Меню

Каким средствами художественной выразительности передано напряжение боя мцыри



Какими средствами худ. выразительности передано напряжение боя («Мцыри»)?

Нам обычно в школе на уроках литературы предлагали темы для сочинения (на выбор) по тому или иному произведению, но уж мы точно не могли писать обо всём, что нам захочется: у преподавателя просто не было бы возможности проверить все эти работы. Я зашла на сайт Litra.ru и попробовала подсчитать, сколько тем для сочинений (и сочинений по этим темам) представлено на этом сайте по поэме Мцыри М.Ю. Лермонтова — сбилась со счёта. Поэтому, думаю, что лучше вам туда самой заглянуть и выбрать то, что вам больше всего по душе придётся!

Исповедь Мцыри вылилась в долгий рассказ о трех днях, который герой провел на свободе, единственных днях своей жизни, когда он не чувствовал себя пленником. Мцыри описывает и то, какие чувства он испытал оказавшись на свободе, после побега, и то, что он испытывал во время поисков дороги к дому, и отчаяние, которое его охватило, когда он вернулся назад к монастырю.

Мцыри ничего не скрывал и почти ни о чем не жалел. Он открыто признается в том, что с радостью променял бы вечность, райское существование, которое ему обещает так и не принятая им вера, на несколько беззаботных минут в родных скалах.

И Мцыри в конце исповеди умоляет исполнить его последнюю волю. Он просит перенести его умирать в монастырский сад, там где растут акации, и где он смог в последний раз увидеть горы Кавказа, те самые, в которых скрывается его отчий дом. Мцыри надеется, что монахи исполнять эту его просьбу, но мы расстаемся с Мцыри в тот момент, когда он все еще находится в келье и не знаем наверняка, как умер Мцыри.

Главный герой поэмы Лермонтова «Мцыри» — безымянный юноша, чьего имени мы не знаем. Сам поэт назвал поэму словом Мцыри, которое вроде бы означает Послушника в монастыре по-грузински. Но нигде в самом тексте поэмы автор не называет своего героя даже словом мцыри — оно вынесено лишь в название.

Точно также ничего не говорит автор и родине Мцыри, о его национальности. По воспоминаниям Мцыри мы понимаем, что его родина в горах, что он горец, но точно не грузин.

Еще мальчиком Мцыри привозит в монастырь русский генерал, прототипом которого видимо стал Ермолов, то есть речь идет о событиях Кавказской войны, где против России боролись горцы многих племен.

Но в принципе и не важно для понимания поэмы, кем был Мцыри по национальности, главное его стремление к свободе.

Мцыри. Эта поэма романтическая поэма была написана Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1839 году и относится к поздним кавказским поэмам Лермонтова.

Умирающий Мцыри, просит перенести его в дальний угол сада, чтобы видеть родные горы.

Правильным является второй вариант ответа. Мцыри умирает в саду, откуда виден весь

В настоящее время мы имеем возможность видеть, к чему привели мечты о свободе и лучшей жизни многих свободомыслящих людей в царской России. В то время пределом мечтаний было избавиться от власти царя и обрести свободу. Это было особенно актуально для Кавказа, который попал в зависимое положение от России.

Маленький мальчик стал жертвой кавказской войны, потеряв родину и оставшись в живых только благодаря милосердию монахов, которые приняли его как родного. Они воспитывали мальчика, стараясь открыть ему смысл подлинной свободы, которая возможна только во Христе. Но монахи были не способны подготовить мальчика для жизни вне монастыря, где нужно было уметь выживать самостоятельно, без защиты монастырских стен.

Мцыри не мог сделать осознанный выбор — стать ему монахом или жить в миру, так как он не знал другой жизни. Стремление к свободе в его понимании и тоска по родине, которую он потерял, заставили его бежать из монастыря. Новизна и красота мира, с которым он ранее был не знаком, поразили его, но он не смог прожить и трех дней вне стен монастыря, так как пострадал от нападения дикого зверя. Для Мцыри, хоть и жившего в монастыре и так и не познавшего Христа, эти три дня свободы в его понимании значили больше, чем возможность состариться в безопасной обители. Смерть на свободе стала его выбором, так как жизнь в монастыре казалась ему неволей и заточением. Эта трагедия говорит о том, что детям не место в монастыре, и невозможно в монастыре воспитать человека, который сможет нормально жить в миру.

Самое сложное в современной школе — это сохранить свои убеждения и индивидуальность, так как учителя ждут в сочинениях определенные мысли, соответствующие шаблону, и за самостоятельное прочтение книги можно получить неудовлетворительную оценку. Мне это тоже кажется несвободой в своем роде, когда школьники вынуждены писать в сочинениях только то, что ждет от них учитель.

Читайте также:  Периодичность проверок трансформаторов напряжения

Источник

Технологическая карта урока литературы на тему «Художественная идея и средства её выражения в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» (8 класс)

Урок 26 . ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИДЕЯ И СРЕДСТВА ЕЁ ВЫРАЖЕНИЯ В ПОЭМЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «МЦЫРИ». ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ.

Педагогические задачи : Выявление художественной идеи поэмы, проявляющейся в изображении жизни свободолюбивого горца и исторического времени в его движении от патриархального единства человека и природы к разрушению этой гармонии; в утверждении активного, деятельного отношения к жизни, в верности идеалу свободы и веры даже в трагических условиях поражения; развитие навыка работы со статьёй учебника, выразительного чтения наизусть, анализа литературного произведения в единстве формы и содержания; формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления смысла христианской и языческой символики в поэме.

Планируемые результаты

Предметные: понимание ключевых проблем изученного произведения литературы XIX века; связи литера — турного произведения с эпохой его написания

Метапредметные:

познавательные – овладение умениями создавать обобщения, делать выводы;

регулятивные – осуществление контроля деятельности; овладение умением оценивать деятельность;

коммуникативные – овладение умениями организовывать учебное сотрудничество; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

Личностные: проявление эстети — ческого сознания через освоение творческой деятельности эстети — ческого характера; российской гражданской идентичности; овла — дение коммуникативной компетент — ностью

Образовательные ресурсы: презентация, видеофильм, картины Лермонтов, материалы стенда «Сегодня на уроке»

Организационная структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые
способы
деятельности

Актуали-зация полученных знаний.

Слово учителя hello_html_m3668d307.jpg

В основе сюжета «Мцыри» лежит традиционная романтическая ситуация — бегство из неволи.

Назовите главные категории, центральные проблемы произведении писателей-романтиков.

Внимательно слушают . Отвечают на вопрос.

Владеют способами конструктивного взаимодействия.

2.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Слово учителя

Основа поэмы «Мцыри» — романтическая концепция двух миров. Один из них чужд герою, это « мир келий душных и молитв » (монастырь), где он, как ему кажется, томится в плену, второй мир — это чудный мир «тревог и битв».

Основой конфликта между героем и окружающим его миром стала ситуация неволи.

Что является символом неволи и живым её воплощением в поэме?

Символ неволи — монастырь. Это не реальный монастырь, а некое условное, противоестественно замкнутое пространство. Живое воплощение неволи — старик монах.

Одна из характерных черт романтического мировосприятия и поэзии романтиков — постоянное обращение к естественному, установленному природой. Плен, несвобода — это состояние противоестественное, далёкое от природы.

Во имя чего бунтует Мцыри?

Цель бунта Мцыри — свобода, которая приравнивалась романтиками к естественному состоянию человека. hello_html_47a6ff93.jpg

Главным проявлением природного начала в человеке романтики считали жизнь души, поэтому таким постоянным был интерес романтиков к внутреннему миру героев.

О чём мечтает Мцыри?

Мцыри мечтает попасть в родные края, увидеть родных людей.

В романтической поэме такие обычные, казалось бы, понятия, как дом, семья, родина, имеют особое значение, нередко весьма далёкое от общепринятого.

Делают записи в тетради

Отвечают на вопросы

Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. Владеют навыками осознанного чтения Проявляют познавательную инициативу. Формулировка эвристических вопросов, заданий.

3. Этап усвоения новых знаний. Работа с текстом произведения.

Какой предстаёт в воображении Мцыри родина и какие чувства пробуждает?

Выразительное чтение наизусть глав 6, 7.

hello_html_278a5298.jpg

Родина для Мцыри — это не только родной аул. Основное значение этого образа-символа богаче: родина — это природа и свободная жизнь, возвращающая человека к его изначальной сущности. «Родина», «родной дом», «отец и мать», «сёстры» — всё, о чём вспоминает Мцыри, — это образы-символы естественного человеческого бытия.

В чём видит счастье Мцыри?

Выразительное чтение наизусть главы 8.

hello_html_m67eb8e9c.jpg

Мцыри стремится к слиянию с родным для него миром природы, он готов «обняться с бурей». Счастье он видит в дружбе « краткой, но живой, // Меж бурным сердцем и грозой».

Обращение к иллюстрации Ф.Д. Константинова в учебнике .

Слово учителя

Герой в своём романтическом порыве столкнулся с суровой реальностью жизни. Природа незаметно меняет свой облик и оказывается столь враждебной Мцыри, как и окружающий его мир людей.

Традиционное для романтической поэмы описание бегства героя в мир идеала оказалось обогащено использованием элементов национальной истории, мифологии, фольклора.

Характерной особенностью существования фольклорных образов в поэме является их постоянное соприкосновение с христианской концепцией жизни.

Хронологический рассказ о бегстве охватывает три дня пребывания героя на воле. Помимо этого, достаточно точно он приурочен к определённому периоду его жизни — совершеннолетию.

Читайте также:  Стабилизатор напряжения для контроллера

Достигший расцвета сил, юноша проходит два ряда посвящений во взрослую жизнь: христианское и языческое.

Христианское посвящение — пострижение в монахи с необходимым этапом послушничества, испытаний, странничества, страданий.

Какие библейские образы возникают в исповеди Мцыри? Назовите слова, соотнесённые с библейскими образами.

Выразительное чтение наизусть 11 главы.

«Кругом меня цвёл Божий сад».

«Ангела полёт // Прилежный взор следить бы мог».

Слово учителя

На третий день герой проходит через испытания и страдания. Вновь звучат библейские мотивы искушения («. змея, сухим бурьяном шелестя. браздя рассыпчатый песок, // Скользила бережно. ») и мученичества: «Напрасно прятал я в траву // Мою усталую главу; // Иссохший лист её венцом //Терновым над моим челом// Свивался. ».

В этот момент в сознании Мцыри запечатлелся « дальний колокола звон ». Герой узнаёт в нём убийцу своих детских снов о далёкой родине. Символика колокольного звона в поэзии Лермонтова очень многозначна. Но здесь возникает ещё одно новое значение — поминальный звон.

В Тифлисе существовал особый обычай колокольного звона. Если кто- нибудь из жителей находится на смертном одре, то на колокольне звучал протяжный колокольный звон. С образом колокольного звона входит в Поэму тема смерти. Переживание её в какой-то момент герой также связывает с христианской концепцией бытия . Смерть — это возвращение души.

Когда впервые приходит к Мцыри мысль о смерти?

Мысль о смерти в первый раз приходит к герою в тот момент, когда он понимает, что ошибался, и монастырь вновь возникает перед ним непреодолимой преградой.

Мцыри проходит и языческое посвящение во взрослую жизнь. Для этого обязателен целый ряд условий: изоляция от остальных членов племени, молчание.

Выразительное чтение главы 13.

Какие грани личности Мцыри раскрываются в его встрече с молодой грузинкой? Почему Мцыри не вышел к грузинке, к аулу ?

hello_html_213d894f.jpg

Герой не смог приблизиться к « грузинке молодой », не смог выйти к ку рившемуся дымками аулу, поскольку Мцыри оказался внутренне одиноким, чуждым людям, живущим за стенами монастыря.

Обращение к иллюстрации в учебнике. Лезгинка на террасах Тифлиса и Литография по рисунку Г.Г. Гагарина. 1857 год.

Слово учителя

Посвящаемый совершает ряд ритуальных действий. В поведении лер монтовского героя сохранены не только отдельные элементы древнего обряда посвящения юноши в охотники, но даже выбор соперника Мцыри, могучего барса, далеко не случаен. Барс — древнее тотемное животное многих народов Кавказа.

Убитый зверь являлся предметом особых забот и поклонения как нечто священное. Крупные хищники, например барс, оплакивались, иногда их одевали в мужскую одежду, совершали над ними траурные церемонии

Выразительное чтение наизусть глав 18—19. hello_html_521bfd31.jpg

Обращение к гравюре Ф.Д. Константинова .

Какие чувства испытывает герой в поединке с барсом?

Сложность переживаемого Мцыри состояния борьбы в том, что он, с одной стороны, уподобляет себя зверю: « И я был страшен в этот миг; Как барс пустынный. Казалось, что слова людей // Забыл я. » и вместе с тем одухотворяет борьбу и смерть своего соперника как равного себе, мужественного врага. Утверждение себя в поединке есть для него признание себя таким же джигитом, воином, какими помнятся ему отец и братья.

Какой символический смысл приобретает схватка с барсом?

Схватка с барсом — это поединок силы физической с силой духа. Мцыри немощен и слаб физически, но им движет могучий дух и воля к победе поэтому и зверь и человек — противники, достойные друг друга. Они в со стоянии драться на равных, но никто из них не в силах победить.

Слово учителя

Эпизод с барсом имеет глубокий психологический и философский смысл: это образное воплощение того, что происходит в душе героя. В ней враждуют два начала: стремление к свободе, к родине и индивидуализм. Мцыри открыт для всего мира и одновременно замкнут, погружён в себя не способен понять правду других людей. Он не готов к диалогу с миром людей — в этом важнейшая причина его жизненной трагедии.

Какими средствами художественной выразительности передано напряжение боя? Выпишите из текста примеры экспрессивно окрашенной лексики, объясните функцию средств художественной выразительности.

Слово учителя

Существование фольклорно-мифологических мотивов и христианских символов мотивируется прошлым героя, его монастырской юностью — пленом и неугасимым желанием вернуться в край отцов. Эти два ряда не только определяют поступки героя, но заметны в его самоощущении, восприятии событий открывшейся ему жизни.

Особенно показательны в этом отношении моменты пограничных — между жизнью и смертью — состояний, которые Мцыри переживает дважды. В предсмертном бреду он слышит «песню рыбки», зовущей его на «дно реки », где «холод и покой ».

Читайте также:  Сигнализатор напряжения кулон инструкция

Почему забвение и покой обещаны «зеленоглазой рыбкой», а смерть воспринимается как погружение «во мглу», на «влажное дно глубокой речки»?

Выразительное чтение главы 23.

Сообщение об образе рыбки в грузинской мифологии .

Грузинская мифология связывает мир усопших с глубинными водами. Появление образа рыбки вносит в поэму дополнительный смысл. Для грузинс ких поверий характерно представление, что рыба — исцелительница болезней, существо священное, возвращающее утраченные силы. В Грузии это старинное поверье не было забыто. О нём свидетельствовали бассейны со священными рыбами, сохранившиеся вплоть до XIX века при многих грузинских соборах, орнаменты из рыб, которые украшали фронтоны церквей. Вместе с тем рыба как мифологический персонаж связана с «нижним миром», с царством мёртвых.

Слово учителя

«Песня рыбки» также связана с обрядом исполнения «смертных песен» , которые, по обычаю горских народов, исполняли над умирающим. И представлении черкесов нельзя оставлять раненых и больных ни на минуту, так как злым духам легче тогда вызвать смерть. «Смертные песни» отгоняли злых духов и поддерживали человека в роковые минуты. Исполнение этого ритуала стало последним желанием умирающего героя. А в развитии основного сюжета рядом с христианским обычаем последней исповеди духовнику, погребальным колокольным звоном возникают черты древнего обряда исполнения «смертной песни».

Каким приёмом выделена в поэме «песня рыбки»?

Стих поэмы — четырёхстопный ямб с мужскими окончаниями. Композиционно и стилистически эпизод «песни рыбки» выделяется из всей поэмы, ритм которой очень чёток и динамичен, интонации эмоциональны и экспансивны. Эпизод же сна Мцыри отличается плавностью и созерцательностью, спокойным, убаюкивающим ритмом.

Приведите примеры звукописи в сне героя.

Напевность и мелодичность речи усиливают аллитерации («Как Лёд хоЛодная струя, // Журча, вЛиваЛася мне в грудь. », «ВоЛна тесни Лася к воЛне. // И соЛнце сквозь хрустаЛь воЛны // СияЛо сЛадостней Луны. »).

На пути Мцыри к свободе встали не только внешние препятствия. Главное в том, что в его душе была внутренняя преграда.

С чем сравнивает себя герой?

Выразительное чтение 21 главы.

Мцыри сравнивает себя с « цветком темничным », не выдержавшим испытания невыносимой «сладостью бытия».

В чём причина поражения Мцыри?

Мцыри бежит из христианской обители в мир патриархальной свободы и воли. Однако он не может преодолеть внутренние преграды, которые в нём создала жизнь в монастыре.

Выразительное чтение главы 26.

Работают с текстом произведения.

Выразительно читают 6 и 7 главы

Отвечают на вопросы

Выразительно читают 8 главу

Рассматривают иллюстрацию в учебнике, делятся своими впечатлениями

Источник

Перечислить художественные средства Мцыри.

FLEX FLEX Решено 22 июля, 2015 Литература

1 ответ

К художественным средствам «Мцыри» относятся:

  • сравнения («слаб и гибок, как тростник»),
  • эпитеты («блаженные дни»),
  • метафоры («судьба смеялась надо мной»),
  • инверсия («про волю дикую степей»),
  • риторические вопросы,
  • восклицания,
  • обращения («Я молод, молод!»),
  • анафоры («Про милых ближних и родных, / Про волю дикую степей»).

Излюбленным приемом Лермонтова считается сравнение, оно употребляется в поэме наиболее часто. Не менее важным приемом является олицетворение природы, благодаря которому создается образ живой природы как помощника и противника Мцыри.

Оценка: 3.8 ( 30 голосов)

Похожие вопросы

  • 1. Какое изобразительное средство используется Лермонтовым?
  • 2. Инверсия — это в литературе, примеры
  • 3. Художественные средства в стихотворении Узник
  • 4. Изобразительно-выразительные средства в литературе
  • 5. Напишите что-то о «языке Мцыри».
  • 6. Какую роль в поэме Мцыри играет природа
  • 7. Три пальмы, художественные средства выразительности

Знаете ответ?

Предметы

Новые вопросы

Рейтинг сайта

  1. 1. Капитан Немо 606
  2. 2. Степан Соловьёв 188
  3. 3. Злата Волова 182
  4. 4. Вероника СерединаВероника Середина 158
  5. 5. Mark ParshakovMark Parshakov 130
  6. 6. Кира А 128
  7. 7. Ikki Kanikki kan 101
  8. 8. Игорь Проскуренко 100
  9. 9. Анастасия Ким 82
  10. 10. Аня Рейснер 78
  1. 1. Игорь Проскуренко 22,916
  2. 2. Кристина 1Кристина Волосочева 19,120
  3. 3. EkaterinaEkaterina 18,721
  4. 4. Юлия БроЮлия Бронникова 18,580
  5. 5. Darth VaderDarth Vader 17,856
  6. 6. Алина СайбельАлина Сайбель 16,787
  7. 7. Мария НиколаевнаМария Николаевна 15,775
  8. 8. Лариса СамодуроваЛариса Самодурова 15,735
  9. 9. LizaLiza 15,165
  10. 10. Дмитрий ПрошинTorkMen 14,876

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Источник