок физики в 8-м классе по теме «Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи»

Тема урока: Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи.

Цель урока: Установить зависимость между силой тока, напряжением на однородном участке электрической цепи и сопротивлением этого участка.

  • Выяснить, что сила тока в участке цепи обратно пропорциональна его сопротивлению, если при этом напряжение остается постоянным
  • выяснить, что сила тока прямо пропорциональна напряжению на концах проводника, если при этом сопротивление не меняется.
  • научиться применять закон Ома для участка цепи при решении задач.
  • научиться определять силу тока, напряжение по графику зависимости между этими величинами, а также сопротивление.

Оборудование: Экран, демонстрационные амперметр и вольтметр, источник тока, ключ, соединительные провода, демонстрационный магазин сопротивлений, ТСО, портреты ученых.

  1. Организационный момент.
  2. целью подготовки к восприятию нового материала.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление знаний, умений и навыков.
  5. Домашнее задание.
  6. Подведение итогов урока.

1. Организационный момент

Учитель: По словам русского поэта ХIХ века Якова Петровича Полонского,

Царство науки не знает предела –
Всюду следы ее вечных побед,
Разума слово и дело,
Сила и свет.

Эти слова по праву можно отнести к теме, которую мы сейчас изучаем — электрические явления. Они подарили нам много открытий, осветивших нашу жизнь в прямом и переносном смысле. А сколько еще неопознанного вокруг! Какое поле деятельности для пытливого ума, умелых рук и любознательной натуры. Так что запускайте свой «вечный двигатель», и вперед!
Вспомним, что изучая тему «Электрические явления», вы узнали основные величины, характеризующие электрические цепи.

2. Актуализация знаний учащихся

Учитель: В начале, пожалуйста, перечислим основные величины, характеризующие электрические цепи.

Ученики: Сила тока, напряжение и сопротивление.

Учитель: А теперь, дайте небольшую характеристику каждой из этих величин, по следующему плану:

  1. Название величины.
  2. Что характеризует данная величина?
  3. По какой формуле находится?
  4. В каких единицах измеряется?
  5. Каким прибором измеряется или изменяется?

Ученики:
Сила тока – характеризует электрический ток в проводнике.
– формула для нахождения силы тока, где q-заряд, проходящий через поперечное сечение проводника, t-время прохождения заряда. Единица измерения – ампер. Измеряется сила тока – амперметром.
Напряжение-величина, которая характеризует электрическое поле.
– формула для нахождения напряжения, где А- работа по переносу заряда через поперечное сечение проводника, q-заряд. Единица измерения – вольт. Напряжение измеряется вольтметром.
Сопротивление характеризует сам проводник, обозначается – R, единица измерения 1Ом.

Учитель: на доске заполняем таблицу 1:

Источник

Зависимость силы тока от напряжения

Тема урока: Зависимость силы тока от напряжения.

Класс: 8.

Форма проведения: урок-исследование.

Тип учебного занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Цели учебного занятия:

Образовательные:

  • создать условия для исследования зависимости силы тока от напряжения;
  • направлять и регулировать деятельность учащихся по осуществлению опытов, при выполнении которых определяется зависимость силы тока от напряжения.

Развивающие:

  • содействовать развитию у школьников умений использовать научные методы познания: наблюдение, гипотеза, эксперимент;
  • создать условия для активизации мышления школьников;
  • содействовать развитию у учащихся речевых навыков, умения самостоятельно формулировать выводы;
  • содействовать развитию у школьников умения самостоятельно проводить физические эксперименты;

Воспитательные:

  • содействовать развитию у учащихся чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного выполнения эксперимента;
  • содействовать развитию у учащихся умения работать в группе, сотрудничать, выслушивать товарища, уважать мнение оппонента.

Технические и дидактические средства:

  • компьютер с мультимедийным проектором;
  • матрица исследования и рабочие листы урока (приложение №1,№2);
  • презентация к уроку;
  • микро-лаборатория по электричеству
  • ноутбуки

Структура урока:

  1. Организационный этап – 1 мин
  2. Этап актуализации опорных знаний учащихся – 8 мин
  3. Этап усвоения новых знаний и способов действий – 25 мин
  4. Физкультминутка – 2 мин
  5. Этап первичного понимания изученного – 4 мин
  6. Этап информации о домашнем задании – 1 мин
  7. Этап подведения итогов занятия – 2 мин
  8. Этап рефлексии – 2 мин

Ход урокa

Этапы урока

Содержание деятельности

Работа с ИАД

(Презентация)

Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада вас видеть. Думаю, что на сегодняшнем уроке физики будет интересно всем, но особенно тем, кто интересуется наукой, любит узнавать новое и проводить различные исследования.

Сегодня каждый из вас сможет побывать в роли ученого и совершит для себя открытие в области «Электричество».

Слайд№1, закладка «опрос»

Рисунок 1

Этап актуализации опорных знаний учащихся

Ответы на поставленные вопросы учитель отражает на ИАД.

Учитель: Мы привыкли к тому, что электрический ток наш незаменимый помощник. Он может дать свет, тепло, связь, приводит в движение различные механизмы, облегчающие труд человека.

Ребята, скажите, а что такое электрический ток?

Ученик: Электрический ток — это упорядоченное (направленное) движение заряженных частиц.

Учитель: Что нужно создать в проводнике, чтобы в нем возник и существовал электрический ток?

Ученик: Чтобы получить электрический ток в проводнике, надо создать в нем электрическое поле.

Учитель: Как называется устройство, с помощью которого создается и длительное время поддерживается электрическое поле в проводнике?

Ученик: Такое устройство называется источником ток

Учитель: Ребята, что мы получим, когда с помощью проводов соединим источник тока, потребитель электрической энергии и замыкающие устройства?

Ученик: Мы получим простейшую электрическую цепь.

Учитель: Ребята, что вы видите на демонстрационном столе?

Ученик: Собрана электрическая цепь, состоящая из источника тока, резистора, амперметра, ключа и вольтметра.

Учитель: Какие измерительные приборы есть в данной электрической цепи?

Ученик: Амперметр и вольтметр.

Учитель: Какие физические величины измеряют эти приборы?

Ученик: Амперметр измеряет силу тока, вольтметр напряжение.

Учитель: Что такое сила тока?

Ученик: Сила тока – это физическая величина, которая показывает, какой заряд проходит через поперечное сечение проводника за единицу времени.

Учитель: Какая физическая величина называется напряжением?

Ученик: Напряжение – это физическая величина, показывающая, какую работу совершает электрическое поле по перемещению заряда из одной точки в другую.

Учитель: Подаем напряжение. И изменяем его.

Учитель плавно изменяет напряжение между концами проводника. Ребята обращают внимание на изменение показания амперметра.

Учитель формулирует проблемный вопрос: Ребята, как вы считаете, почему изменяется показание амперметра?

Ученики выдвигают гипотезу: Вероятно, существует какая-то связь (зависимость) между силой тока и напряжением.

Учитель: Будут ли другие версии?

Ученики в основном придерживаются данного предположения.

Учитель: Да действительно, сила тока зависит от напряжения. И сегодняшний урок мы посвятим изучению этой зависимости. Я предлагаю вам сформулировать тему сегодняшнего занятия, которая станет темой нашего исследования.

Ученик: Тема нашего сегодняшнего урока: «Зависимость между силой тока и напряжением» (при необходимости учитель корректирует).

Учитель: Любой ученый ведет записи, опираясь на план. Я предлагаю вам записывать нужную информацию в маршрутном листе урока, а в качестве плана использовать матрицу исследования (Приложение №1 – матрица исследования.docx). Обратимся к маршрутному листу (Приложение №2 маршрутный лист урока.docx) и запишем в него тему, она звучит так: «Зависимость силы тока от напряжения». Опираясь на тему, поставим цель исследования. Ваши предложения?

Ученик: Определить (установить) как зависит сила тока от напряжения.

Учитель: Цель предполагает решение ряда задач. Какие задачи перед собой мы поставим? Для их формулирования вам помогут вопросы на доске.

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7

Рисунок 8

Рисунок 9

На доске: Что? Где? Как? С помощью чего? Зачем?

Ученики формулируют задачи урока:

Что? Получить информацию по теме исследования.

Где? Из различных источников (книги, Интернет — ресурсы, справочники).

Что? Провести лабораторные исследования, направленные на изучение зависимости силы тока от напряжения.

С помощью чего? Подготовить необходимое оборудование для проведения исследования (источник тока, амперметр, вольтметр, провода).

Зачем? Для того, чтобы достигнуть цель исследования.

Тема появляется на ИАД

Этап усвоения новых знаний и способов действий

Учитель: Для получения теоретической информации по теме исследования посетим кафедру теоретической физики научно-исследовательского института сотрудниками, которого вы будите на сегодняшнем уроке. Обратимся к источникам информации — учебнику «Физика-8» автора А.В. Перышкина и Интернет- ресурсам (те, у кого на столе ноутбук).

Учитель: В течение 4 минут вы, как настоящие исследователи работаете с источником информации и выполняете первое задание в маршрутном листе урока.

Задание: заполните пропуски в тексте и подготовьте рассказ о зависимости силы тока от напряжения (обращение к тексту учебника на страницах 119-120)

По истечении положенного времени.

Учитель: Есть желающие поделиться результатами работы с учебником?

Ученик зачитывает:

Мы знаем, что электрический ток в цепи – это упорядоченное движение заряженных частиц.

Для существования электрического тока необходимо наличие свободных заряженных частиц и электрическое поле.

Чем сильнее действие электрического поля на заряженные частицы, тем больший заряд переносится через поперечное сечение проводника за единицу времени, а значит больше сила тока в цепи. Так как действие электрического поля характеризуется физической величиной — напряжением, значит, можно сказать, что сила тока на участке цепи зависит от напряжения. Во сколько раз увеличивается напряжение, во столько раз увеличивается сила тока, следовательно, сила тока в проводнике прямо пропорциональна напряжению на концах проводника.

Учитель: Менделеев Д. И. обращал внимание исследователей на то, что теория, не проверяемая опытом, при всей красоте концепции теряет вес, не признается; практика, не опирающаяся на взвешенную теорию, оказывается в проигрыше и убытке.

Учитель: Учитывая мнение великого русского ученого, предлагаю перейти в физическую лабораторию и выполнить лабораторные исследования, разделившись на группы: у каждого ряда свое задание, на выполнение которого отводиться 4 минуты.

Но прежде всего надо учесть, что у электричества со всеми плюсами есть и одно несомненное отрицательное свойство — потенциальная угроза для жизни и здоровья. Именно поэтому, пользуясь электричеством, необходимо соблюдать технику безопасности. Так как вы изучаете электрические явления уже не первый урок, то с правилами ТБ при работе с электричеством, вы знакомы. Перечислите их.

Ученики вспоминают ТБ:

  • Необходимо быть внимательными и дисциплинированными, точно выполнять указания учителя.
  • Размещать приборы, материалы, оборудование на своём рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.
  • При сборке электрической схемы использовать провода с наконечниками, без видимых повреждений изоляции, избегать пересечений проводов.
  • Источник тока подключать в последнюю очередь.
  • Собранную электрическую схему включать только после проверки ее учителем.
  • Не прикасаться к элементам цепи, находящимся под напряжением и без изоляции.

Учитель: Перед выполнением лабораторного исследования немного отдохнем.

Рисунок 10

Проходит физкультминутка.

Учитель: Можно приступить к выполнению лабораторного исследования.

Дети выполняют задание.

Учитель: По результатам экспериментов заполним таблицу.

Представители различных групп выходят к ИАД и заполняют таблицу.

Источник

Читайте также:  Схема источник стабилизированного тока