Меню

Как найди мощность лодки



Расчет скорости маломерного судна (моторная лодка, катер)

Катера и Яхты, №26, 1970 год

Точный расчет скорости маломерного судна — дело сложное, и нередко расчетная скорость намного отличается от фактической. Неточность расчета объясняется двумя основными причинами. Первая из них состоит в том, что скорость зависит от очень большого числа факторов, таких, например, как размерения, вес и характер обводов судна, положение его центра тяжести, мощность двигателя, потери мощности в валопроводе и передаче, число оборотов гребного вала, размеры и качество изготовления гребного винта, расположение и обтекаемость выступающих частей (киль, руль, кронштейн винта и т. д.), состояние поверхности обшивки и т. п. Никакая даже самая сложная формула не может абсолютно точно учесть действие всех этих факторов одновременно. Вторая причина — это неизбежная разница между величинами, принятыми в проекте, и действительными, полученными при постройке; это касается главным образом веса судна, мощности двигателя и качества винта.

При расхождении 10% расчет скорости уже можно считать достаточно точным. Во всяком случае даже при разработке проекта специализированным конструкторским бюро обычно гарантируется фактическая скорость на 10% меньше, чем получалась по расчету.

Любителям, которым особо точный расчет с проведением модельных испытаний не по силам (да и не нужен!), можно рекомендовать приближенные способы определения скорости, рассматриваемые ниже. Тем более, что и при использовании приводимых диаграмм очень часто получается расхождение меньше упомянутых 10%.

Считаем нужным предупредить: чтобы потом не пришлось разочаровываться, получая меньшую скорость, чем выходила «на бумаге», берите крайние — «худшие» из возможных — значения тех величин, которые вам известны недостаточно точно. Это замечание относится в первую очередь к весу еще не построенного судна, мощности подержанного двигателя и т.п.

Определение скорости по весу судна и мощности двигателя.

Это — основные величины из всех влияющих на скорость. Диаграмма (рис. 1) показывает скорость водоизмещающих лодок и лодок, плавающих в переходном режиме, когда судно уже не менее чем на 60% поддерживается гидродинамической подъемной силой. Эта диаграмма (как и следующая — рис. 2) обеспечивает достаточную точность лишь при условии соответствия обводов судна режиму движения. Если, например, корпус лодки имеет обводы глиссера, но мощность двигателя недостаточна для того, чтобы достичь скольжения, скорость, вычисленная по этой диаграмме, всегда будет выше действительной, причем разница будет особенно значительна (20—30%) для малых скоростей. Еще большее расхождение (до 40%) может получиться, если мощность двигателя и вес лодки соответствуют переходу на глиссирование, а корпус лодки имеет сугубо водоизмещающие обводы (острая, ложкообразная корма без транца).

Остается добавить, что имеется в виду лодка с тщательно изготовленным корпусом и гребным винтом; в противном случае скорость будет, разумеется, ниже (на те же 10—15%).

Определение скорости лодки по весу судна
Рис.1. Скорость лодки в зависимости от веса загруженной и снаряженной лодки D (т), номинальной мощности двигателя N (л. с.) и длинны по ватерлинии LWL(M).

Режим движения: I-I — граница между чисто водоизмещающим плаванием (ниже прямой) и началом переходного режима; II-II — переходный режим, хорошее скольжение; III-III — выше этой линии чистое глиссирование.

Оптимальные обводы: А — острая корма; В — килеватая транцевая корма, круглоскулые или килеватые остроскулые обводы; В — остроскулые обводы с широкой плоской транцевой кормой, глиссирующие обводы.

Определение скорости лодки по весу судн
Рис.2. Скорость глиссирующих мотолодок в зависимости от веса лодки D (кг), номинальной мощности двигателя N (л. с.) и длины по ватерлинии LWL(M).

Заштрихована область лодок длиной 3,5— 5 м. I — лодки обычного (среднего) качества постройки; II — лодки лучшего исполнения.

Пользоваться диаграммой (рис. 1) просто. Высчитывается отношение мощности к весу лодки. От вертикальной оси из точки, соответствующей полученному отношению, проводим горизонталь. Пересечение этой горизонтали с кривой-длины лодки дает точку, по которой на горизонтальной оси отсчитывается скорость хода.

Например, для лодки весом 500 кг с двигателем мощностью 10 л. с. получается отношение N/D = 10:0,5 = 20 л.с./т. При длине по ватерлинии, например, 6 м получается скорость 18,5 км/час (разумеется, если лодка имеет корпус типа Б, а не А).

Диаграмма рис. 2 применима для определения скорости только глиссирующих мотолодок. Подобные кривые, имеющиеся во многих популярных изданиях, как правило, относятся к более крупным судам. Приводимая диаграмма откорректирована по результатам, полученным при испытаниях малых судов — глиссирующих мотолодок. Расхождения между расчетной и действительной скоростями у глиссирующих лодок бывают больше, чем у водоизмещающих (до 10— 20%), так как возрастает степень влияния трудно учитываемых факторов. Очень важную роль играют сопротивление выступающих частей (оно может составить наибольшую долю полного сопротивления) и правильная центровка, обеспечивающая наиболее выгодный угол атаки глиссирующего днища.

Следует иметь в виду, что эта диаграмма разработана для глиссеров безреданных, с широким плоским днищем (малая килеватость), острыми скуловыми гранями, широким транцем. При небольшом радиусе скругления скулы скорость уменьшится незначительно, но при более заметном скруглении обводов и увеличении килеватости днища фактическая скорость будет существенно ниже определенной по рис. 2.

Определение скорости по сопротивлению воды движению корпуса и упору винта подвесного мотора.

Этот сравнительно точный для средних скоростей порядка 10—30 км/час способ основан на том принципе, что сопротивление воды движению судна равно или чуть меньше, чем упор гребного винта. Заметим, что у водоизмещающих судов с килеватым днищем для компенсации влияния засасывания упор должен быть на 10—15% больше сопротивления, а у судов глиссирующих эта разница незначительна и обычно не учитывается.

Читайте также:  Глубина залегания угля мощность пластов кузбасс

Напомним, что упор винта — это толкающая судно сила, которую создает вращающийся винт. Расчет упора представляет значительную сложность, поэтому придется несколько сузить область применения рассматриваемого способа любителями: будем говорить лишь об определении скорости лодок с подвесными моторами, упор винтов которых известен.

На рис. 3 приведена диаграмма для определения скорости по ориентировочному значению упора и мощности подвесного мотора. Сразу же заметим, что характер кривой упора одного и того же мотора зависит от шага винта (при постоянном диаметре), но расхождения в получаемых результатах для средних скоростей обычно невелики. На кривых указаны величины шагового отношения, к которым относятся значения упора и скорости.

Расчет скорости маломерного судна (моторная лодка, катер)
Рис. 3. Упор Р (кг) гребного винта подвесного мотора, в зависимости от скорости. Шаговое отношение H/D = 1,0-1,2.

Табл.1. Определение значений упора для выбранных скоростей
Расчет скорости маломерного судна (моторная лодка, катер)

Для определения упора используем диаграмму (рис. 4), на которой показана зависимость удельного сопротивления лодок разных типов от относительной скорости. Диаграмма построена для сопротивления движению голых корпусов, без учета сопротивления выступающих частей, которые надо учесть дополнительно увеличением полученного значения примерно на 10%. Для полуглиссеров и безреданных глиссеров обозначена зона, дающая возможность оценить влияние положения центра тяжести. В принципе следует учесть, что для относительных скоростей до 12—14 меньшее сопротивление имеют лодки с большим значением Xg в отмеченной зоне.

Поясним, как пользоваться диаграммами. Выбираются несколько различных значений скорости (четыре-пять), заведомо охватывающих возможный диапазон, и для каждого из них высчитываются относительные скорости V/ √ LWL. Затем для каждой из полученных величин с диаграммы рис. 4 снимаются значения относительного сопротивления R/D и умножением на вес судна D высчитываются значения R. Полученные значения для учета сопротивления выступающих частей увеличиваются на 10%. Считаем, что для глиссирующих мотолодок P=R. Теперь на рис. 3 по значениям выбранных ранее четырех-пяти скоростей и соответствующим им величинам упора строим вспомогательную кривую. Пересечение этой вспомогательной кривой с кривой упора для выбранного мотора дает положение точки, перпендикуляр из которой на горизонтальную ось показывает максимально достижимую скорость.

Рассмотрим пример определения скорости лодки с полуглиссирующими обводами (плоское дно со скруглением скулы, транец) общим весом 400 кг, с положением центра тяжести на 40% L от транца, длиной по ватерлинии 4 м при использовании подвесного мотора «Москва» мощностью 10 л. с.

Кривая, построенная для полученных (см. таблицу) значений Р на рис. 3, пересекается с кривой для мощности 10 л. с. в точке, соответствующей скорости 19,0 км/час; следовательно, эта скорость и является наибольшей достижимой.

Добавим, что для скоростных глиссеров со скоростью более 30 км/час этот способ менее приемлем, поскольку для них нужно более точно учитывать влияние положения центра тяжести и сопротивления выступающих частей.

Расчет скорости маломерного судна (моторная лодка, катер)
Удельное сопротивление движению R/D различных типов мотолодок в зависимости от отношения скорости лодки V (км/час) к длине по ватерлинии LWL (м).

1 — водоизмещающий корпус с круглоскулыми обводами; 2 — водоизмещающий корпус с остроскулыми обводами; 3 — водоизмещающее плоскодонное судно (понтон); 4 — полуглиссирующий корпус; 5 — реданный глиссер; 6 — глиссирующий корпус.

Заштрихованы области между кривыми, построенными для случаев с расположением центра тяжести от транца Xg = 0,38LWL и Xg = 0,44LWL

Расчет скорости по сопротивлению воды движению лодки и эффективности движителя.

Диаграмму рис. 4 можно с успехом применить и для приближенного расчета мощности N, обеспечивающей заданную скорость, по формуле N=RV/K л.с.

где R — сопротивление движению (кг), определенное по рис. 4 для заданной скорости;
V — скорость, км/час;
К — коэффициент, равный 160 — при очень хорошем к. п. д. винта (скоростные спортивные лодки); 140 — при хорошем к. п. д. (большие винты, меньшее число оборотов, высокие скорости); 120 — при средней эффективности винта (средние винты, средние скорости); 100—для малоэффективнных винтов (небольшие винты, малые скорости).

По этой формуле можно подсчитать и максимально достижимую скорость, задаваясь по очереди несколькими скоростями и высчитывая для каждой из них мощности до тех пор, пока не получим мощность данного двигателя, или применив графический метод.

Подобные прикидочные расчеты рекомендуется сделать всеми приведенными выше способами. Это позволит, с одной стороны, — вскрыть возможные арифметические ошибки, с другой стороны — по разнице в получающихся результатах прикинуть возможное расхождение между фактическими и расчетными скоростями. Было бы, однако, ошибкой предполагать, что действительная скорость будет средним арифметическим получившихся значений. Наиболее близкими будут те скорости, которые были получены наиболее применимым для данного случая способом и на основе более точных предпосылок.

Источник

Как найди мощность лодки

Подвесные лодочные моторы.
Выбор двигателя для надувной лодки.

Мотор для глиссера.

Ну вот, пройдя все муки выбора, вы все-таки стали счастливым обладателем лодки и, казалось бы, осталось совсем немного для полного счастья – приобрести еще и лодочный мотор.

Но не все так просто, как кажется на первый взгляд, так как выбор лодочного мотора – задача не менее трудная.

Читайте также:  Горизонт микроволновая печь мощность

Сделав правильный выбор, вы сможете не только сэкономить на топливе, но и сберечь нервы и здоровье. Вот два крайних случая: недостаточно мощный мотор и лодочный мотор с избыточной мощностью.

В первом случае, при недостаточной мощности, ее самом минимальном значении, у вас будут проблемы при выходе в режим глиссирования, например, против несильного ветра, против течения, при неправильном размещении груза в лодке.

К примеру, при сильном ветре на реке , имея большую лодку и слабый мотор, вы даже не сможете двигаться против течения, что довольно не безопасно.

Но вернемся к главному. Как же выбрать правильный лодочный мотор?

О минимальной мощности лодочного мотора.

Рассчитаем минимальную мощность двигателя, то есть мощность, которой будет достаточно для выхода на глиссирование при обычной загрузке.

Что мы имеем в виду под обычной загрузкой? Это количество пассажиров, вес самой лодки, мотора, багажа, запасного бензина и оборудования. Далее суммируем все веса и делим на 30, если лодка имеет малую килеватость, то есть днище практически плоское.

Соответственно, делим на 25 при большой килеватости лодки. У современных лодок ПВХ в большинстве случаев имеется надувной киль, вполне прилично выступающий на днище, поэтому было бы правильнее брать цифру 28-29, но расчет будем вести по лодке, имеющей практически плоское дно.

Для примера сделаю расчет для своей лодки Дека. Вес лодки 25 кг, мотор 24 кг, рыболов 80 кг, снасти, бензин, запчасти 25 кг.

Итого: (25+24+80+25)\30 = 5, 1 лошадиных сил.

На этой лодке я пользуюсь мотором Меркури 5. Для рыбалки, когда один в лодке вполне хватает. Если груз разместить равномерно и мотор прогрет, то на глиссер выходит хорошо, идет стабильно, скорость около 30 км/ч по течению и ветру. То есть, как вы видите, расчетные данные совпадают с реальной эксплуатацией.

Это, что касается глиссера. Но, как мы уже говорили, на лодку можно поставить мотор меньшей мощности, ведь не всем нужен глиссирующий режим, хотя, лично я не понимаю смысла в таком тандеме.

Если только недостаток денежных средств, а покататься на лодке хочется. Так вот, в данном случае давайте рассчитаем минимально допустимую мощность двигателя, который можно эксплуатировать на определенной лодке.

Берем максимальную загрузку нашей лодки (по паспорту), в моем случае 400кг, плюс вес самой лодки и все это делим на 30. Кстати, это получилась мощность мотора, нужная для глиссирования полностью загруженной лодки. От полученного числа берем 1\4 часть.

(400+25)\30)\4 = 3,5 лошадиных сил.

В итоге, с такой лодкой и загрузкой это будет минимально допустимая мощность мотора. С более слабым лодочным мотором вы рискуете при внезапной перемене погоды в худшую сторону просто не добраться до берега.

О максимально возможной мощности двигателя для вашей лодки.

Выход лодки на глиссер.

По поводу предельной мощности лодочного мотора, применяемого на определенной лодке можно сказать, что его мощность никак не должна быть больше максимально допустимой, отмеченной на бирке вашего транца.

Конечно же, производитель лодки заложил больший предел прочности, чем указан на бирке. Но заранее подвергать себя и пассажиров неоправданному риску, устанавливая больший по мощности мотор, а вам это надо?!

Мало того, что лодка может просто банально разрушится от повышенных нагрузок, особенно, в районе транца, так же вы можете потерять управляемость и просто перевернуться. Поэтому, мы рекомендуем вам не превышать допустимой мощности, указанной заводом-изготовителем.

Возьмем, к примеру, эту же лодку Дека 2.90. По паспорту, максимальный вес, который можно перевозить на лодке – 400 кг. Плюс вес лодки – 25кг.

Итого: (400+25)\30 = 14,2 лошадиных сил, то есть пятнашка. В вес 400 кг входит все, что мы описывали выше с максимальным количеством пассажиров – 2. Практически, разница в 2 раза. С 8-сильным мотором, однозначно, при полной загрузке глиссера не будет. Но и 15-ку ставить на такую лодчонку я бы не рискнул.

Допустимый вес груза в лодке.

Теперь давайте посчитаем, сколько полезного веса можно взять с собой в лодку, чтобы можно было передвигаться в глиссирующем режиме. Сложим массу лодки и мотора, приплюсуем вес пассажиров. Применим это к конкретной мощности двигателя Р. В моем случае Р=5 и один человек в лодке.

Итого: 30х5 – (25 + 24 +80) = 21кг

Это вес груза, с которым я должен выйти на глиссер, что собственно, и есть на самом деле. С 8-сильным мотором, что является максимальной мощностью для моей лодки (по бирке):

30х8 – (25+24 +80) = 111кг.

То есть с 8-сильным мотором я смогу взять в лодку еще 1 человека с грузом и свободно передвигаться в глиссирующем режиме.

Теперь у вас не должно быть трудностей при решении, какую лодку и мотор вам брать. Сразу, перед покупкой, определитесь, будете ли вы чаще всего находиться в лодке один, или с пассажирами, вес лодки и мотора всегда можно найти через интернет.

Какой фирмы лодка предпочтительней, все зависит от вашего кошелька и отзывов владельцев. Моторы известных марок практически все достаточно надежны при правильной обкатке и эксплуатации.

Можно только заметить, что при выборе и покупке мотора, обязательно сразу же купите запасную свечу, масло для редуктора, узнайте, есть ли возможность приобрести винт и в какие сроки. Случаев поломки винта о камни и другие предметы вполне предостаточно, поэтому наличие запасных винтов в продаже меня бы несколько успокоило.

Читайте также:  Мощность одной секции радиатора чугун

В следующей статье мы рассмотрим разницу между двухтактным и четырехтактным мотором и как его правильно установить на транец лодки.

Источник

Как найди мощность лодки

г.САРАТОВ. Телефоны: (8452) 255-663, 8-927-127-57-75

  • Главная
  • Каталог
    • Моторы лодочные
      • Моторы лодочные Parsun
      • Моторы Hidea
      • Моторы лодочные Allfa CG
      • Моторы Seanovo
      • Моторы HDX
      • Моторы Gladiator
      • Моторы Sea-Pro
      • Моторы Hangkai
      • 2х тактные
      • 4х тактные
      • С воздушным охлаждением
    • Надувные лодки
      • Моторные лодки Gladiator
      • Надувные лодки Grouper
      • Надувные лодки Compas
      • Надувные лодки ProfMarine
      • Надувные лодки Марлин
      • Надувные лодки River Boats
      • Надувные лодки Altair
      • Надувные лодки SunMarine
      • Надувные лодки Адмирал
      • Надувные лодки Посейдон
      • Надувные лодки Hunter
      • Надувные лодки Навигатор
      • Надувные лодки Baltic Boats
      • Надувные лодки SibRiver
      • Лодки пвх НДНД
      • Надувные лодки для рыбалки
      • Легкие гребные лодки
    • Лодки РИБ
    • Эхолоты
    • Подводные видеокамеры
    • Баки, тахометры .
    • Масло для лодочных моторов
    • Аксессуары для лодок пвх
    • Товары для туризма
    • Акции! Скидки! Распродажа!
    • Тюбинг. Санки ватрушки
    • Винты гребные
    • Дистанционное управление
    • Мебель в лодку
    • Аэролодки (аэроглиссер)
    • Транцевые колеса
    • Тележки для моторов
    • Насосы для лодок пвх
    • Спасательные жилеты
    • Электрика в лодку
    • Тенты для лодок пвх
    • Комплекты лодка + мотор
    • Запчасти для моторов
    • Лодки, моторы Б/У
  • Как купить?
    • Оплата и доставка
    • Кредит на покупку
    • Расчет кредита на мотор
    • Расчет кредита лодка + мотор
    • Trade-In
    • Рассрочка
    • Оформить кредит
  • Сервис центр
    • Сервис и ремонт моторов
    • Консервация моторов
    • Запчасти
    • Гарантия
  • Контакты
  • Выставочный зал
  • Полезное
    • Как выбрать надувную лодку?
    • Как выбрать лодку нднд?
    • Как выбрать лодочный мотор
    • Эксплуатация лодочного мотора
    • Аксессуары для лодок пвх
    • Статьи. Обзоры. Видеообзоры
    • Аэролодки (аэроглиссер)
    • Тюбинг. Санки ватрушки. Выбор
  • Главная >
  • Как выбрать мотор для лодки >
  • Подбор мощности мотора для надувной лодки в зависимости от длины лодки и загрузки

Каталог

  • Тюбинг. Санки Ватрушки
  • Автономный отопитель Вебасто
  • Акции! Купить со скидкой
  • Аэролодки (аэроглиссер)
  • Как выбрать лодку ПВХ
  • Как выбрать мотор для лодки
  • Надувные лодки ГЛАДИАТОР
  • Надувные лодки нднд ГРУПЕР
  • Надувные лодки ПРОФМАРИН
  • Надувные лодки МАРЛИН
  • Надувные лодки САНМАРИН
  • Надувные лодки нднд КОМПАС
  • Надувные лодки РИВЕРБОАТС
  • Надувные лодки АЛЬТАИР
  • Надувные лодки АДМИРАЛ
  • Надувные лодки ХАНТЕР
  • Надувные лодки БАЛТБОАТС
  • Надувные лодки НАВИГАТОР
  • Надувные лодки СИБРИВЕР
  • Надувные лодки БЕРКУТ
  • Надувные лодки ПОСЕЙДОН
  • Лодки РИБ
  • Лодки пвх НДНД
  • Надувные лодки для рыбалки
  • Гребные надувные лодки пвх
  • Аксессуары для лодок пвх
  • Эхолоты, подводные видеокамеры
  • Моторы лодочные PARSUN
  • Моторы лодочные HIDEA
  • Моторы лодочные ALLFA CG
  • Моторы лодочные SEANOVO
  • Моторы лодочные HDX
  • Моторы лодочные GLADIATOR
  • Моторы лодочные SEA-PRO
  • Моторы лодочные HANGKAI
  • Двухтактные моторы
  • Четырехтактные моторы
  • Комплекты лодка + мотор
  • Техника с пробегом
  • Для мотора: баки, тахометры .
  • Винты гребные
  • Запчасти лодочных моторов
  • Масло для лодочных моторов
  • Транцевые колеса
  • Тележки для моторов
  • Насосы для лодок пвх
  • Тенты для лодок пвх
  • Мебель в лодку
  • Электрика в лодку
  • Спасательные жилеты

Новости

Распродажа тюбинг-ватрушек!
Зимний ассортимент
Кредитуем иногородних!
Важная информация! Разгар сезона!
В продаже появились подарочные сертификаты

Подбор мощности мотора для надувной лодки в зависимости от длины лодки и загрузки

С моторм до 3,5 л.с. лодка будет двигаться со скоростью 7-12 км/час. Долгая езда на максимальной скорости негативно скажется на ресурсе двигателя. При ветре, волне, против течения скорость может существенно снизится. Купить мотор 2,5 — 3,5 л. с. следует для недалеких поездок 1-му или вдвоем для лодок до 3 м.
Преимущества – низкая стоимость, малый вес, небольшие размеры, экономичность.

Моторы мощностью 4-6 л.сил уже более тяговитые и скоростные. От надувной лодкой 2,8-3,5 м с небольшой загрузкой (до двух человек среднего веса) можно ожидать скорости до 20 км/час (движение в переходном или даже глиссирующем режиме).
Моторы до 5 л.с. не требуют прав на управление! Лодка с мотором 9,9-15 л.с. способна выводить на глиссирование существенную нагрузку и развивать скорость до 35 км/час. Оптимальны для лодок от 3 до 4 м.
Мотор 9,9 это дефорсированная «15-ка» , поэтому превратить ее в 15 л.с. обычно не составляет никакого труда, даже самостоятельно!
Моторы до 9.9 л.сил не требуют регистрации в ГИМС! Моторы 8 и 9,8 л.с. стоит купить при желании иметь достаточно мощный мотор небольшого веса. Такой мотор будет весить на 10 кг меньше, чем 9.9 л.с., а стоить на 8000 рублей меньше! Моторы большей мощности с надувной лодкой нужно покупать только для длины от 4 м для перевозки большого количества пассажиров или при желании покатать лыжника или ватрушку. Опытные рыболовы (если позволяют финансы естественно!) имеют два мотора для одной лодки. Для поездок на большие расстояния или большой компанией — мощный мотор, а для рыбалки одному, вдвоем -мотор мощностью в 5 л.с.

Оставить отзыв

Контакты: магазин Моя Лодка

Время работы
Пн-Пт с 09-00 до 18-00, Мск +1ч
Сб с 09-30 до 16-00
Тел.: +7(8452) 255-663 , моб.: +7-927-127-57-75
Электронная почта: shop@mylodka.ru

Мы в соцсетях

Будь в курсе новостей
Акции! Скидки! Распродажи!
Новинки! Поступления товара
Подпишись!

Источник