Меню

Что такое внутриролевое напряжение



Что такое внутриролевое напряжение

Ролевое напряжение – это трудности, возникающие в процессе выполнения ролевых обязательств, и несоответствие внутренних личностных установок требованиям роли.

Ролевое напряжение может возрасти из-за неадекватной ролевой подготовки, возникновения ролевого конфликта или неудач, возникающих при исполнении данной роли.

При достижении определенного статуса и исполнении соответствующей социальной роли, также может возникать ролевое напряжение.

Обучение исполнять социальную роль считается успешным только при последовательной подготовке к переходу от одной роли к другой на протяжении всей человеческой жизни. В процессе непрерывной социализации, опыт каждого жизненного этапа подготавливает человека к следующему. В примитивных обществах это особенно заметно.

Например, мальчик из племени индейцев-охотников практически с рождения играет с маленьким луком и стрелами, а спустя некоторое время получает настоящий лук, становясь похожим на мужчин своего племени.

Ранняя подготовка к смене этапов – не всеобщее явление социальной жизни. Современному обществу характерно ролевое обучение, базирующееся на прерывности, делающей социализирующий опыт, полученный в одном возрастном периоде, практически не пригодным для использования в другом.

Например, подавляющая масса мужчин и женщин работают вдали от дома, из-за чего дети не могут наблюдать за их деятельностью и помогать им. В современном обществе дети практически не занимаются домашней работой, а девочки не обучаются мастерству и установкам на ведение домашнего хозяйства. Как правило, игровая активность детей практически не связана с задачами взрослых и не способствует воспитанию в детях необходимых навыков для будущей профессиональной деятельности. Заканчивая школу, молодые люди не знают, кем станут, чему хотят обучаться, и какую роль им предстоит выполнять в ближайшем будущем. Из этого вытекает формирование ролевого напряжения, связанного с некорректным восприятием будущей роли, а также со слабой подготовкой к ней, а значит, данная роль будет исполняться слабо.

Еще один источник ролевого напряжения в социализации – это моральная подготовка личности к исполнению ролей на базе формальных правил социального поведения. При этом часто игнорируется обучение неформальным модификациям этих правил, реально существующих в окружающем мире. Иными словами, индивиды, обучающиеся определенным ролям, усваивают идеальную картину окружающего мира, а не реальное положение дел и реальные отношения с другими людьми.

Конфликт и его виды

Конфликт – это противоборство между субъектами социального взаимодействия, ввиду наличия у них противоположных мотивов, включая потребности, интересы, цели, идеалы, убеждения, или суждений – мысли взгляды, оценки и пр.

Типовыми моделями конфликтов выступают следующие:

  • «плюс-минус»;
  • «плюс-плюс»;
  • «минус-минус».

Конфликт «плюс-плюс» предполагает выбор одного из двух благоприятных вариантов. Например, куда ехать в отпуск или машину какой марки купить. Необходимо отметить, что выбор происходит из двух благоприятных вариантов, но необходимость совершить выбор может быть так сложна и мучительно, что ее сопровождает стрессовая ситуация.

Конфликт «плюс-минус» — это притягивание и отталкивание, принятие решения, когда у каждого варианта отмечаются позитивные и негативные последствия, а выбрать надо один, учитывая необходимость решения общей задачи. Например, при конфликте между руководителем и подчиненными, увольнение подчиненного – это альтернатива для руководителя. Увольнение невыгодного подчиненного – это позитивный аспект, а поиск нового сотрудника – негативная сторона. В таком случае учитываются варианты, эмоциональные и материальные затраты на реализацию поставленной цели.

Любой конфликт несет как положительные последствия, так и отрицательные. Несмотря на их четкое разделение в теории, на практике не всегда так легко разграничить конструктивность и деструктивность конкретного конфликта. Это зависит от ряда причин:

  • трудность формирования обобщенной оценки положительных и отрицательных следствий конфликтного взаимодействия;
  • изменение степени деструктивности и конструктивности в зависимости от стадии развития;
  • конфликт может быть одновременно и конструктивным, и деструктивным для разных конфликтующих сторон;
  • конструктивность и деструктивность конфликта могут по-разному восприниматься его основными участниками и их социальным окружением.

Положительный, функционально полезный результат конфликта – это решение проблемы, породившей разногласия, с учетом взаимных интересов и целей всех сторон, а также достижение доверия и понимания, укрепление партнерских взаимоотношений и сотрудничества.

Конфликт является способом выявить и зафиксировать разногласия, а также проблемы в обществе, организации и группе. Конфликт свидетельствует о достижении разногласиями наивысшего предела, поэтому необходимо принимать незамедлительные меры по их устранению. Иными словами, любой конфликт выполняет информационную функцию, предоставляя дополнительные импульсы для осознания своих и чужих интересов в противостоянии.

Развитие конфликта способствует устранению тех недостатков социальной организации, которыми он был вызван. Конфликт снимает социальную напряженность и ликвидирует стрессовые ситуации, помогая разрядить обстановку.

Отрицательными, то есть деструктивными результатами конфликта выступают неудовлетворенность людей общим делом, отход от решения текущих проблем, нарастание враждебности в межгрупповых и межличностных отношениях.

Также ролевой конфликт может состоять из противоречий между разными ролями разных сотрудников организации. Внутриличностный конфликт может возникать в связи с несовпадением личных потребностей или ценностей работника. Сложность решения внутриличностных конфликтов заключается в том, что иногда сталкиваются три составляющие, необходимые для достижения поставленной цели: желания. необходимость и возможности.

Источник

Невроз желудка: признаки, как диагностировать?

Медицинский эксперт статьи

Алексей Портнов, медицинский редактор
Последняя редакция: 25.06.2018

Сложная и разнообразная деятельность пищеварительных органов иннервируется целой системой нервов, которые входя в их стенки, сплетаются густой сетью, вокруг желез и гладкомышечной ткани, состоящей из пластов нервных клеток, воспринимающих и регулирующих процесс переваривания пищи. Желудок обеспечен такими очень мощными сплетениями, локализующимися между пучками гладких мыщц и расположенными непосредственно под слизистой оболочкой. Невроз желудка (гастроневроз) рассматривается как нарушение его работы вследствие расстройства иннервации при отсутствии органической патологии, как гастроэнтерологической, так и головного мозга.

Современный ритм жизни предрасполагает к нервному истощению, со стрессовыми ситуациями мы сталкиваемся гораздо чаще наших предков, живших более размеренной жизнью. Кроме того, неправильный режим дня и питания – недосып, перекусы на ходу, вредные привычки, состояние неудовлетворенности, и нас начинает тревожить дискомфорт в эпигастральной области, причем регулярно. Клиническая картина не специфична и напоминает многие патологии пищеварительного тракта. Поэтому не стоит глотать анальгетики, таблетки и травки «от желудка». Это повод обратиться к врачу, обследоваться и установить причину расстройства пищеварения.

Читайте также:  Способы избавления от нервного напряжения

trusted-source[1], [2], [3], [4], [5]

Код по МКБ-10

Эпидемиология

Распространенность всех видов неврозов растет как в развитых, так и в развивающихся странах, причем за счет случаев со сложными вегетативно-висцеральными нарушениями (органических, в числе которых и невроз желудка). Частота же встречаемости классических форм заболевания уменьшается. По выборочным данным неврозы составляют примерно пятую часть всех неврологических патологий. Заболевание манифестирует в период наивысшей жизненной активности, как правило, после 30 лет. По данным исследований, в основном, обращаются с жалобами на симптоматику, соответствующую неврозу желудка и кишечника, больные, средний возраст которых приблизительно 36-37 лет, большинство из них – женского пола (65-70%). У женщин заболевания невротической этиологии протекают тяжелее и гораздо чаще, чем у мужчин, заканчиваются инвалидизацией.

trusted-source[6], [7], [8], [9], [10], [11], [12], [13]

Причины невроза желудка

В основе развития гастроневроза лежат в большинстве случаев психологические факторы: частые стрессы и депрессии, физическое и умственное перенапряжение, межличностные конфликты, внутреннее неудовлетворение, психологические травмы. Это в полном смысле – болезнь от нервов. Данное состояние нередко вписывается в клиническую картину неврастении, истерического и обсессивно-фобического невроза.

Факторы риска появления симптомов гастроневроза – переедание или, наоборот, отсутствие аппетита, нарушение режима питания (когда длительный период голода сменяется неумеренным поглощением пищи), злоупотребление спиртным, наркотическая зависимость, курение, отравления.

Индивидуальные личностные особенности также увеличивают риск развития невроза желудка. Очень подвержены данной патологии ипохондрики, мнительные, чрезмерно чувствительные к ощущениям со стороны внутренних органов. Вероятность заболеть возрастает у личностей, плохо контролирующих своим эмоции – частые приступы гнева, зависть, ревность выступают провокаторами заболевания. В группе риска находятся гиперответственные люди, добровольно выполняющие множество обязанностей, имеющие завышенную самооценку и не справляющиеся с повышенной нагрузкой. Как не странно, их антиподы, не желающие принимать решения и отлынивающие от проблем тоже рискуют заболеть данным видом невроза.

К физиологическим факторам, провоцирующим невроз желудка, относятся заболевания пищеварительных органов, нервной системы, психические расстройства, вирусные и бактериальные инфекции, а также – в некоторых случаях раздражение желудка и его невроз вызывается гинекологическими заболеваниями – воспалениями или новообразованиями матки и яичников.

Причины возникновения гастроневроза вроде бы и ясны. Как и другие невротические состояния его вызывает совокупность провоцирующих факторов. Большую роль в возникновении неврозов играет генетическая предрасположенность, конституциональные особенности, травмирующие психику детские впечатления, плохая адаптационная способность к неблагоприятным жизненным ситуациям.

trusted-source[14], [15], [16], [17], [18], [19], [20]

Патогенез

Личностные акцентуации и индивидуальные психоэмоциональные особенности имеют решающее значение в современной трактовке патогенеза органического невроза любого клинического типа. Толчком к его развитию обычно служит внутренний личностный конфликт с возможностью разнонаправленного разрешения, не всегда соответствующего моральным ценностям индивидуума. Это вызывает продолжительное возбуждение нервной деятельности при резко подчеркнутой эмоциональности переживаний. Индивидуум при этом попадает в стрессовую ситуацию. Диспепсические симптомы стресса ощущали в той или иной мере практически все – ощущение комка в горле, тошноту, рвоту, диарею, отсутствие аппетита и прочие. Разные исследования доказали прямое отношение стресс-факторов к пищеварительному процессу. Постоянное их действие тормозит процесс пищеварения и развивается диспепсия. Неврозы часто сопровождаются гастроэнтерологической симптоматикой.

Патогенез данного нервного расстройства изучен неплохо, хотя, еще есть «белые пятна» в вопросе о выборе симптомокомплекса, определяющего специфические гастроэнтерологические признаки невроза. Основная роль провоцирующего фактора отводится индивидуальным психофизиологическим свойствам личности пациента. Учитываются в механизме развития гастроневроза также патофизиологические особенности пищеварительной системы больного, врожденные либо приобретенные вследствие перенесенных в течении жизни заболеваний, интоксикаций и травм, которые поддерживаются неразрешенным эмоциональным конфликтом и, вместе с тем, могут приводить к формированию стойких дисфункций внутренних органов.

trusted-source[21], [22], [23], [24], [25], [26], [27]

Симптомы невроза желудка

Гастроэнтерологическую симптоматику классифицируют по двум видам: желудочную и кишечную. Однако, в чистом виде каждый из неврозов встречается крайне редко, намного чаще наблюдаются смешанные формы – невроз желудка и кишечника. Причем сначала, как правило, появляются симптомы невроза желудка, несколько позже к ним присоединяются кишечные колики, запоры или жидкий стул (кишечная симптоматика). Достаточно часто встречается такая, весьма чувствительная форма как гастралгия. Иногда боль в желудке на нервной почве является единственным симптомом со стороны желудочно-кишечного тракта. Некоторые исследователи ее даже рассматривали отдельно, как самостоятельный вид невроза, однако, современная неврология рассматривает ее как клинический органический симптом поражения нервной системы.

Первые признаки гастроневроза могут быть различными, их может быть несколько, из перечисленных ниже, может быть какой-то один:

  • тошнота, привычная рвота и/или тяжесть в области желудка после приема пищи, иногда достаточно долго не проходящая;
  • внезапные приступы голода, напоминающие «голодную язву»;
  • сильная изжога;
  • кислая отрыжка;
  • желудочные колики, метеоризм;
  • отсутствие аппетита, даже запахи вызывают тошноту вплоть до рвоты желчью;
  • дискомфорт, боли в эпигастрии
  • ощущение преполненности или, наоборот, пустоты в желудке
  • неэффективность традиционной гастроэнтерологической терапии.

В симптомокомплексе обычно присутствуют неврологические признаки – тревожность, беспокойство, раздражительность, панические атаки, навязчивые страхи, бессонница, внезапные пробуждения посередине ночи от кошмаров, трудности с засыпанием, головная боль, головокружение, нестабильное артериальное давление. Могут присоединиться симптомы кардиологического невроза – тахикардия, аритмия, тяжесть или боль в загрудинной области, а также – частые позывы к мочеиспусканию. В последнее время смешанная симптоматика встречается гораздо чаще. Для органических неврозов характерно усиление проявлений к вечеру. Обычно они обратимы, продолжаются в среднем полгода, симптомы проходят по мере разрешения психоэмоционального конфликта. Хотя встречаются затяжные течения, которые длятся годами и приводят к необратимым морфофункциональным нарушениям.

Часто развивается невроз желудка при язве, а также его может спровоцировать другое органическое заболевание желудка и близко расположенных к нему органов. Особенно опасны новообразования, протекающие в начале бессимптомно и проявляющие себя невротической симптоматикой. Однако органические нарушения дифференцируют от неврозов, при которых их не выявляют. Благодаря современным методам диагностики заболеваемость гастроневрозами существенно сократилась, поскольку немало их случаев оказались следствием органических патологий, в первую очередь, таким образом себя проявляет язва антрального отдела желудка и/или двенадцатиперстной кишки. А нарушения регуляции желудочной функции при язвенной болезни хоть и сопровождается невротической симптоматикой, но неврозом не является.

Читайте также:  Как построить треугольники напряжений

Можно выделить такие виды гастроневроза как – секреторные, моторные и сенсорные. Однако они не встречаются в чистом виде, обычно нарушаются сразу все функции, и поэтому современная медицина не считает целесообразным заострять на этом внимание.

Клинические виды нарушения работы желудочно-кишечного тракта без выявления органических поражений весьма многочисленны. Так называемые гастроневрозы попадаются среди них чаще всего. Их еще называют: функциональная, неязвенная или неврогенная желудочная диспепсия, псевдоязвенный синдром, синдром раздраженного желудка и так далее. Трактовка достаточно широкая, однако, специалисты предупреждают – отождествление функциональных патологий желудка только с невротическими некорректно. На самом деле термин «функциональное» намного шире, чем «невротическое», отнюдь не всякое нарушение желудочных функций является проявлением невроза.

Классификация неврозов вообще также не утверждена, однако, неврология выделяет такие их виды: истерический, навязчивых состояний (обсессивно-фобический) и неврастения. Они как правило сопровождаются гастроэнтерологической симптоматикой, которая несколько отличается в зависимости от вида невроза, и это может представлять интерес.

Так, пациенты с истерическим неврозом имеют более выраженные симптомы, сопровождающиеся яркой демонстрацией неблагополучия в желудочно-кишечном тракте, стремление «иметь диагноз», нередко высказывают желание прооперироваться и иногда даже добиваются этого, хотя необходимости в хирургическом лечении у них нет.

Обсессивно-фобический вид невроза характеризуется подчеркнутым соблюдением диетического рациона и режима питания, физической переработкой диспепсических жалоб, настойчивыми поисками у себя раковой опухоли.

Неврастеники же, наоборот, стараются убедиться в том, что у них нет серьезных органических патологий, и осуществляют это посредством прохождения бесконечного числа обследований как амбулаторно, так и в стационаре.

Такой симптом как невротическая рвота в гастроэнтерологии также различают по видам: истерическая и привычная. Первая является симптомом стрессовых ситуаций, является способом эмоционального выражения и имеет демонстративный характер, вторая – возникает часто в состоянии покоя и трактуется как выражение подавленных эмоций. Выделяют также невротическую рвоту, индуцированную, к примеру, наблюдением за близким человеком, у которого был рак желудка, и являющим собой непроизвольное подражание. Симптомы психогенной рвоты отличаются «легкостью» исполнения – отсутствием предварительных мучительных приступов тошноты, не сопровождаются бледностью, потливостью, слюноотдлением. Как правило, они не приводят к заметной потере веса. Хотя бывают и исключения. При тяжелой истерии может в результате многократных рвот возникнуть обезвоживание, деминерализация, другие обменные нарушения.

При гастралгии, наиболее распространенной формой гастроневроза, прослеживается прямая взаимозависимость эмоционального напряжения с появлением признаков функционального желудочного расстройства – боли, жжения, тяжести, тошноты, а также – отсутствие какой-либо связи клинических проявлений с характером питания. Желудок в данном случае является «органом самовыражения».

Основным проявлением гастроневроза может стать аэрофагия – демонстративно громкая, напоминающая вскрик отрыжка как результат заглатывания большего, чем обычно, количества воздуха в процессе еды. Чаще проявляется при истерическом неврозе, часто сопровождающемся в дополнение и кардиологической симптоматикой.

Отвращение к еде, отсутствие аппетита или откровенное обжорство так же может быть выражением невротического расстройства. И тот, и другой тип может сопровождаться рвотой (при булимии – после еды, при анорексии – при виде еды, часто демонстративной (истерической)).

Еще один типичный превалирующий симптом гастроневроза – мучительная изжога, при которой не помогают ни диета, ни гастроэнтерологические препараты.

Неврозы любого вида развиваются, проходя несколько стадий развития. В начале обычно хорошо прослеживается связь нервного расстройства с его причиной, с течением времени эта связь ослабляется и без лечения исчезает полностью. Невротические реакции продолжаются, основываясь на мысленном образе первичного воздействия. Иногда разрешение происходит самостоятельно по мере затухания эмоций и значимости первопричины. В других случаях происходит образование эмоциональных петель, человек зацикливается на мысленном образе. Продолжительное течение приводит к личностной невротизации – в психологическую структуру индивидуума встраиваются патологически измененные качества.

Первая стадия – неврогенная реакция, недолговременная, которая либо быстро проходит сама, либо сменяется второй стадией – астенизацией, в подавляющем большинстве случаев (примерно в 90%) сопровождающейся депрессией. Эта стадия еще самообратима, однако, если ситуация не разрешилась, то происходит формирование невроза как заболевания (третья стадия). На данной стадии еще возможно выздоровление, в редких случаях даже без лечения, но чаще астенизация развивается и происходит невротизация личности.

Последствия и осложнения этого заболевания, в общем-то, не представляющего смертельной угрозы, могут быть все же не слишком приятные. Длительное течение и прогрессирование болезни может привести к хроническому неврозу, появляются морфологические изменения в органах, вызванные бесконечными диагностическими процедурами и приемом гастроэнтерологических препаратов, которые оказывались неэффективными. Больные, прежде чем попасть в поле зрения неврологов и психотерапевтов, неоднократно обследовались и имели на руках кипы документации об этом. Некоторые больные даже были прооперированы. Хирургические вмешательства, проведенные больным на основании их настойчивых жалоб, обычно не просто бесполезны, а и вредны.

При длительном течении заболевания человек перестает адекватно воспринимать действительность, у него постоянно плохое настроение, обостряются сопутствующие болезни, снижается иммунитет. Хронический невроз пагубно сказывается на отношениях с внешним миром, длительная невротизация может привести к нарушению психики.

Диагностика невроза желудка

Гастроэнтерологическая симптоматика невроза неспецифична. Она присуща многим заболеваниям желудочно-кишечного тракта, поэтому диагноз ставится методом исключения органических патологий. Для этого пациент сдает анализы и проходит комплексное гастроэнтерологическое обследование. Инструментальная диагностика обязательно включает фиброгастродуоденоскопию, могут быть назначены другие методы исследования – УЗИ, ренгенография. Дифференциальная диагностика проводится с язвенной болезнью, гастритом, новообразованиями, заболеваниями органов, расположенных в непосредственной близости к желудку.

Когда органические патологии не обнаруживаются, ставится вопрос о неврозе. Пациент переходит в руки невролога и психотерапевта, которые изучив анамнез и образ жизни пациента займутся коррекцией его психоэмоционального состояния.

trusted-source[28], [29], [30], [31], [32]

К кому обратиться?

Профилактика

Предупреждение невротических расстройств является комплексной задачей, однако, вполне выполнимой. Ее основная цель – это нормализация ритма и образа жизни, обеспечение себе любимому условий, позволяющих расслабиться и снять эмоциональное напряжение, справиться с негативными эмоциями в случае их возникновения.

Очень важно соблюдать приемлемый режим труда и отдыха: обязательно нужно пользоваться ежегодным отпуском, не работать в выходные, высыпаться, стараться проводить побольше времени с любимыми и близкими людьми.

Читайте также:  Вносимое напряжение вихретокового преобразователя это

Огромную роль играет полноценное питание, отказ от вредных привычек и активный образ жизни – прогулки на свежем воздухе, посильные физические нагрузки, закаливающие мероприятия повышают нашу стрессоустойчивость.

Нужно стараться избегать конфликтных ситуаций, но не затягивать с их разрешением, если они все же возникли.

Использовать все – аутогенные тренировки, йогу, другие практики, воспитывающие в нас позитивный настрой. Если чувствуете, что не справляетесь, всегда можно обратиться за помощью к психотерапевту.

trusted-source[33], [34], [35], [36], [37]

Прогноз

Гастроневроз относится к числу обратимых психогенных расстройств. Это не смертельное заболевание, хотя оно способно изрядно испортить качество жизни больного. Чем раньше оно будет обнаружено, диагностировано, и больному будет оказана профессиональная помощь и лечение, тем легче будет побороть болезнь. Затяжной хронический невроз может негативно отразится на работе многих систем организма.

trusted-source[38]

Источник

РОЛЕВЫЕ КОНФЛИКТЫ ЛИЧНОСТИ

душевного разлада. Но социология стремится находить причины личных потрясений, переживаний в конфликтах, несогласованностях тех требований, ожиданий, предуказаний, которые предъявляет к человеку социальная среда. Едва ли не большинство многих внут-ренних конфликтов личности, ее раздвоенность, непоследовательность объясняются ролевыми конфликтами, которые существуют независимо от данной личности. Устанавливая причины душевного разлада, надо помнить, что чаще всего именно несогласованность ролевых требований, которые человек должен выполнять, — одна из главных причин, определяющих драматизм, а подчас и трагизм жизни нашего современника, живущего в мире, который ставит его перед трудноразрешимыми дилеммами, предъявляя ему взаимоисключающие требования и т.д.

Ролевые конфликты возникают в силу ряда конкретных причин и приобретают различную социальную и психологическую форму.

Другая причина ролевых несоответствий — различия, несовпадения интерпретации, трактовки того, как должна выполняться одна и та же роль (конфликт экспектаций). На нашей схеме ролевого поведения (рис. 1) «социальная роль» (Ша) выглядела очень абстрактно. Но при глубоком анализе обнаруживается, что в рамках одного общества при безусловном сохранении единства главных требований личность может столкнуться с достаточно различными экспектациями.

К примеру, можно выделить следующие образцы ожидаемого поведения студента:

принятый в обществе образец (студент должен систематически посещать занятия и готовиться к ним, посещать библиотеку, расши-рять свой научный и культурный кругозор и т.д.); на этот, может быть, не совсем реальный образец нас ориентируют законы, инструкции, правила, регламентирующие поведение студента в вузе; экспектаций тех, с кем непосредственно взаимодействует конкретная личность (речь идет об образцах учебной деятельности, принятых в вузе, в котором обучается студент);

экспектаций референтной (для личности) группы, с которой она себя идентифицирует; здесь могут быть совершенно иные представления о поведении студента (появляться на занятиях лишь к концу семестра, начинать серьезно заниматься только в период сессии и т.д.).

Как видим, даже в рамках одного общества личность сталкивается с различными экспектациями ролевого поведения, что становится одной из главных причин ролевых конфликтов.

Существует еще одна группа несоответствий, порождающих «межролевой конфликт».

Следует иметь в виду, что каждый статус «обслуживается» множеством ролей.

На основе перечисленных причин выделим основные типы ро-левых конфликтов.

1. Внутриролевой конфликт между функциональной целесообразностью ролевых предписаний и социокультурными особенностями ролевых стандартов.

Яркий пример внутриролевого конфликта — атмосфера, в которой работали поколения обществоведов советских лет. Для всякой науки функционально целесообразно, чтобы ученые занимали рационально-критическую позицию по отношению к действительности. Но в условиях тоталитаризма от обществоведов ожидалось (и это стало нормативным образцом, выполнение которого контролировалось) оправдание существующего положения вещей, одобрения и пропаганды результатов деятельности политической элиты, что накладывало на весь облик обществоведа определенный отпечаток.

Конфликт между функциональной целесообразностью и социокультурными образцами социальной роли может быть решен по-разному. В нашем примере социокультурные ценности, требования, поддерживаемые всей мощью государственной машины, одержали безусловную победу, в результате чего за малым исключением общественная наука как средство рационально-критического познания социальной жизни фактически в былые годы по сути была сведена на нет.

16 Общая социоло1ия

Сегодня аналогичный внутриролевой конфликт нередко проявляется у работников средств массовой информации (конфликт между необходимостью предоставлять обществу объективную информацию и обычаем выполнять чей-то заказ).

2. Конфликт экспектаций, т.е.

• Конфликт, вызванный тем, что различные субъекты предъяв ляют подчас противоположные требования к выполнению личнос тью одной и той же роли.

Нередко от женщины-работницы начальник ждет высокой самоотдачи на работе, а ее муж и дети — низкой самоотдачи на работе, с тем, чтобы она могла больше сил и времени уделять семье. Вспомним пример о конфликте экспектаций по поводу поведения студента: его друзья могут предъявлять ему совершенно иные требования, чем его родители и преподаватели.

• Пример с женщиной-работницей свидетельствует и о том, что различные субъекты по-разному оценивают значимость одной и той же роли (еще один вид ролевого конфликта): в семье счита ют, что главное — это роль матери, а ее начальник убежден, что главное — это роль работницы.

Еще один вариант конфликта экспектаций — между ролевыми стандартами, выработанными в различных социальных общностях, социальных средах, который особенно ярко проявляется при смене личностью социокультурной среды.

Даже смена кафедры, вуза преподавателем в границах одного и того же города может породить определенную напряженность, ощущение «чужака» и т.д. На одной кафедре ролевая матрица «руководитель — подчиненный» основана на демократических принципах: руководитель научно-педагогического коллектива — это не начальник воинского подразделения, он не столько диктует, навязывает коллегам свои решения, сколько координирует их деятельность, ч ‘ создавая простор для творчества. На другой кафедре эта матрица может строиться на авторитарных принципах. Человек, усвоивший ролевые экспектаций демократического руководства, будет формировать линию поведения в духе соответствующих ожиданий, столкнувшись с авторитарностью, произволом, что как правило, создает основу для конфликта.

3. Традиционным для социологии является анализ межролевого конфликта: очень часто возникает несоответствие между ролью «заботливого отца, хорошего семьянина» и «влюбленного в свое дело ученого, самоотверженного исследователя».

Источник