Меню

Основные регуляторы взаимодействия людей



Социальная регуляция поведения личности

Социальное поведение личности — сложное социальное и социально-психологическое явление. Оно включается в широкую систему социальной регуляции. Функциями социальной регуляции являются: формирование, оценивание, поддержание, защита и воспроизводство необходимых субъектам регулирования норм, правил, механизмов, средств, обеспечивающих существование и воспроизводство типа взаимодействия, взаимоотношений, общения, деятельности, сознания и поведения личности как члена общества. Субъектами регуляции социального поведения личности в широком смысле слова выступают общество, малые группы и личность.

В широком смысле слова регуляторами поведения личности являются «мир вещей», «мир людей» и «мир идей». По принадлежности к субъектам регуляции можно выделить общественные, социально-психологические и личностные факторы регуляции. Кроме того, разделение может идти и по параметру объективного (внешнего) — субъективного (внутреннего).

Широкий класс внешних регуляторов занимают все социальные явления с определением «социальный», «общественный». Сюда относятся:

общественные отношения (широкий социальным контекст жизнедеятельности личности),

К общим факторам общечеловеческой детерминации относятся образ жизни, стиль жизни, уровень благосостояния, социальный контекст.

В сфере духовной жизни общества регуляторами поведения личности выступают мораль, этика, менталитет, культура, субкультура, идеал, ценности, образование, идеология, средства массовой информации, мировоззрение, религия. В сфере политики — власть, бюрократия, социальные движения. В сфере правовых отношений — право, закон.

Общечеловеческими регуляторами выступают: знак, язык, символ, традиции, ритуалы, обычаи, привычки, предрассудки, стереотипы, средства массовой информации, стандарты, труд, спорт, социальные ценности, экологическая ситуация, этнос, социальные установки, быт, семья.

Более узкий объем внешних регуляторов составляют социально-психологические явления. Прежде всего такими регуляторами выступают: большие социальные группы (этнос, классы, слои, профессии, когорты); малые социальные группы (общность, группа, сообщество, коллектив, организация, оппонентный круг); групповые явления — социально-психологический климат, коллективные представления, групповое мнение, конфликт, настроение, напряженность, межгрупповые и внутригрупповые отношения, традиции, групповое поведение, сплоченность группы, референтность группы, уровень развития коллектива.

К общим социально-психологическим феноменам, регулирующим социальное поведение, относятся символы, традиции, предрассудки, мода, вкусы, коммуникация, слухи, реклама, стереотипы.

К личностным составляющим социально-психологических регуляторов относятся: социальный престиж, позиция, статус, авторитет, убеждение, установка, социальная желательность.

Универсальной формой выражения социальных факторов, регулирующих поведение, являются социальные нормы. Их обстоятельный анализ содержится в трудах М. И. Бобневой. Социальные нормы представляют собой руководящее начало, правило, образец, принятые в данной общности стандарты поведения, регламентирующие отношения людей. Социальные нормы различаются по своему содержанию, по сферам действия, по форме санкционирования, по механизмам распространения, по социально-психологическим механизмам действия.

Кроме писаных и неписаных общечеловеческих норм, которые позволяют оценивать поведение, регулировать его, существуют нормы, принятые в той или иной общности. Эта общность может быть как формальной, так и неформальной, иногда достаточно узкой по своему составу. Часто эти нормы регулируют отрицательные, с точки зрения большинства и государства, асоциальные формы поведения. Это — групповые нормы, регулирующие поведение отдельных групп и личностей.

Этические нормы нормы морали и нравственности — складываются исторически, регулируют поведение людей, соотнося его с абсолютными принципами (добра и зла), эталонами, идеалами (справедливости). Основным критерием нравственности тех или иных норм является проявление в них отношения человека к другому человеку и к себе. Близкими по своему психологическому содержанию способу происхождения и механизму воздействия к этическим нормам являются нормы религиозные. От общечеловеческих моральных норм их отличают конфессиональная принадлежность, более узкая общность, определяющая нормы и принимающая их как установления и правила поведения (заповеди разных религий).

К разряду норм социального поведения личности относятся ритуалы. Ритуалы — это конвенциональные нормы поведения. При этом обязательны некоторые принципы: во-первых, общепринятая условность действия; во-вторых, общественная значимость явления или факта, на котором концентрируется ритуал; в-третьих, его особая цель. Ритуал призван создать единый психологический настрой в группе людей, вызвать их к единому активному сопереживанию или признанию важности факта или явления.

Групповые нормы социального поведения личности могут быть формализованными и неформализованными. Формализованный (оформленный, проявленный, фиксированный, внешне представленный) характер нормативной регуляции поведения представлен в организации как основной форме социального объединения людей. В ней существует определенная система зависимых и должных отношений. Все организации используют разнообразные нормы: стандарты, модели, шаблоны, образцы, правила, императивы поведения, действий, отношений. Эти нормы регулируют, санкционируют, оценивают, принуждают, побуждают людей осуществлять те или иные действия в системе взаимодействий и взаимоотношений, в деятельности организации как целостного социального образования.

Внутренние регуляторы поведения.Регулятивная функция психического в поведении и деятельности проявляется с разной степенью выраженности и интенсивности в разных блоках психических явлений. Самые крупные блоки: психические процессы, психические состояния и психологические качества.

В составе психических процессов в качестве внутренних регуляторов выступают когнитивные процессы, через которые личность получает, хранит, преобразует, воспроизводит необходимую для организации поведения информацию. Мощным регулятором взаимодействия и взаимовлияния людей является устная и письменная речь. В составе психических процессов специфические регуляционные нагрузки несут такие явления, как инсайт, интуиция, суждения, умозаключения.

Психические состояния составляют важный арсенал внутренних регуляторов поведения: аффективные состояния, депрессия, ожидания, отношения, настроения, настрой, навязчивые состояния, тревожность, фрустрация, отчужденность, релаксация.

Психологические качества человека обеспечивают внутреннюю субъективную регуляцию социального поведения. Эти качества существуют в двух формах — личностные свойства и социально-психологические качества личности. К первым относятся внутренний локус контроль, смысл жизни, активность, отношения, идентичность, направленность личности, самоопределение, самосознание, потребности, рефлексия, стратегии жизни, жизненные планы.

К социально-психологическим личностным феноменам как внутренним регуляторам поведения относятся диспозиции, мотивация достижения, социальная потребность, аффилиация. аттракция, целевые установки, оценки, жизненная позиция, ответственность, установка, статус, страх, стыд, экспектации, тревожность, атрибуция.

Волевые процессы (желание, стремление, борьба мотивов, принятие решения, осуществление волевого действия, совершение поступка) служат завершающим этапом социальной регуляции поведения.

Было бы неправильно представлять, что внешние и внутренние регуляторы существуют рядоположно, относительно независимо друг от друга. Внешние регуляторы выступают как внешние причины социального поведения личности, а внутренние регуляторы выполняют функцию той призмы, через грани которой преломляется действие этих внешних детерминант. Усвоение человеком выработанных обществом норм наиболее эффективно в том случае, когда эти нормы включаются в сложный внутренний мир личности как его органический компонент. В результате диалектического взаимодействия внешних и внутренних регуляторов осуществляется сложный психологический процесс развития сознания, нравственных убеждений, ценностных ориентаций личности, выработка навыков социального поведения, перестройка мотивационной системы, системы личностных смыслов и значений, установок и отношений, формирование необходимых социально-психологических свойств и особой структуры личности.

Механизмы социальной регуляции поведения личности многообразны. Социально-психологические механизмы регуляции включают все средства воздействия — внушение, подражание, подкрепление, пример, заражение; технологии рекламы и пропаганды; методы и средства социальной технологии и социальной инженерии; социальное планирование и социальное прогнозирование; механизмы психологии управления.

Процесс регулирования поведения осуществляется в ходе активного и пассивного усвоения норм и правил, упражнения, повторения, социализации и воспитания личности.

В результате регулирования поведения осуществляется взаимодействие людей, их совместная деятельность, складываются взаимоотношения, проходит процесс общения. Общим итогом действия механизмов социальной регуляции может быть манипулирование личностью, модификация поведения личности, социальный контроль.

Элементами системы социального контроля выступают:

Технологический, включающий техническое звено — техническая аппаратура, измерительные приборы и т.д., вообще предметы, предназначенные для целей контроля; технологическое звено в узком смысле — совокупность инструкций, методов организации осуществления контроля.

Институциональный — обособленные специализированные институты, занимающиеся определенным типом социального контроля (комиссии, комитеты контроля, административный аппарат).

Моральный — общественное мнение и механизмы личности, в которых нормы поведения группы или личности осознаются и переживаются как собственные требования индивида. Это определяет и личное участие человека в осуществлении определенного вида социального контроля посредством технологических, организационных механизмов и общественного мнения. Личность выступает как объект и субъект социального контроля.

Читайте также:  Регулятор громкости для наушников распайка

Содержанием действия механизмов регулирования является:

· создание внешних регуляторов поведения (норм, правил, образцов, инструкции, кодексов);

Каналами регулирования социального поведения личности являются:

· совместная деятельность людей;

· средства массовой информации.

Для понимания механизма регуляторного действия социального контроля важное значение имеют особенности неформального контроля. Он основывается не на должном положении человека, а на его моральном сознании. Каждый человек, имеющий моральное сознание, может быть субъектом социального контроля, т. е. способным оценивать поступки окружающих и собственные поступки. Каждый поступок, совершенный в коллективе, является объектом неформального контроля — критики, осуждения, презрения. Важнейшими психологическими механизмами неформального психологического контроля являются чувство стыда, совесть, общественное мнение. В них и посредством их наиболее ярко выражается взаимодействие внешних и внутренних регуляторов, взаимодействие морали и социальной психологии личности.

Источник

3.4. Интерактивная сторона общения

3.4. Интерактивная сторона общения

Интерактивная сторона общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. Интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Взаимодействие является необходимым элементом совместной деятельности. Без организации взаимодействия проблематично достижение результативной социальной активности.

Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных типов взаимодействия на два противоположных: кооперация и конкуренция.

Кооперация – стратегия поведения, предполагающая координацию единичных сил участников, способствующая достижению участниками взаимодействия своих целей, является необходимым элементом совместной деятельности.

При конкуренции партнеры по общению заинтересованы в достижении собственного успеха.

Кроме вышеназванных, в литературе встречаются описания таких стратегий поведения, как:

• компромисс – предполагающий промежуточное или временное достижение целей партнеров ради сохранения условного равенства и отношений;

• приспособление или уступчивость (иногда используется название «альтруизм»), выражающаяся в отказе от достижения собственных целей ради достижения целей партнеров по общению;

• уклонение или избегание, выражающееся в уходе от общения, в отказе от достижения своих целей для исключения выигрыша другого.

Существует ряд теорий, объясняющих особенности межличностного

взаимодействия: теория обмена, символический интеракционизм, теория управления впечатлениями, психоаналитическая теория, транзактный анализ.

Согласно теории обмена Дж. Хомана люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты.

Поведение человека в настоящий момент определяется тем, вознаграждались ли его поступки в прошлом. Теория основывается на следующих идеях:

• чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться;

• если вознаграждение зависит от каких-то условий, человек стремится воссоздать их;

• чем больше вознаграждение, тем большие усилия готов затратить человек ради его достижения;

• при приближении потребностей к насыщению понижается степень усилий для их удовлетворения.

Дж. Мид, автор теории символического интеракционизма, рассматривал поступки человека как социальное поведение, основанное на обмене информацией. Согласно его точки зрения люди реагируют не только на поступки других людей, но и на предшествующие им намерения. Поведение людей по отношению друг к другу и к предметам окружающего мира определяется значениями, которые они им придают.

Согласно мнению Э. Гофмана, автора теории управления впечатлениями, ситуации социального взаимодействия подобны драматическим спектаклям, в которых актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления.

В психоаналитической теории 3. Фрейда взаимодействие рассматривается как процесс детерминированный представлениями, усвоенными в раннем детстве.

Достаточно распространенной теорией, объясняющей необходимость выбора той или иной позиции в общении, является теория транзактного анализа.

С точки зрения транзактного анализа, автор Эрик Берн, каждый участник взаимодействия может занимать одну из трех позиций-состояний, которые условно обозначаются как: Родитель, Взрослый, Дитя. По мнению Э. Берна, каждое из этих состояний предполагает определенные модели поведения, выполняет определенные функции и является жизненно необходимым. Для эффективного взаимодействия с окружающими все три состояния должны гармонично сочетаться между собой.

Эти позиции являются психологическим описанием определенной стратегии во взаимодействии. Позиция Ребенка может быть определена как позиция «Хочу». Позиция Родителя, как «Надо». Позиция Взрослого объединяет «Хочу» и «Надо». Взаимодействие успешно в том случае, когда транзакции носят «дополнительный» характер. То есть, если партнер обращается к другому как Взрослый, тот должен отвечать с такой же позиции.

В отечественной психологии взаимодействие рассматривается в контексте совместной деятельности. По мнению Г.М. Андреевой, смысл взаимодействия раскрывается лишь при условии включенности ее в некоторую общую деятельность.

В условиях решения конкретных текущих задач жизни и деятельности происходит сближение или изменение взаимных точек зрения и мнений общающихся людей. Заключительным этапом взаимодействия выступает совместная деятельность людей, сопровождающаяся взаимопониманием.

«Взаимопонимание людей – это такой уровень их взаимодействия, при котором они осознают содержание и структуру настоящего и возможного очередного действия партнера, а также взаимно содействуют достижению единой цели. Для взаимопонимания недостаточно совместной деятельности, нужно взаимосодействие. Оно исключает свой антипод – взаимопротиводействие, с появлением которого возникают недопонимание, а потом и непонимание человека человеком».

Основными регуляторами взаимодействия людей друг на друга являются:

внушение и убеждение.

Внушение (суггестия) – способ психологического Воздействия, основанный на некритическом восприятии и принятии человеком информации, которая не нуждается в доказательствах и содержит готовые выводы. Внушение предполагает воздействие на чувства человека, а через них и на разум человека.

При внушении сначала происходит восприятие информации, содержащей готовые выводы, а затем на ее основе формируются мотивы и установки определенного поведения.

Эффективность внушающего воздействия зависит от способностей субъекта (суггестора, то есть того, кто осуществляет внушение) к внушению, связанных с такими его качествами, как:

• собственная убежденность в том, что внушается;

• интеллект и находчивость;

• отношение к объекту.

Помимо этого успешность внушения зависит от характера внушаемой информации и места внушаемой информации в общем информационном потоке. Если внушаемая информация расположена в начале, то восприимчивость к внушению можно оценить в 50 %, в середине – в 30 %, в конце – 70 %.

Успешность внушения зависит и от используемых слов. Использование слов, смысл которых конкретен, содержание которых легко представить мысленно, повышает эффективность внушения. Кроме того, следует избегать в речи слов с частицей «не».

Одной из важнейших составляющих суггестии является речевая динамика. Доказано, что суггестию речи повышают такие ее параметры, как мягкость и сила голоса, богатство интонационных характеристик, паузы, мимика, экспрессия речи, темп речи [14].

Мимика, жестикуляция воспринимаются как эмоциональная вовлеченность, заинтересованность, что способствует формированию положительного отношения (при их адекватности и чувстве меры).

Звукосочетания способны вызывать определенные эмоции и бессознательно воспринимаются как некоторые образы. Например, присутствие или преобладание в словах гласной «и» вызывает впечатление чего-то маленького. Был проведен следующий эксперимент: детям и взрослым представляли две одинаковые по форме, но разные по размеру абстрактные фигурки из картона. При этом предупреждали, что одно из них называется «пим», а другая «пум». Затем испытуемых просили определить, какая же из них «пим», а какая «пум». Более 80 % опрошенных ответили, что маленькая – «пим», а большая – «пум». Аналогичные результаты были получены при использовании названий «ли» и «лау».

Внушение основано на использовании внушаемости (суггестивности) людей. Внушаемость – свойство психики, проявляющееся в ее податливости психологическому воздействию. Связано с рядом индивидных и личностных особенностей человека, на которого направлено внушение – суггерента. В частности с такими особенностями, как:

Читайте также:  Регулятор тормозного усилия 2114 схема

– возраст (дети более внушаемы, чем взрослые);

– пол (женщины более внушаемы, чем мужчины);

– ряд ситуативных факторов (телесное расслабление, сонливость, утомление, боль, сильное эмоциональное возбуждение, скука, ощущение безвыходности, низкая критичность мышления, некомпетентность в обсуждаемом вопросе, малая степень их значимости для человека, дефицит времени для принятия решения);

– такие личностные особенности, как привычка повиноваться, безответственность, стеснительность, впечатлительность, мечтательность, тревожность, склонность к подражанию, в определенной мере суеверность и религиозность (при условии, что информация не противоречит религиозному мировоззрению);

– жизненный опыт и широта кругозора (по мере накопления жизненного опыта, научных и профессиональных знаний, восприимчивость человека к внушению снижается, в месте с тем и в зрелом возрасте люди в той или иной мере подвержены внушению).

Противоположность суггестии является контрсуггестия – сопротивляемость внушению. Она зависит от ряда особенностей интеллектуальной и эмоционально – волевой сфер личности.

Сопротивляемость внушению подразделяется на намеренную и ненамеренную. Основой ненамеренной сопротивляемости является свойственная многим людям склонность сомневаться практически во всем.

Намеренная сопротивляемость внушению действует на осознаваемом уровне психики: объект воздействия сознательно анализирует то, что ему пытаются внушить, сопоставляет информацию со своими знаниями, взглядами, убеждениями.

Помимо ненамеренной и намеренной различают индивидуальную групповую сопротивляемость; общую и специальную.

Индивидуальная сопротивляемость – противодействие внушению со стороны одного человека. Установлена положительная зависимость этой разновидности сопротивляемости от индивидуальных и возрастных особенностей психики (стойкости взглядов и убеждений, богатства жизненного опыта, общей критичности, соотношения между рациональными и эмоциональными сторонами психики).

Групповая сопротивляемость – сопротивляемость внушению со стороны группы как целого. Данная разновидность сопротивляемости зависит от таких характеристик, как качественный состав группы.

Различают также общую и специальную сопротивляемость. Общая сопротивляемость зависит от такого качества людей, как критичность по отношению к попыткам внушения. Она широка по спектру действия, но слаба по силе. Специальная сопротивляемость внушению имеет более узкую сферу действия, но более сильная. Сопротивляемость внушению изменчива. Один и тот же человек может обнаруживать разную степень сопротивляемости внушению к разным субъектам внушения и разному содержанию внушаемой информации.

Убеждение – это метод воздействия на сознание людей, обращенный к их собственному критическому восприятию. Основу метода убеждения составляют отбор, логическое упорядочение фактов и выводов.

Метод убеждения ориентирован на интеллектуально-познавательную сферу человеческой психики. Смысл убеждения состоит в том, чтобы с помощью логических аргументов достичь внутреннего согласия человека с определенными умозаключениями, а затем сформировать и закрепить новые установки или изменить старые.

Убеждая, надо следовать ряду правил:

• логика убеждения должна быть доступной интеллекту объекта воздействия;

• убеждение должно быть основано на фактах известных объекту убеждения;

• помимо фактов необходимо использовать примеры, без их использования трудно убедить тех, кому недостает широты кругозора и развитого абстрактного мышления;

• информация должна выглядеть максимально правдоподобной;

• сообщаемые факты и общие положения должны быть такими, чтобы вызвать эмоциональную реакцию у объекта воздействия;

• для успешного убеждения необходимо одинаковое понимание терминов, понятий и выражений, используемых партнерами по общению;

• необходимо учитывать индивидуальные особенности убеждаемого. Сама процедура убеждения включает три вида воздействий: информирование, разъяснение, доказательство и опровержение.

Информирование представляет собой рассказ, то есть живое и образное изложение информации с целью передачи фактов и выводов.

Разъяснение ориентировано на актуализацию усвоения и запоминания сообщаемых сведений.

Доказательство строится по логическим законам тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания. Доказательство тем эффективнее, чем более опирается на такие факты, которые или правильны по своей сути, или воспринимаются как правильные. С точки зрения логики, опровержение обладает той же природой, что и доказательство.

В психологическом плане разница состоит в том, что в процессе опровержения осуществляется критика определенных взглядов собеседника с разрушением старых и формированием новых установок. Критерием результативности убеждающего воздействия является убежденность. Убежденность представляет уровень уверенности в истинности усвоенных идей, представлений, понятий, образов. Глубина убежденности связана с предыдущим воспитанием, информированностью, жизненным опытом людей, способностью анализировать явления окружающей действительности. Глубокая убежденность отличается большой устойчивостью. Для того, чтобы поколебать ее, недостаточно одних логических выводов [6].

В ряде случаев использование убеждения может вызвать так называемый «эффект бумеранга». Он проявляется в том, что убеждение приводит к прямо противоположным результатам. Это возможно в следующих случаях:

– в случае обилия информации, доводов, доказательств создается эмоциональный барьер, который препятствует принятию убеждающих доводов, хотя внешне человек может сделать вид, что соглашается;

– в случае сформированное у убеждаемого достаточно прочной установки, содержание которой противоречит новой информации.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Функции общения. Значение общения

Функции общения. Значение общения Анализ понятия общения и раскрытие его понимания позволяют подойти нам к определению его функций и значения. Существуют разные возможности выделения основных функций общения в жизни человека. Так, например, из нашей дефиниции легко

Глава 1 Перцептивная сторона этнического общения

Глава 1 Перцептивная сторона этнического общения 1.1. Общая характеристика перцептивного аспекта общения За рубежом межэтническое восприятие чаще всего рассматривается в аспекте восприятия расовых и этнических авто– и гетеростереотипов. Одна из первых работ по этой

Глава 2 Коммуникативная сторона этнического общения

Глава 2 Коммуникативная сторона этнического общения Под коммуникативной стороной этнического общения понимается обмен информацией между этнофорами в форме различных знаковых систем (вербальных и невербальных средств общения). По данной проблеме имеется значительное

Глава 3 Интерактивная сторона этнического общения

Глава 3 Интерактивная сторона этнического общения Под интерактивной стороной общения понимается взаимодействие людей для организации совместной деятельности (Ломов,1999; Андреева, 2000; Журавлев, 2005). Вступая во взаимодействие, общающиеся этнофоры могут совершать действия

Глава 5 Регулятивная сторона этнического общения

Глава 5 Регулятивная сторона этнического общения Регулятивная сторона этнического общения заключается в выполне-нии норм и правил, организующих поведение и образ жизни представителей различных этносов.В Институте психологии РАН в 1976 и 1979 гг. под редакцией Е. В.

3.2. Перцептивная сторона общения

3.2. Перцептивная сторона общения Термин «перцепция» означает «восприятие» (от лат. Perceptio – восприятие). В социальной психологии обычно используют понятие «социальная перцепция». Под которой понимают – восприятие, понимание и оценку людьми других людей, самих себя, групп

3.3. Коммуникативная сторона общения

3.3. Коммуникативная сторона общения Процесс общения – это прежде всего коммуникация, то есть процесс обмена информацией (обмен мнениями, идеями, переживаниями, настроениями и т. п.). Модель коммуникативного процесса обычно включает пять элементов: коммуникатор –

66. ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ. ДРУЖЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ

66. ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ. ДРУЖЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ В процессе общения необходимо присутствие взаимопонимания между его участниками. Такое взаимопонимание имеет двоякий смысл: 1) как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию; 2) как установление

Оборотная сторона

Оборотная сторона Разделение собственных сил – действенный способ добиться мобильности, такая стратегия может оказаться весьма мощной. Это наглядно продемонстрировал Наполеон, создав подвижную систему корпусов, поражавших врага внезапностью и непредсказуемостью

Оборотная сторона

Оборотная сторона В политике существует такая сильная уловка: оккупировать фланг, заняв позицию, сходную с позицией противной стороны, используя ее идеалы для достижения собственных целей. Именно ее очень эффективно применил в свое время президент Клинтон против

Оборотная сторона

Оборотная сторона Опасность операции по окружению противника кроется в том, что если она не увенчается полным успехом, то вы можете оказаться в весьма прискорбном положении. Вы раскрыли себя, заявили о своих планах. Неприятелю известно, что вы стараетесь его уничтожить,

Читайте также:  Део нексия регулятор воздуха

Оборотная сторона

Оборотная сторона Нет ни доблести, ни смысла в том, чтобы навлекать на свою голову кровопролитную схватку. Однако этот тип войны может играть определенную роль как часть маневра или стратегии. Внезапное окружение или мощная лобовая атака в момент, когда враг меньше всего

Коммуникативная сторона общения

Коммуникативная сторона общения Особенности коммуникативной стороны общения Когда говорят об общении как об обмене информацией, имеют в виду коммуникативную сторону общения. Передача любой информации производится посредством знаковых систем, т. е. знаков.

Перцептивная сторона общения

Перцептивная сторона общения При исследовании проблем, связанных с перцептивной стороной общения, иногда говорят о социальной перцепции. Под социальной перцепцией следует понимать восприятие, понимание и оценку людьми социальных объектов (других людей, самих себя,

Когда сильная сторона одной цели – слабая сторона другой

Когда сильная сторона одной цели – слабая сторона другой Так как продвигающие и профилактические цели приводят к использованию разных стратегий, иногда один тип цели бывает эффективнее другого. Иными словами, есть действия, которые удаются нам превосходно (или ужасно),

5. Радость интимного общения или общения в компании

5. Радость интимного общения или общения в компании Благодаря упражнениям предыдущих разделов вы усовершенствовали свои физические и интеллектуальные способности, а также смогли свежим взглядом взглянуть на мир, оценив его красоту.Но среда, в которой мы живем, не

Источник

Механизмы регуляции социального поведения личности

Социальное поведение

Поведение человека в отличие от поведения животных носит целеполагающий, произвольный характер.

С точки зрения социологии, поведение – это поведенческие процессы человека, связанные с удовлетворением физических и социальных потребностей. Эти потребности возникают как реакция на окружающую социальную среду.

Группа или индивид являются субъектами социального поведения. Социализация, т.е. усвоение социальных норм в первую очередь определяют поведение человека.

Если у всех людей врожденные инстинкты практически похожи, то приобретенные в процессе социализации качества у каждого человека будут различны. К тому же социальные нормы и ролевая структура общества строго регулируют социальное поведение индивида.

Социальная норма поведения полностью соответствует статусным ожиданиям, которые дают возможность обществу предсказывать действия индивида. Свое поведение сам человек может координировать с теми моделями, которые приняты в обществе.

Социальное поведение – это форма и способ проявления индивидом своих предпочтений и установок в социальном действии или взаимодействии.

Личностная заинтересованность также оказывает большое влияние на социальное поведение. Например, человеку свойственно обсуждать только те вопросы, которые вызывают субъективный повышенный интерес, в обсуждении остальных вопросов активность индивида резко снижается.

Люди по жизни руководствуются моральными и этическими принципами, когда человек не может пойти против своих нравственных ценностей и расплачивается за это своей жизнью.

Безусловно, надо помнить и о том, что социальное поведение зависит от осведомленности о той или иной ситуации, насколько индивид владеет этой информацией, знает «правила игры» и может их использовать.

В основе поведения может лежать и такая цель, как манипулирование обществом, примером этого являются предвыборные обещания современных политиков. Для того чтобы достичь свои жизненные цели человек может применять поведение естественное и поведение ритуальное.

Естественное поведение направлено на достижение индивидуальных целей и соответствует этим целям. Такое поведение носит природный характер и социальными нормами не регламентируется.

Ритуальное поведение или «церемонное» является индивидуально-неестественным, но, благодаря нему общество существует и воспроизводится. Для ритуала, который является неотъемлемой частью социальной жизни, характерно множество форм – от этикета до церемонии.

Чтобы человек выжил как вид, чтобы сохранить и поддержать общественные отношения выделяется форма социального поведения — поведение кооперативное, суть которого состоит во взаимопомощи друг другу и поведение родительское по отношению к своим детям.

Внешние факторы регуляции поведения

Любая личность находится в сложной системе общественных производственных, нравственных, правовых, религиозных и др. отношений. Чтобы эти отношения осуществлялись, есть самые разные виды регуляторов.

Внешние регуляторы характерны для всех социальных явлений с определением «социальный и общественный».

К ним относятся:

  • общественные отношения;
  • общественное производство;
  • общественные интересы;
  • общественное мнение;
  • социальные движения;
  • социальная напряженность;
  • социальные потребности и др.

Регуляторами поведения личности в области духовной жизни являются мораль, этика, менталитет, идеал, ценности, идеология, религия и др.

В политической сфере – это власть, бюрократия, социальные движения, а в правовых отношениях – закон, право.

Есть и общечеловеческие регуляторы, которыми выступают язык, знак, символ, ритуалы, обычаи, стандарты, социальные установки, семья и быт и др.

Социально-психологические явления – это более узкий объем внешних регуляторов. В их качестве выступают большие и малые социальные группы, такие групповые явления, как социально-психологический климат групповое мнение, конфликт, сплоченность группы и др.

Универсальная форма, регулирующая поведение – это социальные нормы, они представляют собой правило, образец поведения, принятые в данной общности. По своим параметрам социальные нормы различаются, например, правовые нормы формулируются и утверждаются государственными учреждениями и поддерживаются государством.

Исторически складываются нормы морали и нравственности, т.е. этические нормы, они регулируют поведение людей в соответствии с принципами добра и зла, идеалами справедливости. Моральные нормы – это неписаные нормы поведения человека. К этическим нормам очень близки нормы религиозные, как по своему психологическому содержанию и способу происхождения, так и механизму воздействия.

Их отличительной особенностью является конфессиональная принадлежность, т.е. более узкая общность людей.

К нормам социального поведения людей относятся ритуалы – это конвенциональные нормы, т.е. видимое действие лица, призывающее обратить внимание на какие-либо факты или явления и выразить определенное эмоциональное отношение.

Для конвенциональных норм обязательными являются следующие принципы:

  • общепринятая условность действия;
  • общественная значимость факта;
  • особая цель ритуала.

Организации используют самые разнообразные нормы, которые регулируют, санкционируют, оценивают, принуждают и побуждают людей осуществлять те или иные действия в системе взаимоотношений. К этим нормам относятся образцы, правила, императивы поведения, стандарты, модели, шаблоны и др.

Внутренние регуляторы поведения человека

Объектом социальной регуляции выступает сам человек. Являясь субъектом социального поведения, он выступает и субъектом регуляции этого поведения. Поведение и деятельность человека определяют психические явления как результат детерминации внешних воздействий.

Данные качества психических явлений объединяются в функциях психического – отражения, отношения, регуляции. Внутренними регуляторами выступают когнитивные процессы.

Через когнитивные процессы человек получает, хранит, воспроизводит, преобразует информацию, необходимую для организации поведения. Как в совместной деятельности, так и в общении мощным регулятором является как устная, так и письменная речь человека.

Если язык выступает внешним регулятором поведения, то внутренняя речь – один из психологических регуляторов личного поведения. Внутренним регулятором поведения являются психические состояния – это тревожность, отчужденность, навязчивые состояния, аффективные состояния, депрессия, релаксация и др.

Психологические качества существуют в двух формах – это личностные свойства, например, идентичность, самосознание, рефлексия, самоопределение и др. и социально-психологические качества личности, такие, как мотивация достижения, социальная потребность, жизненная позиция, любовь, ненависть, страх, стыд, ответственность и др.

Мотивационно-потребностная и волевая сферы личности относятся к собственно регуляционному блоку психических явлений. Пусковым механизмом регуляции поведения является мотивация, мотивировка, мотив, а потребности человека – это основной источник мотивации.

Волевые процессы – принятие решения, борьба мотивов, стремление, желание и др. – это завершающий этап социальной регуляции поведения.

Источник