Меню

Основной регулятор поведения людей



1 Регуляторы поведения человека

1.1 Общая характеристика регуляторов поведения

Человек, чтобы чувствовать себя полноправным членом общества, должен оценивать себя свою деятельность и свое поведение с позиций соответствия их требованиям социальной среды. Соответствие жизни и деятельности человека, принятым в обществе нормам и правилам, создает у него ощущение собственной социальной полноценности. Эта полноценность является условием нормального социального самочувствия, и напротив, ощущение несоответствия поведения требованиям общества погружает человека в состояние дискомфорта, а так же может стать причиной тяжелых переживаний. Поэтому человек нуждается в постоянном контроле и регуляции своего поведения. Внешний контроль над степенью социальной полноценности осуществляется благодаря институту общественного мнения, правовым органам и т.д. Внутренний контроль и регуляция осуществляются самим индивидом с позиций норм и требований общества, усвоенных им в процессе социализации.

Социальный регулятор поведения — это осознаваемый (рационально или аттрактивно) индивидом ориентир, согласуясь с которым он осуществляет свое действие. Поэтому необходимо обнаружить такие черты поведения, которые выполняют функцию регуляторов социального поведения. Соответственно, такие регуляторы могут быть обнаружены только среди типичных поведенческих черт [4].

Регуляторами поведения для человека выступают внутренние когнитивные процессы и внешние явления окружающей социальной среды. К регуляторам поведения можно отнести следующие понятия:

Обычаи. Обычаи в обществе складываются в результате многократного повторения одних и тех же действий членами общества, которые способствуют возникновению устойчивых общественных отношений. На основе этих устойчивых общественных отношений складываются правила поведения, которые входят в привычку и становятся обычаем. Они порождены самим образом жизни того или иного социального слоя или социальной группы [10].

Традиции. По своему характеру регулирования общественных отношений, традиции, сходны с обычаями, но, в отличие от последних, не детально регламентируют общественное отношение, а только определяют общую линию поведения. Обычаи и традиции имеют ряд общих черт: преемственность, устойчивость, охрана от нарушений силой общественного мнения [10].

Нравственные Нормы. Среди регуляторов социотипического поведения большую роль играют нравственные нормы, т.е. системы представлений о правильном и неправильном поведении, требующие выполнения одних действий и запрещающие другие [11].

Установки. Понятие установки впервые появилось в вышедшей в 1862 году книге Герберта Спенсера «Первые принципы». В российскую психологическую науку это понятие ввел известный представитель грузинской (советской) психологической школы Д. Н. Узнадзе. По его мнению, установка — это предшествующая любым психическим или поведенческим актам человека готовность совершать их адекватно данной ситуации. Он утверждал, что реакция человека на ситуацию (оценочная или поведенческая) обусловлена не только самой ситуацией, но и его внутренней, неосознаваемой им самим предрасположенностью реагировать определенным образом. Благодаря установке человеку не нужно каждый раз заново определять, в чем состоят его потребности в данный конкретный момент, и выбирать лучшие способы их удовлетворения. Все это на основании прошлого опыта уже зафиксировано в установке. Помимо собственного социального опыта личности, установка может быть продуктом стихийной или целенаправленной коммуникации, особенно тех видов массовой коммуникации, которые предполагают высокую степень сопереживания происходящим событиям.

Большинство установок приобретаются человеком в готовом виде из социального опыта и культуры [3].

Стереотипы. Впервые термин «стереотип» был введен в общественные науки в 20-е годы ХХ века в США, когда возникла необходимость изучения и объяснения законов функционирования массового сознания. Г.Тэжфел суммировал главные выводы исследований в области социального стереотипа:

— люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы (или социальные категории) недифференцированными, грубыми и пристрастными признаками;

— такая категоризация отличается прочной стабильностью в течение очень длительного времени;

— социальные стереотипы в некоторой степени могут изменяться в зависимости от социальных, политических или экономических изменений, но этот процесс происходит крайне медленно;

— социальные стереотипы становятся более отчетливыми («произносимыми») и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами;

— они усваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся;

— социальные стереотипы не представляют большой проблемы, когда не существует явной враждебности в отношениях групп, но в высшей степени трудно модифицировать их и управлять ими в условиях значительной напряженности и конфликта [1, с. 96].

Ценности. Под ценностями часто понимают те установки, которые определяют личностную структуру, причем установки особого рода — те которые воспринимаются как «стандарты», нормы, являющиеся основой для выбора, совершаемого человеком. При этом “выбор” рассматривается как ядро личностной организации. Ценности той или иной культуры в совокупности своей представляют этос культуры. В рамках социальной психологии ценности связаны с установками, с одной стороны, и с нормами — с другой [11].

Читайте также:  Схема подключения регулятора батареи

В.Б. Ольшанский сравнивает ценности со своеобразными маяками, помогающими «заметить в потоке информации то, что наиболее важно (в позитивном или негативном смысле) для жизнедеятельности человека; это такие ориентиры, придерживаясь которых человек сохраняет свою определенность, внутреннюю последовательность своего поведения» [8, Т-1, с. 188].

Регуляторы поведения являются неотъемлемым элементом обыденного сознания. Социальные регуляторы формируются относительно легко, поскольку наше собственное воспитание и культура порождают в нас ряд ожиданий относительно поведения и черт других людей. Источником формирования регуляторов поведения является как личный опыт человека, так и выработанные обществом нормы, которые человек получает при обучении, воздействии средств массовой информации и непосредственных контактов со значимыми и авторитетными людьми.

Источник

Социальные регуляторы поведения

Появление, формирование, совершенствование личности характеризуется некоторыми факторами, осуществляется по конкретным закономерностям. Социальные регуляторы позволяют выявлять и пояснять особенности существования личности в обществе.

Определения

В качестве субъектов социального поведения рассматривают малые группы, общество, саму личность.

Она включена в серьезную систему разнообразных общественных отношений. К ним относятся: политические, правовые, производственные, идеологические, нравственные, религиозные отношения, управляют ими социальные регуляторы.

Внутренние регуляторы

Проанализируем основные их виды, позволяющие давать качественную характеристику личности.

Социальные регуляторы общества включают в себя:

  • общественное производство, мнение, отношения, сознание, социально-экономическую ситуацию;
  • стиль и образ жизни, традиции, социальный контекст, социальные установки, ценности, семью, быт;
  • мораль и этику, культуру, идеологию, мировоззрение.

Внешние регуляторы

Социальные регуляторы могут выступать и внешними факторами:

  • масштабные социальные группы (слои, классы, когорты, профессии, этнос);
  • небольшие группы (организация, группа);
  • социально-психологический климат, групповые отношения, степень организации коллектива.

Общие феномены

Такие социальные регуляторы поведения подразумевают традиции, вкусы, символы, слухи, предрассудки, стереотипы, коммуникации.

Для характеристики индивидуальности используют и личностные компоненты социально-психологических регуляторов. Такие социальные регуляторы представлены установкой, авторитетом, позицией, социальной престижностью, статусом. С их помощью можно выделять определенные черты конкретной личности.

Социальные нормы

Они выступают универсальным социальным регулятором общественных норм поведения. Среди таких факторов выделим моральные, правовые, религиозные нормы. К корпоративным нормам относят модели, образцы отношений и действий, традиции и обычаи, разнообразные обряды и ритуалы. В эту же группу включены и договорные нормы, деловые отношения.

Важно упомянуть о том, что личность выступает в виде объекта социальной регуляции в системе внешней общественной детерминации. В процессе социального поведения ее рассматривают не просто как субъект внутреннего поведения, но и с точки зрения внешней регуляции.

Многие психологи рассматривают регулятивную функцию личности в психическом поведении и функционировании с позиции психических процессов, состояния, качеств.

Психические процессы

Социальные регуляторы общественных отношений включают в себя следующие процессы:

  • Когнитивные, к которым относятся схематизация, каузальная атрибуция, категоризация. Они предполагают получение, переработку, преобразование, воспроизведение личностью получаемой информации, без которой невозможно полноценное социальное поведение.
  • Устная и письменная речь, с их помощью личность находит общий язык с другими представителями социального общества.
  • Психологические специфические явления. Среди них выделим инсайт (мысленное постижение), интуицию (выход за пределы имеющегося опыта путем образного обобщения непознанных закономерностей), суждения, умозаключения, решение задач (предвидение хода событий, анализ ситуации, поиск выхода из нее).

Семантическое субъективное пространство в когнитивном блоке представляет собой обобщение внутренних регуляторов поведения личности в обществе.

В. Ф. Петренко выделяет следующие факторы перестройки семантических субъективных пространств:

  • оценка;
  • активность;
  • упорядоченность;
  • сложность;
  • силу;
  • комфортность.

Построение семантического пространства подразумевает несколько этапов. Сначала происходит выделение всех связей у рассматриваемых объектов. Далее выстраивается матрица сходства выбранных объектов, оценивается их близость. Потом проводится математическая обработка матрицы с помощью факторного анализа. И на завершающем этапе проводится интерпретация рассматриваемых факторов.

Право как социальный регулятор выступает одним из внутренних регуляторов поведения личности. Оно позволяет оценивать эмоциональную реакцию личности на воздействие сильных или кратковременных раздражителей.

Среди внутренних регуляторов психологического состояния особый интерес представляет депрессия. Она связана с отрицательным эмоциональным фоном и пассивностью поведения.

К этим же показателям причисляют и разнообразные навязчивые состояния, например, мгновенное появление болезненных мыслей, побуждение к резким действиям, связанные с проблемами, возникающими в семье, на работе.

Благодаря психологическим качествам обеспечивается внутренняя субъективная регуляция, выражаемая в двух формах:

  • В виде личностных свойств это можно рассматривать как склонность человека к активным действиям, ответственности за проводимые действия, преобразования.

Благодаря личностным качествам человек налаживает взаимоотношения с другими людьми, находит способы поведения в социальном обществе. От этих качеств напрямую зависит самоопределение человека, его поведение в проблемных ситуациях, способность к саморазвитию, самопознанию, самосовершенствованию.

Особый интерес представляет самооценка, касающаяся отношения к себе, своим возможностям и способностям, нравственным качествам.

Человек, имеющий завышенную самооценку, считает себя интеллектуально выше других, при этом в реальности его способности весьма скромные и недостаточные для того, чтобы справляться с несложными ситуациями.

Читайте также:  Ursamar rk44 инструкция регулятор температуры

Социально-психологические качества личности предполагают готовность человека к оценке сложившейся ситуации, способности его устанавливать эмоциональные одобрительные отношения с другими людьми.

Заключение

Необходимо отметить, что внутренние (субъективные) и внешние (объективные) регуляторы существуют не отдельно друг от друга, между ними предполагается диэлектрическая взаимосвязь. Учитывая принцип детерминизма, который был сформулирован С. Л. Рубинштейном, регуляторы могут являться и источником внешних причин, преломленных через внутренние условия.

Внешние регуляторы предстают в роли внешних причин социального поведения любой личности, благодаря внутренним регуляторам происходит преломление действия разных внешних детерминант. Психологический процесс развития нравственных качеств, сознания, поведения, перестройки, мотивации нервной системы, способности к принятию важных решений происходит благодаря диэлектрическому взаимодействию внутренних и внешних регуляторов. Качество их связи определяет особенности психики человека.

Источник

Социальные нормы: что это, зачем нужно и как действует

Рассказываем, как социальные нормы влияют на жизнь общества, какие виды общественных норм существуют, какие функции они выполняют и чем грозит их несоблюдение.

Содержание

  • Понятие социальных норм
  • Виды социальных норм
  • Формы социальных норм
  • Функции социальных норм

Понятие социальных норм

Социальные нормы — это исторически сложившиеся и принятые в обществе правила поведения, регламентирующие отношения между людьми.

Наличие социальных ценностей и норм — неотъемлемый признак любого общества. В определённый момент развития человечества люди поняли, что для совместного выживания им необходимо договориться о правилах поведения, обязательных для всех участников сообщества.

Если человек хотел быть частью общины или племени, он обязан был соблюдать принятые в нём законы и правила поведения в социуме. В противном случае его изгоняли, фактически обрекая нарушителя на смерть от клыков хищников или рук представителей враждебных племён.

По мере развития цивилизации нормы и правила поведения в обществе менялись и усложнялись, однако их признаки с течением времени не меняются.

Признаки социальных норм

Любое правило считается социальной нормой, если оно удовлетворяет следующим критериям:

  • является общим для всех членов общества,
  • направлено на регулирование общественных отношений,
  • имеет в основе сознательное волевое усилие людей,
  • возникло в процессе исторического развития,
  • действует непрерывно,
  • соответствует типу культуры и социальному устройству общества.

Виды социальных норм

Все социальные нормы можно разделить на следующие группы:

Рассмотрим подробнее эти виды социальных норм и приведём примеры каждого из них.

Обычаи, ритуалы, традиции

Обычаи — правила поведения, сложившиеся в обществе в результате многократных повторений. Многие обычаи зародились в доисторическую эпоху, когда их выполнение было для человека жизненной необходимостью. Например, обычай гостеприимства способствовал совместному выживанию, позволяя людям получать еду и крышу над головой. По мере развития общества некоторые обычаи отмирали, уступая место новым, другие сохраняются по сей день.

Ритуалы — особый вид обычаев, в котором главной составляющей является строгая форма исполнения. Они также зародились в социуме в древнейшие времена, и многие из них до сих пор существуют в народной культуре. Прежде всего, в форме обрядов. Примерами данных социальных норм могут служить закликание весны, инициация человека во взрослую жизнь и так далее. Современной культуре тоже не чужд ритуализм. Яркий тому пример — задувание именинником свечей на торте.

Традиции, в отличие от обычаев, могут возникать спонтанно в обществе. Совершённое однажды действие в результате многократного повторения становится общественной нормой. Традиции могут наследоваться из поколения в поколение, формируя социальные ценности и положительные примеры. Будучи исполняемыми большинством членов общества, традиции становятся частью его культуры. Пример такого поведения — празднование Дня Победы девятого мая.

Нормы морали

Нормы морали, или этические нормы, — социальные правила поведения человека, выражающие представление общества о добре и зле, справедливости и несправедливости. Общественная мораль оценивает не только действия людей, но и их мотивы. Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, а их нарушение встречает осуждение в обществе.

При этом цивилизованный человек способен оценивать и корректировать своё поведение без постороннего контроля — за это отвечают такие качества личности как совесть, честь, чувства долга и собственного достоинства. Пример этической нормы — «золотое правило нравственности»: не делай другим того, чего не желаешь для себя.

Нормы права

Правовые нормы устанавливаются государством и реализуются при помощи его авторитета и принудительной силы. Они всегда выражены в письменной форме — законах или других нормативных актах. С помощью этих правил регулируются все важнейшие общественные отношения — политические, экономические, культурные и другие. Примером норм права могут служить положения Конституции РФ.

Читайте также:  Основным гуморальным регулятором дыхания является кислород адреналин норадреналин углекислый газ

В нормах права есть чётко прописанная система наказаний, которая исполняется специальными органами. В этом заключается одно из основных отличий правовых норм от религиозных социальных норм.

Религиозные нормы поведения зафиксированы в текстах священных книг (таких как Библия или Коран) либо установлены религиозной общиной. Многие из них совпадают с нормами морали и права, содержат обряды и ритуалы, тесно переплетаются с обычаями и традициями. В теократических государствах предписания религии выполняют функцию правовых норм. В светских — регулируют частную жизнь верующих. К религиозным нормам относятся выбор бога, молитвы, ритуалы и другие правила поведения.

Соблюдение этих норм поддерживается религиозным сообществом и верой в неизбежную кару, положенную за отступление от нормы ( грех). Пример религиозной нормы — десять заповедей Ветхого Завета.

Эстетические нормы

Нормы эстетики отражают принятые в обществе представления о безобразном и прекрасном. Эти нормы применяются не только в отношении искусства, но и всего, что производится человеком (техника, архитектура и так далее). Кроме того, они регулируют внешний вид человека и его поведение в быту. В частности, к эстетическим нормам относятся правила этикета и гигиены.

Для каждого общества на каждом этапе развития характерны свои представления о прекрасном, которые могут меняться с течением времени. Пример эстетической нормы — золотое сечение.

Корпоративные нормы

Формирование корпоративных норм началось в Индустриальную эпоху, и с тех пор они играют важную роль в общественной жизни. Эти социальные нормы регулируют работу общественных организаций (промышленных предприятий, профессиональных союзов, благотворительных обществ и других), а также права и обязанности их участников.

Как и правовые нормы, корпоративные правила закреплены в письменной форме — в уставах организаций. Их соблюдение контролируется самими компаниями.

Формы социальных норм

Существует несколько классификаций, отражающих различные аспекты социальных норм.

‍ По способу закрепления социальные нормы делятся на:

  • устные (нормы обычаев и морали);
  • письменные (правовые и корпоративные нормы).

Остальные общественные нормы не обязательно зафиксированы в тексте. Обычаи и нормы морали чаще всего существуют в устной форме. Отражением эстетических норм может быть рисунок, скульптура и тому подобное.

‍ По масштабу распространения различают следующие формы социальных норм:

  • межличностные приняты между двумя людьми ( пример — условный стук в дверь соседа);
  • групповые действуют в пределах социальной группы ( пример — воинский устав);
  • национальные характерны для всего народа или нации ( пример — празднование Дня благодарения американцами);
  • общечеловеческие распространяются на большинство людей на планете ( пример — регулярно мыться).

Кроме того, социальные нормы разделяются на формы в зависимости от принципа функционирования:

  • рекомендательные указывают на желательное поведение ( например, рекомендуется уступать место в транспорте пенсионерам);
  • побуждающие стимулируют людей к исполнению правил ( например, премия за добросовестный труд);
  • повелительные регулируют обязанности человека ( например, полицейский обязан следить за порядком);
  • запрещающие препятствуют какой-либо деятельности и наказывают за её осуществление ( например, запрет на курение в общественных местах).

По обязательности исполнения социальные нормы делятся на формальные и неформальные.

Формальные социальные нормы зафиксированы в письменном виде и строго обязательны к исполнению. К ним относятся правовые и корпоративные нормы. Их нарушение ведёт к санкциям, установленным в нормативных актах — так, за хулиганство полагается штраф или лишение свободы, а неявка на работу без уважительной причины может привести к увольнению.

Все остальные общественные правила являются неформальными нормами. Их соблюдение определяется не предписаниями, а нравственным выбором человека. Нарушение этих норм не преследуется по закону, но может вызвать общественное осуждение.

Во многих случаях формальные и неформальные социальные нормы совпадают. Например, нормы морали осуждают ложь. При этом ложь свидетеля в зале суда нарушает правовые нормы и является уголовным преступлением.

Функции социальных норм

Социальные нормы регламентируют все сферы жизни общества и фактически делают возможным его существование. Их действия можно свести к трём важнейшим функциям:

  1. Регулятивная функция. Социальные нормы и правила регулируют взаимодействие людей между собой, определяют границы допустимого и воздействует на лиц с отклоняющимся поведением. Это воздействие осуществляется при помощи трёх механизмов:
  • Дозволение — указание на необязательные, но желательные варианты поведения ( например, мыть руки перед едой).
  • Предписание — указание на требуемое действие ( например, носить одежду).
  • Запрет — указание на действия, которые осуждаются обществом ( например, нельзя воровать).
  1. Социальная функция. Помогают человеку стать полноценным членом общества, приносить пользу другим людям и получать выгоду от взаимодействия с ними.
  1. Оценочная функция. Социальные нормы формируют у человека представление о хорошем и плохом, стимулируют положительные качества в людях и дают им образцы для подражания.

Источник