Меню

Мощность установки элоу авт



Новое поколение оборудования. Комплекс ЭЛОУ-АВТ на Омском НПЗ

Омский нефтеперерабатывающий завод – дочернее предприятие «Газпром нефти» – один из самых современных нефтеперерабатывающих предприятий России. Можно ли работать еще эффективнее?

Омский нефтеперерабатывающий завод – дочернее предприятие «Газпром нефти» – один из самых современных нефтеперерабатывающих предприятий России. Более того, ОНПЗ – лидер отрасли по эффективности производства: глубина переработки нефти на предприятии составляет 90,6 %, а выход светлых нефтепродуктов экологического класса «Евро-5» – свыше 70 %. Можно ли работать еще эффективнее? Да, и совсем скоро, ведь на Омском НПЗ полным ходом идет реализация второго этапа модернизации, одним из ключевых проектов которого является строительство комплекса первичной переработки ЭЛОУ-АВТ.

Модернизация на Омском НПЗ началась в далеком 2008 году. Фактически она предполагала строительство нового предприятия и технологического лидера отрасли, и за прошедшие годы на предприятии уже удалось сделать немало. В рамках первого этапа модернизации, который уже завершился в 2015 году, были построены и реконструированы ключевые технологические комплексы, позволившие ОНПЗ полностью перейти на выпуск моторных топлив «Евро-5», значительно повысить энергоэффективность и снизить воздействие производства на окружающую среду на 36 %.

Теперь на заводе реализуются проекты второго этапа модернизации, цель которых – рост ключевых показателей эффективности нефтепереработки до уровня мировых отраслевых лидеров в 97 %. На Омском НПЗ будут построены новые производственные объекты и реконструированы действующие установки с учетом современных требований к экологии, уровню надежности и безопасности производственных процессов. Кроме того, воздействие предприятия на окружающую среду дополнительно снизится на 28 %.

Одним из ключевых проектов текущего этапа модернизации, наряду со строительством комплекса глубокой переработки нефти (КГПН) и установки замедленного коксования (УЗК), стало возведение комплекса первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ, введение которого в эксплуатацию позволит вывести из эксплуатации сразу 6 установок первичной переработки нефти предыдущего поколения.

Напомним, что первичная переработка предполагает разделение прошедших предварительную подготовку нефти и газов на отдельные углеводородные фракции. Такая перегонка позволяет получить целый спектр нефтепродуктов и полуфабрикатов, таких как газ (бутан, пропан), бензиновые фракции, дизельное топливо, смазочные масла, мазут и т.д.

Строительство комплекса первичной переработки началось в 2016 году, сразу после получения разрешения на строительство от Главгосэкспертизы РФ. Согласно проекту, в состав нового комплекса ЭЛОУ-АВТ войдут 6 секций, в том числе отдельный блок по переработке стабильного газового конденсата (СГК) мощностью 1,2 млн тонн в год. Это в конечном счете позволит увеличить объем переработки СГК и вовлечь дополнительные объемы конденсата в выпуск бензина и дизельного топлива стандарта «Евро-5», а также авиакеросина.

Контракты на поставку оборудования длительного цикла изготовления (ректификационных колонн, компрессоров, печей) были подписаны с крупнейшими производителями нефтегазового оборудования, в том числе «Волгограднефтемашем» и компанией «АЭМ-технологии» (входит в машиностроительный дивизион государственной корпорации «Росатом»).

Так, две колонны, предназначенные для атмосферной и вакуумной перегонки нефти, были изготовлены вышеперечисленными компаниями в Волгограде и Волгодонске, причем производство заняло более двух лет! У оборудования нет аналогов в России, а общая масса смонтированных колонн превышает 1 тыс. тонн. Они увеличат глубину переработки нефти и выход светлых нефтепродуктов на Омском НПЗ.

Кроме того, в проекте комплекса ЭЛОУ-АВТ применен ряд передовых экологических решений. Например, непрерывный мониторинг дымовых газов технологических печей и очистка газовых фракций от серосодержащих соединений, а предусмотренная проектом закрытая система дренирования оборудования позволит повторно направлять извлекаемые нефтепродукты в переработку, снижая выпуск мазута.

ЭЛОУ-АВТ также будет отвечать современным требованиям промышленной безопасности за счет автоматизации процессов, оснащения объекта системами оповещения, сигнализации, видеонаблюдения и громкоговорящей связи.

Общая мощность ЭЛОУ-АВТ – 8,4 млн тонн в год, он станет одним из крупнейших комплексов такого типа в России. Ввод новой установки в эксплуатацию позволит создать стабильную сырьевую базу для проектов завода, направленных на увеличение глубины переработки нефти, поддержать объем переработки на уровне, заданном стратегией развития «Газпром нефти», а также свести воздействие нефтеперерабатывающего производства на окружающую среду к минимуму.

Планируется, что ЭЛОУ-АВТ будет введена в эксплуатацию к началу 2019 года, после чего 6 установок первичной переработки нефти предыдущего поколения будут выведены из технологической цепочки и демонтированы.

Нельзя не упомянуть о создании на Омском НПЗ инфраструктуры, которая обеспечит функционирование установки первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ, комплекса глубокой переработки нефти и установки замедленного коксования. В настоящее время строительство идет полным ходом на территории, превышающей 150 гектаров.

Проект инфраструктуры включает в себя возведение систем электро- и энергоснабжения, строительство локального блока оборотного водоснабжения и факельной системы, возведение межцеховых коммуникаций и трубопроводов снабжения азотом и техническим воздухом. Также будет построен комплекс химической очистки воды с применением ионообменной технологии, который позволит значительно снизить расход потребляемых водных ресурсов, сократить количество технических стоков и оптимизировать энергозатраты. Кроме того, предполагается реконструкция главной понизительной подстанции, мощность которой после ввода в эксплуатацию вырастет в 1,5 раза и составит 126 МВт. Станция не только покроет потребности новых производственных комплексов, но и позволит перераспределить электроэнергию на действующие промышленные объекты ОНПЗ.

Читайте также:  Мощность объекта спорта что это

Суммарные инвестиции «Газпром нефти» в модернизацию ОНПЗ превысят 300 млрд рублей. Деньги огромные, но вложены не зря, ведь за счет совершенствования производственных процессов, внедрения инноваций и новых технологий Омский НПЗ заслуженно встанет в один ряд с мировыми лидерами отрасли.

8,4 млн т/год общая мощность комплекса первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ на Омском НПЗ;

6 установок предыдущего поколения будут выведены из эксплуатации после запуска комплекса ЭЛОУ-АВТ;

1 тыс. т общая масса колонн атмосферной и вакуумной перегонки нефти, которые войдут в комплекс ЭЛОУ-АВТ на ОНПЗ;

300 млрд руб. суммарные инвестиции «Газпром нефти» в модернизацию ОНПЗ.

Источник

Блок атмосферной перегонки нефти установки ЭЛОУ-АВТ-6

При выборе технологической схемы и режима атмосферной перегонки нефти руководствуются главным образом ее фракционным составом, и прежде всего содержанием в ней газов и бензиновых фракций.

Перегонку стабилизированных нефтей постоянного состава с небольшим количеством растворенных газов (до 1,2 % по С4 включительно), относительно невысоким содержанием бензина (12…15 %) и выходом фракций до 350 °С не более 45 % энергетически наиболее выгодно осуществлять на установках (блоках) AT по схеме с однократным испарением, то есть с одной сложной ректификационной колонной с боковыми отпарными секциями. Установки такого типа широко применяются на зарубежных НПЗ. Они просты и компактны, благодаря осуществлению совместного испарения легких и тяжелых фракций требуют минимальной температуры нагрева нефти для обеспечения заданной доли отгона, характеризуются низкими энергетическими затратами и металлоемкостью. Основной их недостаток меньшая технологическая гибкость и пониженный (на 2,5…3,0 %) отбор светлых нефтепродуктов, кроме того, по сравнению с двухколонной схемой, они требуют более качественной подготовки нефти.

Для перегонки легких нефтей с высоким содержанием растворимых газов (1,5… 2,2 %) и бензиновых фракций (до 20…30 %) и фракций до 350 °С (50…60 %) целесообразно применять атмосферную перегонку двухкратного испарения, то есть установки с предварительной отбензинивающей колонной и сложной ректификационной колонной с боковыми отпарными секциями для разделения частично отбензиненной нефти на топливные фракции и мазут.

Двухколонные установки атмосферной перегонки нефти получили в отечественной нефтепереработке наибольшее распространение. Они обладают достаточной технологической гибкостью, универсальностью и способностью перерабатывать нефти различного фракционного состава, так как первая колонна, в которой отбирается 50…60 % бензина от потенциала, выполняет функции стабилизатора, сглаживает колебания в фракционном составе нефти и обеспечивает стабильную работу основной ректификационной колонны. Применение отбензинивающей колонны позволяет также снизить давление на сырьевом насосе, предохранить частично сложную колонну от коррозии, разгрузить печь от легких фракций, тем самым несколько уменьшить требуемую тепловую ее мощность.

Недостатками двухколонной AT является более высокая температура нагрева отбензиненной нефти, необходимость поддержания температуры низа первой колонны горячей струей, на что требуются затраты дополнительной энергии. Кроме того, установка оборудована дополнительной аппаратурой: колонной, насосами, конденсаторами-холодильниками и т. д.

Блок атмосферной перегонки нефти высокопроизводительной, наиболее распространенной в нашей стране установки ЭЛОУ-АВТ-6 функционирует по схеме двухкратного испарения и двухкратной ректификации.

Обезвоженная и обессоленная на ЭЛОУ нефть дополнительно подогревается в теплообменниках и поступает на разделение в колонну частичного отбензинивания 1. Уходящие с верха этой колонны углеводородный газ и легкий бензин конденсируются и охлаждаются в аппаратах воздушного и водяного охлаждения и поступают в емкость орошения. Часть конденсата возвращается на верх колонны 1 в качестве острого орошения. Отбензиненная нефть с низа колонны 1 подается в трубчатую печь 4, где нагревается до требуемой температуры и поступает в атмосферную колонну 2. Часть отбензиненной нефти из печи 4 возвращается в низ колонны 1 в качестве горячей струи. С верха колонны 2 отбирается тяжелый бензин, а сбоку через отпарные колонны 3 выводятся топливные фракции 180…220 (230), 220(230)…280 и 280…350 °С. Атмосферная колонна кроме острого орошения имеет 2 циркуляционных орошения, которыми отводится тепло ниже тарелок отбора фракций 180…220 и 220…280 °С. В нижние части атмосферной и отпарных колонн подается перегретый водяной пар для отпарки легкокипящих фракций. С низа атмосферной колонны выводится мазут, который направляется на блок вакуумной перегонки. Ниже приведены материальный баланс, технологический режим и характеристика ректификационных колонн блока атмосферной перегонки нефти (типа самотлорской) 2.

Материальный баланс блока AT

Поступило:

Получено:

Газ и нестабильный бензин (н. к. — 180 °С) — 19,1%

180…220 °С — 7,4% 220…280 °С — 11,0% 280…350 °С — 10,5%

Читайте также:  Как определяется электрическая мощность формула

Практикой эксплуатации промышленных установок АТ и АВТ были выявлены следующие недостатки схемы, показанной на рисунке выше.

  1. не обеспечиваются проектные показатели по температуре подогрева нефти на входе в К-1, тем самым и по отбору легкого бензина в ней;
  2. способ регулирования температуры низа К-1 посредством горячей струи через печь требует повышенных энергозатрат на циркуляцию отбензиненной нефти.

Для интенсификации работы К-1 на ряде НПЗ были переобвязаны теплообменники по сырью и теплоносителю с целью повышения температуры подогрева нефти на входе в К-1. На одном НПЗ 4 внедрена энергосберегающая технология отбензинивания нефти, которая отличается тем, что часть поступающей в К-1 исходной обессоленной нефти нагревается в конвекционной камере печи (атмосферной или вакуумной) до 180 °С (вместо 205 °С) и подается вторым потоком в секцию питания, а в низ К-1 в качестве испаряющего агента подается водяной пар (≈ 0,7 % мас.).

ТЕХНОЛОГИЯ И ОБОРУДОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ И ГАЗА, С. А. Ахметов, Т. П. Сериков, И. Р. Кузеев, М. И. Баязитов, 2006

Источник

Установка ЭЛОУ-АВТ-6

Назначение

Установка ЭЛОУ-АВТ-6 предназначена для обессоливания и первичного фракционирования нефти.

Сырье и продукты

Сырьем установки является сырая нефть, поступившая на НПЗ с нефтеперекачивающих станций (НПС).

В результате переработки нефти на установке получают приведенные ниже продукты.

Продукты установки ЭЛОУ-АВТ-6

Продукты переработки нефти

Расшифровка названия

ЭЛОУ-АВТ-6 – электрообессоливающая установка, атмосферно-вакуумная трубчатка, цифра в конце обозначает производительность по переработке данной установки 6 млн. тонн в год. Однако, на многих установках АВТ «старого» фонда проводилась модернизация с увеличением производительности в 2-2,5 раза, поэтому цифра в конце не всегда отражает реальную производительность установки.

Установка АВТ представляет собой комбинацию из блоков АТ+ВТ:

  • АТ – атмосферная трубчатка (первичная переработка поступающей на НПЗ сырой нефти)
  • ВТ – вакуумная трубчатка (переработка мазута, поступающего с блока АТ)

Блоки ЭЛОУ, АТ, ВТ и АВТ могут представлять собой отдельные установки или сочетаться в комбинации с другими блоками для повышения эффективности работы установки в целом.

Современные установки АВТ

Современные высокопроизводительные установки ЭЛОУ-АВТ являются комбинированными и включают:

  • Электрообессоливающую установку (ЭЛОУ)
  • Атмосферный блок (АТ)
  • Вакуумный блок (ВТ)
  • Блоки стабилизации и вторичной ректификации бензиновых фракций

Также, ЭЛОУ-АВТ может быть дополнена другими процессами для повышения эффективности:

  • Газофракционирование
  • Гидроочистка топливных и газойлевых фракций
  • Каталитический риформинг
  • Каталитический крекинг
  • Очистка масляных фракций

Технологическая схема установки ЭЛОУ-АВТ-6

Поскольку вариантов схем этих установок, находящихся в эксплуатации на данный момент на отечественных НПЗ большое количество, мы рассмотрим наиболее распространенную и эффективную установку ЭЛОУ-АВТ-6.

Схема ЭЛОУ-АВТ-6

Принципиальная схема ЭЛОУ-АВТ-6

Достоинства и недостатки схем разделения нефти

В атмосферном блоке АВТ применяют три схемы разделения нефти:

  1. Схема с одной сложной ректификационной колонной в атмосферном блоке (схема с однократным испарением и однократной ректификацией);
  2. Схема с предварительным испарителем и ректификационной колонной (схема с двукратным испарением и однократной ректификацией);
  3. Схема с предварительной отбензинивающей колонной и основной ректификационной колонной (схема с двукратным испарением и двукратной ректификацией).

Выбор схемы определяется содержанием в нефти газов, бензиновых фракций, светлых нефтепродуктов и серы.

Наибольшее признание получила схема №3, как наиболее гибкая и универсальная, которую рассмотрим ниже.

Достоинства

  1. поскольку в колонне К-1 отгоняется часть бензина, доля отгона отбензиненной нефти в печи будет меньше по сравнению с другими схемами переработки и тем самым отложение солей на поверхности труб печи уменьшится;
  2. в теплообменниках и змеевиках печи давление будет более низким;
  3. имеется возможность получения бензина с низким концом кипения, ассортимент получаемых фракций более широк;
  4. основное количество коррозионно-активных компонентов нефти будет отделяться в колонне К-1, которая дешевле колонны К-2.

Недостатки

  1. так как самые легкие бензины отбираются в колонне К-1, колонна К-2 работает при более жестких условиях;
  2. установка имеет большое количество оборудования, следовательно, нужны более высокие капитальные и эксплуатационные затраты;
  3. на установке имеет место сравнительно большой расход топлива.

Блок ЭЛОУ

Задачей ЭЛОУ является отделение воды и солей от сырой нефти для дальнейшего ее разделении на фракции в атмосферно-вакуумном блоке – посредством ректификации в атмосферной и вакуумной колоннах.

Установка ЭЛОУ

Нефть подается в насосную и поступает в виде смеси вместе с промывочной водой в специальные устройства – электродегидраторы (как правило, 4 пары для ЭЛОУ-АВТ-6), где происходит обессоливание и обезвоживание под действием электрического тока.

Электродегидраторы

Атмосферный блок АТ

Блок АТ предназначен для неглубокой перегонки нефти. Схема атмосферного блока включает в себя:

Установка АТ

  • отбензинивающую колонну К-1,
  • две печи (П-1 и П-2),
  • основную атмосферную колонну К-2 с тремя стриппинг-колоннами.

Принципиальная схема блока атмосферной перегонки

Обезвоженная и обессоленная нефть после ЭЛОУ направляется в теплообменники для нагрева до 210° С.

Читайте также:  Гидравлические валы отбора мощности

Из теплообменных аппаратов обработанная нефть направляется в атмосферный блок для разделения на фракции в процессе ректификации.

Колонны блока АТ: отбензинивающая К-1 (слева), атмосферная К-2 (справа)

Колонна К-1

Сначала нефть направляется в отбензинивающую колонну К-1. Смесь углеводородных газов и бензина с верха колонны охлаждается и частично конденсируется в рефлюксной емкости. В отстойнике емкости собирается вода, с верха сепаратора выходит углеводородный газ, снизу – нестабильный бензин. Часть бензина возвращается на верхнюю тарелку колонны в качестве орошения, избыток выводится в колонну стабилизации. Куб колонны обогревается трубчатой печью П-1.

Колонна К-2

Отбензиненную нефть из куба колонны нагревают в трубчатой печи П-2 до температуры порядка 350 С и подают в колонну К-2.

Трубчатая печь П-2

С верха колонны К-2 отбирают смесь бензина, углеводородных газов и воды, которые после охлаждения и конденсации разделяются в рефлюксной емкости колонны.

Часть бензина возвращается на верхнюю тарелку колонны в качестве орошения, избыток выводится в емкость орошения колонны К-1.

Емкость орошения Е-1 представляет собой трехфазный сепаратор с отбойниками и насадкой для предотвращения каплеуноса. В емкости происходит процесс абсорбции, что позволяет поглотить углеводороды С5+ из углеводородного газа. В качестве абсорбента выступает более тяжелый бензин из колонны К-2.

Для снятия тепла в колонне предусмотрены три циркуляционных орошения в зоне отбора продуктов.

Для снижения парциального давления паров в кубе колонны предусмотрена подача перегретого водяного пара.

Отпарные стриппинги

Из отпарных стриппингов колонны К-2 отбирают фракции:

  • 180-220 о С – компонент авиационного керосина,
  • 220-280 о С – компонент зимнего дизельного топлива,
  • 280-350 о С – компонент летнего дизельного топлива.

Из кубовой части колонны К-2 выводится мазут – сырье установок вакуумной перегонки.

Блок стабилизации и вторичной перегонки

Прямогонные бензины с верха колон первичной перегонки К-1 и К-2 не могут быть использованы в качестве топлива напрямую. Данные фракции содержат растворенные газы C1 – C4 и их необходимо удалить для повышения детонационной стойкости при помощи процесса стабилизации.

Далее, полученные фракции подвергают процессу вторичной перегонки с разделением на более узкие фракции.

Принципиальная схема блока стабилизации и вторичной перегонки нефти ЭЛОУ-АВТ

  • н.к. – 62 о С – сырье установок изомеризации
  • 62 – 105 о С – сырье установок риформинга с выделением ароматики
  • 105 – 140 о С – сырье установок риформинга для производства бензинов
  • 140 – 180 о С – сырье установок риформинга для производства бензинов

Принципиальная схема блока стабилизации и вторичной перегонки нефти ЭЛОУ-АВТ

Вакуумный блок ВТ

Мазут из атмосферной колонны К-2 направляется в печь для его предварительного нагрева до температуры до 400 – 420 о С, а затем в вакуумную колонну на фракционирование.

На вакуумном блоке мазут разделяется на следующие продукты:

  1. ЛВГО (фр. 200-360 о С) – сырье установок гидроочистки ДТ
  2. ТВГО (фр. 360-530 о С) – сырье каталитического крекинга, гидрокрекинга
  3. Затемненный продукт (металлизированная фракция) – сырье битумной установки, компонент товарного мазута
  4. Гудрон – сырье битумной установки, компонент товарного мазута, сырье УЗК
  5. Газы разложения и некондиционный бензин – образуются в результате реакций термического крекинга при нагреве сырья в печах, являются побочными продуктами

Вакуумная колонна также может работать по масляному профилю с получением узких дистиллятных масляных фракций, поступающих впоследствии на дальнейшую переработку в масляное производство.

Вакуумный блок ВТ

Принципиальная схема вакуумного блока

Для снятия тепла и улучшения качества разделения в вакуумной колонне предусмотрены циркуляционные орошения. Квенч гудрона подается для снижения температуры в кубе колонны для снижения коксообразования.

Материальный баланс

АВТ баланс

Блок АТ

Материальный баланс блока атмосферной перегонки установки ЭЛОУ-АВТ-6:

Блок стабилизации и вторичной перегонки

Материальный баланс блока стабилизации и вторичной установки ЭЛОУ-АВТ-6:

Блок ВТ

Материальный баланс блока вакуумной перегонки установки ЭЛОУ-АВТ-6:

Достоинства и недостатки

Достоинства

  1. Процессы разделения нефти на фракции не требуют применения катализаторов
  2. Подготовка сырья для процессов глубокой переработки
  3. Комбинирование АВТ или АТ с другими технологическими установками также улучшает технико-экономические показатели и снижает себестоимость нефтепродуктов
  4. Возможная эксплуатационная гибкость для различных типов нефтей, закладываемая при проектировании

Недостатки

  1. Высокие капитальные и эксплуатационные затраты
  2. Невозможность направления продуктов установки в товар без гидроочистки
  3. Высокий износ оборудования из-за высокого содержания в нефти сернистых, азотистых и кислородсодержащих соединений

Существующие установки

Установки атмосферно-вакуумной перегонки в различных вариациях (АТ, АВТ, ВТ) являются неотъемлемой частью любого НПЗ. Без них невозможна подготовка сырья для вторичных процессов переработки.

Установки ЭЛОУ-АВТ-6 используются на предприятиях:

  1. ТАНЕКО
  2. РН Саратовский НПЗ
  3. Ангарская нефтехимическая компания
  4. Газпром нефтехим Салават
  5. Газпромнефть МНПЗ
  6. Киришинефтеоргсинтез

Фото существующих ЭЛОУ-АВТ-6

ЭЛОУ-АВТ-6(МНПЗ)

ЭЛОУ-АВТ-6(Саратовский НПЗ)

002avt6

0077avt6

Видео работы установки

Источник