Меню

Как проверить корректор напряжения



Как проверить корректор мощности (PFC) в блоке питания

Проблема: имеется блок питания с корректором мощности PFC, собранным на 2-х полевиках, управляющихся с отдельно включенного модуля, построенного на UC3854N.
Неисправность: вторичные обмотки, входящие в состав дросселя PFC выдают заниженное напряжение, в результате чего основная часть блока питания не работает

Никаких признаков сгорания чего-либо нет, все что можно было проверить — проверил заменой с исправного блока питания(полевики и их обвязку, модуль управления, входной диодный мост, выходные конденсаторы, дроссель).

Блок питания используется в медицинской технике, схему достать не удалось — поэтому пришлось разрисовывать самому:

Сразу скажу она не полная — обвязка выходного выпрямителя показана неполностью. Также отсутствует схема подключенная ко второй вторичной обмотке дросселя.
На сегодняшний день я отключил (выпаял транзисторы VT7, VT10, VT11) Таким образом в схеме остался только один каскад PFC с ним я и вожусь. На рабочем блоке я проделал те же самые операции. Теперь осталось добиться их одинаковой работы

Kirigor сказал(а): вторичные обмотки, входящие в состав дросселя PFC выдают заниженное напряжение, в результате чего основная часть блока питания не работает … Читать ещё

Дроссель проверен заменой с заведомого исправного блока. На мой взгляд дело кроется где-то в обратных связях, но вроде все компоненты, отвечающие за эти связи … Читать ещё

Kirigor , у неисправного и исправного попробуй оторвать выходы 3854, запри полевики резистором, запитай 3854 от внешнего БП, подай сеть и повесь лампочку на dr… Читать ещё

Maxim_Z сказал(а): Kirigor , у неисправного и исправного попробуй оторвать выходы 3854, запри полевики резистором, запитай 3854 от внешнего БП, подай сеть и п… Читать ещё

Maxim_Z сказал(а):
Kirigor, у неисправного и исправного попробуй оторвать выходы 3854, запри полевики резистором, запитай 3854 от внешнего БП, подай сеть и повесь лампочку на drain-sourse , чтобы 3854 чуяла сетевые полуволны после моста и сравнивай — чудес не бывает, вроде.

Ты как раз это и не показал на своей схеме, как что включено по служебным напряжениям 🙂
Нет ощущения, что что-то просто садит служебное?
посмотри вот это, мож наведёт на какие-нибудь мысли

Kirigor сказал(а): 2.После второй выпайки-запайки модуля IC1 вторичное напряжение стало еще меньше, чем было до этого. Придется локально греть/охлаждать элеме… Читать ещё

Источник

Проверяем исправность регулятора напряжения генератора

Внутри каждого автомобиля находится миниатюрная электростанция — генератор, который отвечает за выработку электропитания. Если в нём что-нибудь сломается, аккумулятор начнёт работать неправильно. Результат — внезапно заглохший двигатель. Почему-то это всегда случается в самый неподходящий момент. Чтобы не остаться без машины где-нибудь в глуши, периодически проверяйте регулятор напряжения генератора.

  • 1 Что это, где находится, как работает
  • 2 Самые распространённые причины поломки
  • 3 Как проверить регулятор напряжения генератора мультиметром и прочими способами
  • 4 Проверка снятой детали
    • 4.1 Видео о схеме работы с регулятором на автомобиле ВАЗ 2109
  • 5 Ремонт или замена?

Что это, где находится, как работает

Эта часть авто отвечает за поддержание напряжения бортовой сети в определённых пределах. Регулятор контролирует окружающую температуру, частоту вращения ротора, уровень электрической нагрузки и другие параметры. Он также защищает чувствительные элементы генератора от перегрузок, отвечает за активацию обмотки возбуждения и других систем.

Изделие находится непосредственно в генераторе. Вне зависимости от модели машины принцип работы регулятора одинаков — при росте или снижении напряжения компонент уменьшает или увеличивает ток возбуждения для возвращения показателей на нужный уровень.

Проверяем исправность регулятора напряжения генератора Так выглядит регулятор напряжения

Самые распространённые причины поломки

  1. Замыкание диодного моста или щёток генератора. Результат — отключение генератора или переход на неконтролируемое напряжение.
  2. Сдвиг напряжения стабилизации. В этом случае стабильность напряжения сохраняется, но оно постоянно либо пониженное, либо завышенное.
  3. Окисление или обгорание контактов.
  4. Изменение размеров зазора между контактами.
  5. Ослабление натяжения пружин.
  6. Проблемы с обмотками — обрывы или замыкания.

Поломки можно определить на ранней стадии — для этого обратите внимание на соотношение расхода топлива с эффективностью работы авто. Если машина потребляет гораздо больше горючего, чем нужно, но работает хуже, вероятнее всего, проблема именно в регуляторе. Верная примета — сила свечения фар в тёмное время суток. Если при ночной езде вы замечаете, что интенсивность свечения габаритных огней и приборов сильно снизилась, пора проверять регулятор.

Читайте также:  Формулы для расчета допускаемых напряжений

Как проверить регулятор напряжения генератора мультиметром и прочими способами

Внимание! Нарушение техники безопасности в этом вопросе может привести к серьёзным поломкам! Ни в коем случае не проверяйте работоспособность изделия методом короткого замыкания. Не запускайте генератор при выключенном аккумуляторе. Не соединяйте клемму «30» с «массой» или клеммой «67».

  1. Ваш главный помощник в этом вопросе — мультиметр или вольтметр с классом точности не ниже 1.0. Перед началом диагностики проверьте, правильно ли натянут ремень генератора. Для этого нужно нажать на его центр с усилием примерно в 10 кгс. Если ремень прогнулся больше чем на 15 мм, проблема в нём. Также перед тестированием нужно прогреть двигатель на средних оборотах в течение примерно 15 минут. Обязательно включите фары во время прогревания.
    Вам понадобится вольтметр с диапазоном шкалы от 0 до 15 В. Замер напряжения осуществляется между выводами «массы» и клеммы «30». Для разных автомобилей показатели нормального напряжения могут быть разными, но в большинстве случаев значение должно составлять примерно 14 В. Если результат выходит за рамки того, что указывает производитель — регулятор, вероятнее всего, повреждён.
    Проверяем исправность регулятора напряжения генератора Как правильно проверять регулятор напряжения
  2. Для более тщательной проверки вам понадобится помощник. При замере уровня напряжения на клеммах попросите ассистента нажать на акселератор. Если уровень напряжения меняется более чем на 0,5 В, реле вышло из строя.
  3. Также рекомендуется проверить уровень регулируемого напряжения. Это делается подключением вольтметра к клеммам аккумуляторной батареи. Заведите мотор на средних оборотах, включите фары и другие приборы, которые могут потреблять электроэнергию. Величина напряжения должна соответствовать характеристике, свойственной вашей машине. Однако этот метод не даст гарантированного результата, если проводка авто в порядке.

Проверяем исправность регулятора напряжения генератора Подключаем измерительный прибор

Проверка снятой детали

Можно тестировать и снятый с генератора элемент. Для этого нужно включить лампу 1–3 Вт, 12 В между щётками щёткодержателя. Необходимо по очереди подключить источники питания к выводам D+ и «масса». Сначала присоединяем источник на 12 В, затем — на 15–16 В. Если всё нормально, то при подключении первого варианта лампа будет гореть, а со вторым гаснуть. Если она горит и там, и там, значит, есть пробой в регуляторе. Совсем не горящая лампа свидетельствует об обрыве или отсутствии контакта между составными элементами. Чтобы проверить наличие контакта, подключите лампу не к щёткам, а к выводам D+ и DF.

Видео о схеме работы с регулятором на автомобиле ВАЗ 2109

Ремонт или замена?

Целесообразнее купить новый регулятор. Если он выходит из строя, составные части элемента серьёзно повреждены. Конечно, можно попытаться вернуть работоспособность, но в таком случае вы рискуете остаться со сломанным генератором где-нибудь за городом.

Кстати! На автомобилях ВАЗ в качестве временной меры можно попробовать следующий способ:

  • извлекаем лампу головного света из правой фары;
  • устанавливаем одну из её спиралей на клеммы, снятые с вышедшего из строя регулятора.

Если все сделано правильно, аварийная лампа погаснет, а нужная засветится и вы сможете добраться до сервисного центра. Однако помните, что «народные» методы применяются на свой страх и риск.

Диагностика регулятора требует умелого обращения с мультиметром, но ничего сложного в ней нет. Не забывайте периодически проверять работоспособность этой части авто, и генератор не доставит вам неприятных сюрпризов.

Источник

Корректор напряжения

Корректор напряжения на полупроводниках является релейно-импульс­ным регулятором напряжения на тиристоре (рис. 1.2). На вход корректора (на клеммы 1, 3) с выхода генератора подается напряжение через трансформатор напряже­ния и выпрямитель. Затем это напряжение через Г-образный ФНЧ ( С3, R2) поступает на делитель напряжения

( R1, R7, RP1, RP2). Когда напряжение, снимаемое с делителя, достигнет напряжения пробоя стабилитрона, стабилитрон пробьет­ся и откроется транзистор VT1. Падение напряжения на резисторе R8 откроет транзистор VT2. На управляющем электроде тринистора VS появится поло­жительный потенциал относительно катода за счет падения напряжения на ре­зисторе R12. Тринистор откроется и подаст питание на обмотку управления дросселя отбора. Обмотка управления подсоединена к клеммам 4 и 5. Чем больше напряжение на выходе генератора, тем раньше пробьется стабили­трон и тем больше будет ток в обмотке управления.

Читайте также:  Регулятор напряжения генератор хитачи

Напряжение, снимаемое с делителя, через ФНЧ С1-R3, конденсатор С2 и потенциометр R14 поступает на обмотку возбуждения генератора, подсоеди­ненную к клеммам 1 и 2. По этой цепочке осуществляется гибкая отрицательная обратная связь, которая позволяет бороться с перерегулирова­нием в замкнутой САР и повышает качество переходного процесса.

Потенциометры RP1 и RP2 подсоединены к трансформатору параллель­ной работы (ТПР). Сигнал, снимаемый с этих потенциометров, пропорциона­лен току нагрузки генератора. Поэтому положение движка потенциометра бу­дет влиять на статизм характеристики АРН. Выравнивание статизма парал­лельно работающих генераторов необходимо для того, чтобы реактивная на­грузка между генераторами распределялась поровну или пропорционально их номинальной мощности.

При автономной работе генератора цепь вторичной обмотки ТПР шунтируется и генератор выходит на самую жесткую характе­ристику. С помощью резистора R1 можно изменять уставку генератора, с помо­щью резистора R14 – коэффициент обратной связи. Диод VD1 не допускает встречную полярность на управляющем электроде тринистора, встречная по­лярность вызывает разрушение тринистора. Диод VD6 закорачивает обмотку управления дросселя при изменении полярности на ее входе. Изменение на­правления тока в обмотке управления дросселя вызовет его перемагничива­ние, что приведет к неуправляемым колебаниям напряжения на выходе гене­ратора. Диод VD7 ограничивает встречное напряжение в анодной цепи три­нистора до величины падения напряжения на диоде в прямом включении и тем самым защищает тринистор по анодной цепи от перенапряжения при встречной полярности.

1.3. Автоматический регулятор напряжения генераторов серии МСК завода «Электросила»

Данная система (рис. 1.3) разработана применительно к генераторам с привод­ными высокооборотными дизельными двигателями и паровыми турбинами. В основу АРН положен принцип комбинированного регулятора.

Напряжение поддерживается со статической погрешностью регулирова­ния ±1 % при изменении коэффициента мощности от 0,6 до 1, 0 и колебаниях скорости вращения не более ±2 % в диапазоне нагрузок от 0 до 100 % по отно­шению к номинальным значениям. При параллельной работе в установивших­ся режимах с генераторами разной мощности предусмотрено автомати­ческое распределение реактивных нагрузок с точностью ±10 % от номиналь­ного значения мощности наименее мощного генератора.

При параллельной работе генераторов равномерное распределение реактивных нагрузок осуществляется за счет установки одинакового статизма. Изменение статизма характеристик регулирования напряжения в этой системе преду­смотрено в пределах от 0 до 3 %, изменение уставки – в пределах ±5 % от но­минального напряжения.

Схема включает трансформатор фазового компаундирования с магнит­ным шунтом ТФК, блок силовых выпрямителей VD1…..VD6, корректор на­пряжения КН и блок параллельной работы (добавочное устройство ДУ). Трансформатор ТФК имеет пять обмоток: токовую обмотку LТА , об­мотку напряжения LTV, обмотку питания дросселя отбора LLO, обмотку питания магнитного усилителя и нелинейного узла LA1 и суммирующую обмотку L2. Обмотки LTV и LA1 расположены на общем участке магнитопровода сердечника (до магнитного шунта) и являются обычными обмотками пони­жающего трансформатора. Вторичная обмотка L2 и обмотка LLO расположе­ны на трансформаторе за магнитным шунтом (по отношению к обмотке напря­жения). Обмотка L2 осуществляет питание цепи возбуждения генера­тора, а обмотка LA1 – питание магнитного усилителя и нелинейного узла кор­ректора напряжения. Обмотка LLO с подключенными к ней блоком конденса­торов и дросселем LO обеспечивает надежное самовозбуждение генератора и корректирующее воздействие при отклонениях напряжения.

Самовозбуждение синхронного генератора при холостом ходе произво­дится за счет остаточного подмагничивания. Однако ввиду небольшого значе­ния остаточного напряжения сила тока в цепи обмотки напряжения при срав­нительно большом ее сопротивлении мала и может оказаться недостаточной для самовозбуждения генератора.

Надежное самовозбуждение обеспечивается резонансным контуром, обра­зуемым емкостью конденсаторов С1 и индуктивным сопротивлением об­мотки трансформатора ТФК. Индуктивное сопротивление можно менять путем изменения зазора между магнитным шунтом и сердечником ТФК.

Контур настраивается на резонансную частоту, равную 70-80 % от номинальной часто­ты напряжения на выходе генератора. Внешней нагрузкой на этот контур яв­ляется обмотка возбуждения генератора. При достижении генератором резонансной частоты ток в контуре, а, сле­довательно, и в обмотке L2 резко возрастает, благодаря чему напряжение в обмотке возбуждения генератора становится достаточным для надежного са­мовозбуждения. После достижения номинального напряжения генератора вступает в действие корректор напряжения.

Разомкнутый контур регулирования по возмущению выполнен на базе трансформатора фазового компаундирования. В качестве компаундирующего элемента используется магнитный шунт. Магнитный шунт значительно повы­шает магнитную проницаемость среды, в которой находится обмотка напря­жения ТФК, что приводит к увеличению индуктивного сопротивления этой обмотки. Благодаря этому ток в этой обмотке отстает от напряжения на угол, близкий к 90 0 , что обеспечивает увеличение суммарного магнитного потока в ТФК и, следовательно, тока возбуждения генератора при уменьше­нии коэффициента мощности генератора, т.е. выполняется принцип фазового компаундирования.

Читайте также:  Симисторный стабилизатор напряжения 10 квт схема

Замкнутый контур регулирования по отклонению напряжения выполнен на базе корректора напряжения КН. который содержит из­мерительное устройство, магнитный усилитель, дроссель отбора L. При ма­лых напряжениях генератора магнитный усилитель А1 независимо от величины тока управления не работает, так как напряжение на рабочих обмотках также мало. Только при напряжении, равном 0,8…0,9 номинального значения, усилитель А1 вступает в действие. Отсутствие тока в цепи его выхода до указанного мо­мента обеспечивает надежное и быстрое самовозбуждение генератора.

Измерительное устройство корректора напряжения состоит из линейной и нелинейной частей.

В линейную часть входит линейный трансформатор TL1, ток выхода которого пропорционален напряжению генератора, и выпря­митель VD25…VD28. Первичная обмотка трансформатора включена на на­пряжение генератора через регулировочный резистор R1 и дополнительное устройство ДУ. После выпрямителя в цепь включен резистор с переменным сопротивлением R2. ВАХ линейного элемента показана на

рис. 1.4, (кривая 1). Нелинейная часть образована сочетанием линейного TL2 и нелинейного TL3 трансформаторов с выпрямителем VD19…VD24. Такое сочетание позво­ляет получить неизменный ток на выходе цепи этой нелинейной части при ко­лебаниях напряжения в широких пределах.

ВАХ нелинейного элемента пока­зана на рис.1.4, (кривая 2). В состав нелинейного элемента входит также дроссель частотной коррекции LK, обеспечивающий постоянство тока на выходе при изменении частоты. В цепь включены регулировочный резистор R2 и резистор термокомпенсации R8. Токи линейной и нелинейной частей измери­тельного устройства на выходе направлены навстречу друг другу и в обмотке управления магнитного усилителя А1 вычитаются. Зависимость тока в об­мотке управления магнитного усилителя А1 от напряжения на выходе генера­тора показана на рис.1.4 (кривая 3). Точка пересечения кривой 3 с осью напряжения соответствует напряжению уставки на выходе генератора.

При отклонении напряжения на выходе генератора от напряжения уставки появляется ток в обмотке управления магнитного усилителя.

В зависимости от того, в какую сторону отклоняется напряжение от уставки (уменьшается или увеличивается), ток в обмотке управления магнитного усилителя будет иметь разное направ­ление. Усилитель будет либо подмагничиваться, либо размагничиваться, что в итоге скажется на величине тока возбуждения генератора, и при этом произойдет стаби­лизация напряжения. Обмотки LOC1, LOC2 магнитного усилителя осуществляют отрицатель­ную обратную связь по выходу корректора напряжения, что позволяет бороть­ся с автоколебаниями в замкнутой САР и обеспечивать устойчивую работу сис­темы. После приближения к номинальному напряжению на выходе генератора всту­пает в действие корректор напряжения.

Нагрузкой на корректор КН является обмотка управления магнитного усилителя А1. При увеличении напряжения ток в этой обмотке будет возрастать. Магнитная проницаемость сердечника усилителя будет уменьшаться, что приведет к уменьшению индуктивного со­противления рабочих обмоток усилителя и увеличению его выходного тока. Магнитный усилитель в свою очередь через выпрямитель VD13…VD18 пи­тает обмотку управления дросселя отбора L, ток в которой, в связи с этим, возрастает. Это приводит к уменьшению магнитной проницаемости сердечника дросселя от­бора и, следовательно, к уменьшению индуктивного сопротивления рабочих обмоток дросселя. Рабочие обмотки дросселя включены последовательно с обмоткой LLO в ТФК. Поэтому при уменьшении сопротивлений рабочих об­моток дросселя ток в обмотке LLO ТФК увеличится. Обмотка LLO в ТФК намо­тана так, что ее магнитный поток направлен встречно по отношению к маг­нитным потокам обмоток LTV и LTA, т.е. она размагничивает ТФК. Следова­тельно, при увеличении магнитного потока обмотки LLO суммарный магнит­ный поток ТФК будет уменьшаться, что приведет к уменьшению тока возбу­ждения генератора и к стабилизации напряжения на его зажимах.

При умень­шении напряжения на выходе генератора описанный процесс будет проходить в противоположном направлении. Уменьшение напряжения генератора вызо­вет увеличение тока возбуждения, благодаря чему будет восстановлено номи­нальное напряжение генератора.

У дросселя отбора одна и та же обмотка является одновременно рабо­чей обмоткой, и обмоткой управления. Изменение уставки работы генератора можно выполнить с помощью рези­стора R3, изменение статизма – с помощью резистора R2 в блоке ДУ, изменение коэффициента отрицательной обратной связи – с помощью резистора R4.

Источник