Обществознание. 10 класс
Конспект урока
Обществознание, 10 класс
Урок 23. Право в системе социальных норм
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Право, его основные признаки.
- Право в системе социальных норм: особенности взаимодействия.
- Мораль и право: сходства и различия.
- Система права: отрасли, институты и подотрасли.
- Нормы права как общеобязательное правило поведения.
- Правовое регулирование общественных отношений.
Право – совокупность общеобязательных, формально определённых правил поведения,
установленных или санкционированных государством и обеспечиваемых его принудительной силой.
Система права — это обусловленное системой общественных отношений внутреннее
строение права, включающее взаимосвязанные между собой части (элементы) — нормы, отрасли, институты.
Норма права — установленное государством общеобязательное правило поведения,
действие которого поддерживается силой государственного принуждения.
Отрасль права — совокупность норм, регулирующих самостоятельную сферу
Институт права — объективно обособившаяся внутри той или иной отрасли группа
взаимосвязанных однопорядковых юридических норм.
Ключевые слова
Право, система права, отрасль права, норма права, институт права.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Учебник «Обществознание» для 10 класса авторов: Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, А.В. Белявского. Москва. Издательство «Просвещение», 2014.
О.А. Чернышёва, Р.В. Пазин. Обществознание. ЕГЭ. Работа с текстом. Решение познавательных задач. Легион. Ростов-на-Дону, 2017. С. 28-41; 192-198.
П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017.
А.Ю. Лазебникова, Т.В. Коваль, Е.С. Королькова, Е.Л.Рутковская. ЕГЭ. Обществознание. Экзаменационный тренажер. 20 экзаменационных вариантов. Учпедгиз.Москва,2018.
Ёлкин Д.А. Право в объективном и субъективном смысле // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 13(24).
Раздел. Человек и общество. Задания типа 20.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Все нормы, существующие в обществе, взаимосвязаны и в то же время имеют специфику
Существуют характерные черты права, отличающие его от других социальных регуляторов. В науке выделяют отличительные признаки права. В отличие от обычаев, традиций, моральных норм, право — это система норм, которые устанавливает государство, поэтому носят общеобязательный характер. Они распространяются на органы государственной власти, должностных лиц и граждан. Государство контролирует соблюдение, исполнение и применение правовых норм, а в случае их нарушения применяет государственное принуждение через правоохранительные органы, такие как суд, прокуратура, органы внутренних дел. Как регулятор общественных отношений право обеспечивает закрепление существующего государственного и социального строя. Это значит, что право устанавливает юридический порядок в жизни общества и государства, определяя границы возможного и допустимого.
Между понятиями «право» и «закон» существует как взаимосвязь, так и различия. Право
составляет систему государственных законов. Только в форме закона оно становится обязательным. Но закон может противоречить праву, т. к. он принимается властью. Правовым законом является только тот, который не противоречит требованиям права.
Право взаимодействует с другими социальными нормами. Правовое регулирование
невозможно без опоры на мораль: например, оскорбление, ложь, клевета, все это область морали и присутствует в правовых документах.
У морали и права есть ряд общих черт: 1) способствовать общественному согласию, порядку; 2) и в морали, и в праве заключены принципы справедливости; 3) воспитательная роль морали и права заключается в том, что они вырабатывают внутреннее убеждение в необходимости добровольного соблюдения правовых и моральных предписаний. Здесь проявляется культура личности.
Различие морали и права: нормы права формально определены, т. е. заключены в документах; соблюдение права обеспечивается силой государства, их нарушение влечет за собой применение санкций, а соблюдение норм морали обеспечивается внутренним убеждением, их нарушение влечет только общественное порицание.
Различие проявляется и по сфере действия. Действие права ограничивается
документально закрепленными нормами, мораль же проникает в далёкие уголки личных отношений и недоступны для правового регулирования.
Система права -это строение права, состоящее из частей (элементов) — это нормы,
Существуют классификации отраслей права. Различают частное и публичное право. К
публичному праву относятся конституционное (государственное), административное, финансовое, уголовное, производственное; к частному — гражданское, семейное, торговое, предпринимательское право и т. д. Норма права – это общеобязательное, формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных прав и обязанностей их участников.
Структура нормы права
- Гипотеза
- Диспозиция
- Санкция
Классификация норм права: 1) управомочивающие — разрешения, дающие право на то,
что можно делать; 2) обязывающие — предписания, строго обязательные для исполнения; 3) запрещающие — устанавливающие, чего делать нельзя.
Отраслью права называют правовые нормы, регулирующие сферу однородных
Институт права — это обособившаяся внутри той или иной отрасли группу
взаимосвязанных юридических норм. Институт права регулирует только отдельную сторону родственных общественных отношений внутри какой-нибудь сферы. Так, в сфере трудового права есть институт приёма на работу и увольнения; институт трудового договора и т. д.
Таким образом, право устанавливается и регулируется государством, формально
определено, носит системный характер, имеет иерархию и соподчиненность элементов.
Функции права: культурно-историческая, воспитательная, социального контороля, регулятивная, охранительная
Разбор типового тренировочного задания
- Выберите верные суждения о частном праве
1) Для частного права характерен договор.
2) Частное право регулирует отношения частных лиц с государством.
3) Частному праву свойственна жёсткая централизованная регуляция общественных отношений государственной властью.
4) В частном праве все участники юридически равноправны.
5) В частном праве инициатива защиты прав субъекта права исходит от государства.
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
1). Для частного права характерен договор.
4) В частном праве все участники юридически равноправны.
- Подстановка элементов в пропуски в тексте:
Нормы права устанавливаются ____________ и поэтому носят ________________ характер.
Варианты ответа: обществом, государством, социумом; общеобязательный,
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
Источник
Норма права и нормативные правовые акты: понятия, признаки, свойства
Особенности социальных и технических норм
В жизни любого человека могут возникнуть ситуации, в которых необходимо выбрать линию поведения. Это может быть работа, дом, семья, общественное место и др. Ответ на вопрос о желаемом, допустимом или должном поведении в большинстве случаев человек получает посредством социальных норм. которые сложились в определенном обществе.
Система социальных норм представляет собой элемент системы нормативного регулирования. В обществе чаще всего действуют два вида норм: технические и социальные.
Норма права и нормативно-правовые акты (НПА) формируют границы, в рамках которых происходит сохранение сущности определенного явления или объекта.
Использование технических норм характерно для регулирования человеческого поведения в его отношениях с техникой и природой. Они способны указывать на то, каким образом люди должны обращаться с трудовыми орудиями, машинами, проявлять реакцию на воздействующие природные силы. Технические нормы напрямую связаны с уровнем развития производительных сил, а пренебрежение к ним часто приводит к необратимым последствиям.
Современная система технических норм представлена технологическими правилами, правилами техники безопасности, использования современных приборов и машин, правилами санитарии и гигиены, грамматики, педагогики, профессиональной деятельности. В любой сфере деятельности человека, в области создания им материальных и духовных благ, он должен знать и творчески использовать предназначенные для этого технические правила.
Даже имея в распоряжении современную технику, человек, скорее всего, не сможет получить ожидаемый результат. Помимо этого, высокой является вероятность, что такие люди смогут испортить сложный прибор, а несоблюдение техники безопасности часто оборачивается производственными травмами и прочими тяжелыми последствиями для нарушителей и даже для окружающих людей. С соблюдением технических норм связано и последующий рост ответственности человека перед обществом. Об этом свидетельствуют события, которые связаны с катастрофой на Чернобыльской атомной станции. Очевидно, что технические нормы представляют собой правила работы с природными и техническими объектами, которые разработаны на основе знания законов техники и технологии.
Большое значение здесь имеет и соблюдение социальных норм, регулирующих отношения, которые проявляются при осуществлении социальных, экономических, политических, культурных задач. Они стоят перед обществом, страной или отдельным человеком.
Социальные нормы являются регуляторами, которые могут устанавливать точные границы поведения членов общественных отношений. Они включают одинаковую меру (масштаб) поведения в виде нормы и характеризуются неперсонифицированностью адресата («относятся к тому, кого это касается»), обязательным исполнением и повторяемостью действий, наличием наказания за нарушение.
Меры общественного воздействия направлены на достижение требуемого состояния отношений в обществе. По необходимости для этого используется механизм социального принуждения.
Социальные нормы характеризуются уровнем общественного развития, а сфера их действия представлены общественными отношениями. В процессе определения требуемого или возможного поведения человека, коллективы людей формируют нормы.
Таким образом, социальные нормы представляют собой правила, которые регулируют поведение человека и деятельность создаваемых им организаций в процессе взаимоотношения друг с другом.
Социальные нормы представляют собой:
- правила поведения людей (указывают на то, какими должны быть поступки);
- правила общего характера (отличаются от индивидуальных правил);
- правила поведения человека (не только общие, но и обязательные правила поведения в обществе, обеспечиваемые мерами принуждения).
Благодаря рассмотренным свойствам любая социальная норма оказывает регулирующее воздействие на любого члена общества и общественные отношения в целом.
Рассмотрим классификацию социальных норм в современном обществе. Она производится в соответствии со способом создания (формирования), способом защиты (обеспечения, охраны).
В зависимости от этих критериев принято различать виды социальных норм:
- правовые нормы (правила поведения, которые подлежат установлению и охране государством).
- Нравственные нормы (нормы морали, этики) — правила поведения, устанавливаемые в обществе в зависимости от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и долге, достоинстве. Их охрана происходит с помощью силы общественного мнения или внутренних убеждений.
- Нормы обычаев включают правила поведения, которые вкладываются в обществе в процессе многократного повторения в течение длительного периода времени (в ходе истории). Они входят в привычку человека, охраняются от нарушений с помощью естественной внутренней потребности человека и силы общественного мнения.
- Корпоративные нормы (нормы общественных организаций) включают правила поведения, устанавливаемые самими общественными организациями. Их охрана происходит посредством мер общественного воздействия, которые предусматривают уставы этих организаций.
- Религиозные нормы, формируемые различными вероучениями. Их используют в ходе совершения религиозных обрядов, а охраняют с помощью мер общественного воздействия, которые предусмотрены канонами этих религий.
Особенности норм права
Отличительные черты права в качестве социального регулятора заключаются в его формальном характере, то есть внешнем выражении в нормативных правовых актах, системности или четкой взаимосвязи правовых норм, общеобязательности предписаний, обеспеченности принуждением со стороны государства при посягательстве на них.
Правовая норма представляет собой исходный элемент, который требуется для построения права. Правовую норму и объективное право можно соотнести в качестве целого и его части, но более точно необходимо рассматривать их в качестве системы (право) и ее элементов (нормы права).
В связи с вышесказанным знак равенства между свойствами права в целом и свойствами его элемента — правовой нормы ставить нельзя. Тем не менее, любая правовая норма способна обретать свои полные юридические свойства только при включении ее в право как систему.
Для правовой нормы характерно несколько свойств (качеств, признаков):
- Принадлежность к социальным нормам.
- Правовая природа.
Первое свойство ведет к проявлению следующих качеств правовой нормы как правила поведения людей в обществе, свободы волеизъявления и поведения, мер возможного и должного поведения человека:
- нормативность, которая представляет собой эталон поведения;
- неперсонифицированность (определение круга адресатов с помощью типовых признаков);
- непрерывность во времени, которая способна оказывать регулирующее воздействие;
- многократное использование, (норма начинает действовать периодически при возникновении ситуации, предусмотренной в гипотезе);
- неисчерпаемость, то есть расчет на неограниченное количество однотипных случаев;
- обязательность для всех (выступает как веления, требование, которое обращается от общества или его объединения к конкретному лицу);
- принудительность (обеспечивается с помощью мер воздействия со стороны общества, объединений).
Благодаря перечисленным свойствам правовая норма в качестве разновидности социального регулятора может воздействовать на общественные отношения и сознание людей.
Признаки и свойства правовых норм
Юридическая природа правовой нормы предопределяет следующие специфические признаки:
- непосредственный источник — государство, включая санкционирование (является государственно-властным велением);
- охрана силами государства, возможностью реализации с помощью его принуждения, что придает надежность и реальную осуществимость;
- безусловность (обязательность для всех тех лиц-адресатов, вне зависимости от их общественного положения, субъективного отношения к любому юридическому предписанию и др.);
- особая формальная определенность:
- в соответствии с внутренней организацией (внутренней формой) она должна являться конкретным и точным предписанием;
- в соответствии с внешней формой она должна быть включена в официальные источники (формы выражения) права (например, нормативно-правовые акты);
- действие в качестве интеллектуально-волевого регулятора поведения.
Этот пункт необходимо рассматривать с позиции двух аспектов. Первый из них относится к самому механизму действия правовых норм. Так, они способны регулировать человеческое поведение только в случае осознания (интеллектуальный аспект) и с помощью воздействия на их волю посредством властного содержания (волевой аспект). Вторая особенность правовой нормы заключается в том, что она, как и право в целом, способна выражать волю государства. По этой причине особую роль начинает играть легитимность органов государства, которые формируют нормы права.
Наряду с этим правовая норма обладает естественно-историческими истоками, является социально обусловленной и представляет собой продукт человеческой деятельности. Она способна отражать соответствие меры свободы индивида и свободы общества, выступая как модель и регулятор общественных отношений.
- действие в качестве формы определения и закрепления прав и обязанностей, которые устанавливают диапазон свободных действий субъектов права. С правами всегда корреспондируют обязанности, которые им соответствуют и относятся как к определенному субъекту или к не определенным лицам. Права не существуют без обязанностей, что является важнейшим принципом построения и работы любой системы права.
Регулятивные нормы права, которых большинство, обладают предоставительно-обязывающим характером, действуя с помощью предоставления субъектам юридических прав и возложения на них юридических обязанностей;
- системность, проявляющаяся в структурном построении нормы, кооперации норм институтов и отраслей права.
Определение 1
Таким образом, норма права представляет правило поведения, которое установлено или санкционировано государством. Оно общеобязательно и формально-определено, обеспечено с помощью силы государственного принуждения для регулирования отношений в обществе и воздействия на сознание его членов.
Воля государства выражается в качестве правовых норм (правил поведения). Она излагается с целью обеспечения возможности ознакомления с правовыми нормами самых широких слоев общества. В правовой науке формы, посредством которых государственная воля может быть возведена в общеобязательный ранг, становясь правовой нормой, обозначаются понятием «источники права».
Сегодня более используемыми являются несколько источников права:
- правовой обычай;
- нормативный акт права;
- судебный прецедент;
- доктрина и идея;
- договор нормативного содержания;
- религиозный текст.
В сегодняшних условиях самый распространенный способ доведения содержания правовых норм до сведения всего населения государства представлен нормативным правовым актом. Он оформлен в виде официального письменного документа (акта правотворчества), который исходит от компетентных органов и содержит решение об установке, изменении или отмене одной или нескольких правовых норм.
Нормативный правовой акт в качестве источника права имеет преимущества и недостатки. В число первых из них входят: возможность активного влияния на отношения в обществе (государство имеет специальный аппарат для реализации всех правовых норм, обеспечивая процесс с помощью мер принуждения); оперативность (быстрое воздействие на процессы ликвидации или развитие определенных отношений в обществе с помощью мер принуждения); удобство для лиц, которые используют право (содержание правовых норм отражено в текстах); единообразное понимание и действие правовых предписаний в рамках государства (единство режима законности, равная защита гражданских прав). По разным субъективным и объективным причинам регулирование невозможно считать до конца адекватным и всеобъемлющим.
Включенные в состав нормативно-правовых актов правовые нормы подлежат воспроизводству, конкретизации, дополнению, а часто и отмене с помощью правовых норм, которые содержатся в других источниках права.
Сегодняшние нормы права и нормативно-правовые акты можно считать порождением романо-германской правовой семьи. Тенденция законодательно оформлять права окончательно была выявлена в XIX в. Именно в то время в большей части европейских стран принимались различные кодексы и писаные конституции. Уже в XX в. закон в качестве источника (формы выражения) права постепенно начинает преобладать и в прочих правовых системах, включая англо-саксонскую и мусульманскую, где раньше ведущими являлись другие юридические источники. В государствах, в которых нормативный правовой акт представляет собой классический и первостепенный источник права (например, Россия, Германия, Франция и др.), на высшей ступени его иерархической системы располагаются конституции и законы. Также сегодня намечена тенденция к росту ценности конституционных норм, включая усиление их главенства над другими нормативными актами, в первую очередь, над актами исполнительной власти (декреты, ордонансы, указы, постановления, инструкции).
Нормативный правовой акт современности должен:
- издаваться компетентными органами государства, непосредственно народом в соответствующем процедурном порядке;
- обладать государственно-властным характером;
- охраняться государством (иногда принудительно);
- обладать юридической силой (способность реально действовать, порождая юридические последствия);
- существовать в определенной документальной форме, включать реквизиты;
- являться элементом строгой иерархии и системы права.
В нашей стране нормативный правовой акт является письменным официальным документом, который принят в установленном порядке органами государства, местными органами самоуправления или населением. Он заключается в решении об установке, изменении или отмене одной или нескольких правовых норм во времени, в пространстве и по лицам.
Нормативно-правовые акты характеризуются четко выраженной структурой. Они включают указаниями о времени, месте принятия, подписи должностных лиц. Акты разбиваются на элементы в форме частей, разделов, глав, параграфов, статей. Они должны содержать четкие положения о территории или круге лиц, на которые распространяется действие, включая время вступления в силу.
Источник
11.5 Особенности права как нормативного регулятора
Особенности права как нормативного регулятора
Право относится к социальным нормам, поэтому ему присущи те черты, которые свойственны всем социальным нормам. В то же время право отличается спецификой по сравнению с другими социальными нормами.
1. У права особая нормативность. Она состоит в том, что право четко определяет права и обязанности субъектов правового общения, а также меры юридической ответственности за их нарушение.
2. Нормы права в отличие от других социальных норм имеют дифференцированное внутреннее строение, т. е. в норме права можно выделить гипотезу, диспозицию и санкцию.
3. Иерархичность (субординация) проявляется в том, что каждая норма права занимает свое место в системе права. Например, конституционные нормы обладают высшей юридической силой среди других норм права, им не могут противоречить другие правовые нормы. Нормы законов занимают более высокое положение по сравнению с нормами подзаконных актов.
4. Качество системности, иначе говоря, право — сложное институциональное образование, состоящее из норм, институтов, подотраслей и отраслей права.
5. Право в целом выражает идеи справедливости, свободы и равноправия людей — извечные идеалы, к которым стремится человечество. При этом справедливым считается то, что служит благу человека и не ущемляет интересов других людей, не наносит вреда обществу. Эти критерии складываются в сознании людей и затем закрепляются в законодательстве. В основе справедливости должны лежать общечеловеческие начала, т. е. приоритет прав и свобод человека и защита со стороны государства.
Свобода человека — неотъемлемое свойство человека, без которого невозможно нормальное существование личности, раскрытие его творческих возможностей.
Дореволюционные юристы, например Е. Н. Трубецкой, полагали, что каждый человек должен обладать как внутренней, так и внешней свободой. При этом Е. Н. Трубецкой понимал под внутренней свободой способность сознательно избирать то или другое поведение, сознательно руководствоваться теми или иными мотивами, а под внешней свободой — отсутствие внешних препятствий для осуществления целей человека, его желаний. Там, где нет внешней свободы, нет и самого права. В этом смысле свобода составляет содержание права.
Говоря о равноправии, имеется в виду принцип формального, а не фактического равенства людей. Иначе говоря, право должно устанавливать равную для всех меру поведения, или равную меру свободы. Принцип формального равенства означает, что люди равны между собой как субъекты права, т. е. как участники правового общения, равны в смысле своей правоспособности, равных возможностей в достижении целей правовыми средствами, но никогда не могут быть равны фактически.
6. Право имеет свой предмет отражения, предмет регулирования.
Его составляют наиболее важные, фундаментальные институты жизни общества — власть, государство, порядок в обществе, собственность и т. д.
7. Право, регулируя поведение и действия людей, воздействует на их сознание и чувства. Если право отражает идеи справедливости, свободы и равноправия людей, то они добровольно, по внутреннему убеждению подчиняются правовым предписаниям.
8. Праву присуща специфическая форма выражения и закрепления — законодательство в широком смысле, включающее не только законы, но и указы, постановления, другие виды нормативных правовых актов. Способность права существовать в специфической юридической форме принято называть формальной определенностью.
9. Право характеризуется связью с государством, что делает его общеобязательным, и возможностью применить государственное принуждение или иные меры государственного воздействия для обеспечения действия права.
10. Право отличается процедурностью, т. е. устанавливает определенные процедуры для своей реализации. При этом данные процедуры устанавливают точные права и обязанности участников правового общения. Например, уголовный, гражданский, административный процесс, порядок рассмотрения трудовых споров, законодательный процесс и др.
В последнее время в общетеоретической литературе было высказано мнение о том, что к числу признаков права нельзя относить родовые признаки, присущие всем социальным нормам, а также признаки, которые характерны лишь для некоторых, а не для всех норм права (проф. В. М. Сырых). С этих позиций основными признаками права не могут быть нормативность, системность и формальная определенность, поскольку они присущи многим социальным нормам. В. М. Сырых считает непременными признаками права следующий перечень: взаимозависимость, равноправие, эквивалентность, общеобязательность и юридическая ответственность.
Взаимозависимость трактуется как способ правового взаимодействия субъектов, каждый из которых имеет определенные права и одновременно несет определенные обязанности. Взаимодействующие лица достигают своих целей без посягательства на права и интересы других лиц, действуют согласованно для достижения каждым участником позитивного результата. Подобное взаимодействие возможно только при условии формального равенства (равноправия) участников отношений, которые независимы друг от друга и обладают свободой воли.
Эквивалентность понимается как недопустимость реализации целей одним участником правового взаимодействия за счет другого в результате его добросовестного заблуждения, мошеннических действий или навязывания своей воли, превышения своих прав и т. д.
Общеобязательность как сущностный признак права предполагает, что лишь государство, обладающее аппаратом принуждения, способно обеспечить соблюдение и исполнение требований права членами общества, используя в этих целях юридическую ответственность. Таким образом, юридическая ответственность является конкретным проявлением общеобязательности по отношению к лицам, допустившим противоправные деяния.
Отвергая справедливость в качестве сущностного признака права, В. М. Сырых аргументирует свою точку зрения тем, что право, определяя взаимосвязи субъектов, остается индифферентным (безразличным) к результатам его реализации в конкретных отношениях. Оно лишь определяет путь, ориентирует, как нужно поступать, чтобы получить соответствующие результаты. Сами же результаты оцениваются с экономических, политических и других позиций. Процессуальные отношения, устанавливаемые правом, чаще всего нейтральны применительно к справедливости.
Приведенная позиция не является общепринятой и безупречной. В частности, общеобязательность, равноправие субъектов признаются практически всеми учеными в качестве признаков права. Нормативность же права совсем не аналогична нормативности, например, морали, поэтому перечисленные выше особенности права как нормативного регулятора наиболее полно характеризуют данное явление и выделяют право из всего комплекса социальных норм.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
§ 2.2. Структура норм права. Соотношение нормы и статьи (пункта) нормативного акта
§ 2.2. Структура норм права. Соотношение нормы и статьи (пункта) нормативного акта Внутреннее строение правовых норм, их деление на составные части и связь этих частей между собой составляют их структуру. Эта проблема пока еще не нашла единообразного разрешения в
§ 5.4. Действие нормативного акта во времени, в пространстве и по кругу лиц
§ 5.4. Действие нормативного акта во времени, в пространстве и по кругу лиц Любой нормативный правовой акт, имеет временные и пространственные (территориальные) пределы своего действия, а также распространяется на определенный круг лиц или иных субъектов права. Действие
4. Общие особенности нормативного правового регулирования порядка осуществления государственного контроля в отношении граждан
4. Общие особенности нормативного правового регулирования порядка осуществления государственного контроля в отношении граждан Специфика осуществления общехозяйственных (полисубъектных) видов государственного контроля в отношении граждан (процедуры контроля, формы
Понятие вещного права. Право собственности. Ограниченные вещные права и их особенности
Понятие вещного права. Право собственности. Ограниченные вещные права и их особенности Вещное право – разновидность имущественного права, объектом которого является конкретная вещь. Под вещным правом подразумеваются и права собственников, и права лиц, ими не
Каковы отличительные признаки нормативного и ненормативного правового акта?
Каковы отличительные признаки нормативного и ненормативного правового акта? При рассмотрении судом этих дел нередко возникают сложности при определении предмета оспаривания: является ли акт нормативным или ненормативным (например, индивидуальным), имеющим значение в
СТАТЬЯ 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта
СТАТЬЯ 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта 1. Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение
29. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
29. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ Система внутреннего нормативного регулирования – это формализованный набор правил, которые регламентируют различные аспекты управления организацией. Это регламентирование
Статья 193. Требования к заявлению о признании нормативного правового акта недействующим
Статья 193. Требования к заявлению о признании нормативного правового акта недействующим 1. В ст. 193 АПК содержатся требования, предъявляемые к содержанию, форме и документам, которые должны прилагаться к заявлению о признании нормативного правового акта
Статья 195. Решение суда по делу об оспаривании нормативного правового акта
Статья 195. Решение суда по делу об оспаривании нормативного правового акта 1. Решения по делам об оспаривании нормативных правовых актов принимаются в общем порядке по правилам, установленным гл. 20 АПК (см. комментарий к ст. 167–169, 176 АПК).2. Рассмотрев по существу дело об
Статья 193. Требования к заявлению о признании нормативного правового акта недействующим
Статья 193. Требования к заявлению о признании нормативного правового акта недействующим 1. Заявление о признании нормативного правового акта недействующим должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 настоящего
Статья 195. Решение суда по делу об оспаривании нормативного правового акта
Статья 195. Решение суда по делу об оспаривании нормативного правового акта 1. Решение по делу об оспаривании нормативного правового акта принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 настоящего Кодекса.2. По результатам рассмотрения дела об
11.1 Понятие регулятора общественных отношений. Нормативные и ненормативные регуляторы
11.1 Понятие регулятора общественных отношений. Нормативные и ненормативные регуляторы В любом обществе исторически складывается и действует система социальных регуляторов, которые в совокупности оказывают воздействие на развитие общественных отношений, на поведение
Глава 35. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНОГО ЮРИДИЧЕСКОГО АКТА
Глава 35. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНОГО ЮРИДИЧЕСКОГО АКТА 1. Действие нормативного юридического акта. Пределы действия.2. Действие нормативного юридического акта во времени.3. Принцип немедленного действия нормативных юридических актов.4. Обратная сила нормативного
Глава 5. ПОНЯТИЕ ПРАВА (СУЩНОСТЬ; ОСОБЕННОСТИ КАК ИНСТИТУЦИОННОГО НОРМАТИВНОГО РЕГУЛЯТОРА)
Глава 5. ПОНЯТИЕ ПРАВА (СУЩНОСТЬ; ОСОБЕННОСТИ КАК ИНСТИТУЦИОННОГО НОРМАТИВНОГО РЕГУЛЯТОРА) 1. Термин «право». Право в непосредственно-социальном и юридическом смыслах.2. Сущность права.3. Противоречивость сущности права.4. Право — институционное образование.5. Право —
Источник