Меню

Что такое стабилизатор авиабомбы



I. НАЗНАЧЕНИЕ И УСТРОЙСТВО АВИАЦИОННЫХ БОМБ

Наряду с современными средствами массового поражения — ядерным, химическим и бактериологическим оружием — на воору­жении армий империалистических государств в настоящее время состоят обычные авиационные бомбы.

Авиационные бомбы представляют собой оперенные снаряды, предназначенные для сбрасывания с самолетов по наземным, над­водным и подводным целям. Авиабомбы выпускают различных ти­пов и калибров.

Тип авиабомб определяется основным боевым воздействием их на цель (фугасная, осколочная, зажигательная и т. д.).

По назначению авиабомбы подразделяют на три группы: основ­ного, вспомогательного и специального назначения.

Авиабомбы основного назначения предназначаются для непосред­ственного разрушения сооружений или уничтожения целей. К этой группе относятся: фугасные, осколочные, зажигательные, химиче­ские и другие.

Калибр авиабомб измеряется их полным весом в килограммах, округленных до целых чисел; например, ФАБ-50, ФАБ-250, ФАБ-1000. В зависимости от веса авиабомбы делятся на три калибра: малого калибра весом до 50 кг; среднего калибра весом от 50 до 500 кг, и крупного калибра весом свыше 500 кг.

Авиабомба состоит из следующих основных частей: корпуса, стабилизатора, снаряжения (наполнения), взрывателя и подвес­ного приспособления.

Корпус авиабомбы предназначен для помещения в нем снаря­жения и для соединения всех частей бомбы.

Стабилизатор служит для обеспечения устойчивости авиабом­бы при ее падении, что является необходимым условием точности бомбометания. Стабилизаторы по внешнему виду подразделяются на перистые, коробчатые и кольцевые.

Снаряжение (наполнение) авиабомб зависит от их назначения. Оно состоит из взрывчатого, отравляющего, зажигательного веще­ства или заряда специального назначения: осветительного, дымо­вого и т. д.

\виационная бомба характеризуется коэффициентом наполне-. Коэффициент наполнения есть отношение веса снаряжения бщему весу авиабомбы. Коэффициент наполнения выражается мулой:

q — вес снаряжения в кГ; Q — полный вес снаряженной бомбы в кГ. Коэффициент наполнения, умноженный на 100, показывает на-шение в процентах;

В различных авиабомбах коэффициент наполнения колеблется 5 до 80%, а в зажигательных бомбах достигает 100%. Взрывателем называется специальное устройство, предназначен-е для приведения авиационной бомбы в действие в заданный мо-нт. В зависимости от места расположения взрыватели бывают: ловные, донные, боковые и универсальные. По принципу дейст-я взрыватели подразделяются на взрыватели дистанционного

Взрыватели дистанционного действия вызывают срабатывание иабомбы в воздухе на установленной высоте (дистанции).

Взрыватели ударного действия вызывают взрыв бомб в момент i,apa о преграду или же спустя некоторое время после удара.

особые группы принято выделять взрыватели замедленного дей-•вия и взрыватели : ловушки.

Взрыватели замедленного действия вызывают взрыв авиабомб тустя некоторое время после падения. Замедление может быть азлично: малое замедление — от долей секунды до нескольких :кунд, большое замедление — от нескольких минут до нескольких

асов и даже суток.

Взрыватели-ловушки’ срабатывают при тех или иных внешних оздействиях на упавшую бомбу, например, при сотрясении или из-енении первоначального положения, при извлечении взрывателя

Обычно взрыватели состоят из предохранительного, замедли-ельного механизмов и воспламенительно-детонаторной части. В ди-танционных взрывателях, кроме того, имеется еще пусковой [еханйзм. Взрыватели, применяемые для взрыва разрывного заря-ia бомб, имеют капсюль-детонатор, а применяемые для воспламе-1ения заряда бомб — капсюль-воспламенитель.

Подвесное приспособление авиабомбы состоит из стального хо-дута (бугеля) с ушком, устанавливаемого на средней части корпуса то центру тяжести. За ушко авиабомба подвешивается на.бомбодер-катель самолета. 56

ФУГАСНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ БОМБЫ

Фугасные авиационные бомбы (ФАБ) предназначаются для раз­рушения различных сооружений (рис. 20). Они являются основ­ным типом бомб, применяемых авиацией при нападении на оборо­нительные сооружения и тыловые объекты: склады, мосты, аэро­дромы, промышленные предприятия, транс­портные узлы и населенные пункты.

В зависимости от характера поражае­мых целей ФАБ делятся на бомбы общего и специального назначения.

ФАБ общего назначения применяются для разрушения промышленных, транс­портных и других сооружений в населен­ном пункте, где трудно обнаружить от­дельные цели. Корпуса ФАБ общего наз­начения имеют прочные стенки, которые не разрушаются при пробивании бомбой сравнительно прочных преград. Поэтому коэффициент наполнения ФАБ общего наз­начения составляет около 50%.

Фугасные бомбы специального назначе­ния разделяются на ФАБ поверхностного взрыва, бетонобойные и бронебойные.

ФАБ поверхностного взрыва изготовля­ются среднего и крупного калибра (от 50 до 5000 кг) и предназначены для разруше-ния жилых домов и других наземных со-оружений, имеющих непрочные коиструк-ции. ФАБ поверхностного взрыва имеют

тонкостенные корпуса и большой заряд взрывчатого вещества. Коэффициент наполнения этих бомб равен 80%.

Бетонобойные бомбы применяются для разрушения целей, за­щищенных прочными железобетонными покрытиями. Эти бомбы изготавливаются среднего и крупного калибра (от 200 до 10 000 кг). Коэффициент наполнения бетонобойных бомб равняется 15 — 30%. Бетонобойные бомбы снабжаются донным взрывателем замедлен­ного действия, срабатывающим после проникновения бомбы в пре­граду. Бетонобойные бомбы способны пробить бетонные преграды до 3 м.

Бронебойные бомбы предназначаются для поражения целей, имеющих броневую защиту. Эти бомбы изготовляются калибром до 500 кг и имеют толстостенный прочный корпус. Поэтому коэффи­циент наполнения бронебойных бомб составляет 5 — 10%. Совре­менные бронебойные бомбы пробивают броню толщиною до 30 см.

Поражающие действия фугасных авиабомб складываются из Ударного, фугасного и осколочного действия.

рис. 20. Фугасная ави-ационная бомба:

Ударное Эейсте«ё»авиационной бомбы в зависимости от хара-к-1 преграды выражается либо в проникновении в преграду на не-эрую глубину, либо в пробивании преграды. При прямом попа-ии в здание авиабомба, в зависимости от встречаемых препятст-, может израсходовать свою энергию до момента взрыва. В малоэтажных домах бомбы могут проникать до подвала и да-

углубляться в грунт под зданием, а в многоэтажном — про-сать и взорваться в одном из нижних этажей.

Фугасное действие следует за ударом в преграду и заключается азрушительном действии, производимом взрывом заряда и удар-i волной, образуемой при .взрыве.

Если фугасная бомба взрывается внутри здания, то в результате 5СТВИЯ воздушной ударной волны, многократно отражающейся

поверхности пола, стен, потолка могут быть разрушены внут-нние и наружные стены, многоэтажные перекрытия и другие пре-ады, оказавшиеся вблизи места взрыва.

При взрые ФАБ возле здания в стенах, обращенных в сторону рыва, появляются проломы, что может привести к частичному

Образование воронок при взрыве ФАБ в грунте объясняется тем, ‘о часть энергии взрыва уходит на разрушение грунта и выброса •о на поверхность. Размеры воронок, образующихся в грунтах >едней плотности при взрыве фугасных авиабомб общего назна-

;ния, показаны в табл. 7.

Калибр ФАБ в фунтах (кг)

00 (45) . 3 — 6 1-1,5 1,6—2,1
00 (130) . . 00 (280) . 5—10 6-14 2—3 3—4
250 (560) 000 (960) . . , . — 15

При взрыве ФАБ глубоко под землей энергии разрывного заря­да оказывается недостаточно для выбрасывания выше лежащего грунта. В этом случае в грунте образуется камуфлетная полость, заполненная газами взрыва. Человек, падающий в камуфлетную полость, может отравиться газами, образовавшимися при взрыве. В состав этих газов в большом количестве входит окись углерода

знаки: местное вспучивание грунта разованного

» —««лл»,Лпй- т опаленность 58

флетной прлости необходимо немедленно ее оградить и поставить, надпись «Опасно». Впоследствии камуфлетную полость вскрывают и засыпают землей. При проведении этих работ необходимо соблю­дать осторожность. ,

Осколочное действие фугасных авиабомб невелико. Осколков при взрыве образуется мало, размеры их преимущественно крупные. В зависимости от типа, калибра и глубины разрыва ФАБ в грунте осколки могут поражать на 600—800 м от места взрыва.

Имея высокую скорость, осколки приобретают большую убой­ную силу и, кроме того, могут причинить некоторые повреждения постройкам, особенно при взрыве вблизи их, когда кучность оскол­ков бывает значительной.

Тонкостенная ФАБ-250 на расстоянии 25 м от центра взрыва пробивает своими осколками дерево толщиною 0,6 м. Крупные оскол­ки ФАБ весом 0,5—1,0 кг пробивают кирпичную кладку у места взрыва в 25 см.

Невзорвавшиеся авиабомбы (НАБ) представляют большую опас­ность для населения и сооружений, ввиду того, что такие бомбы могут иметь специальные взрыватели замедленного действия или взрыватели-ловушки. НАБ чаще всего углубляются в грунт, реже остаются на поверхности земли или задерживаются в междуэтаж­ных перекрытиях зданий.

При углублении невзорвавшихся бомб в землю в плотном грунте образуется небольшое входное отверстие и остается стабилиза­тор. Признаком наличия НАБ является падение бомб без взрыва. При обнаружении НАБ необходимо оградить место падения бом­бы и обозначить его ясно видимой табличкой с надписью: «Невзор­вавшаяся бомба». При этом, не трогая НАБ, необходимо сообщить в ближайший штаб ПВО или в отделение милиции. Обезвреживание НАБ производится специалистами-пиротехниками.

Читайте также:  Стабилизаторы энергия асн 3000

Источник

Авиационные бомбы: устройство и основные виды

Основные характеристики авиабомб

  • Калибр — номинальная масса авиабомбы с установленными геометрическими размерами, выраженная в килограммах или фунтах (в России и СССР до начала 1930-х гг. – в пудах). Для авиабомб СССР и России калибр указывается в условном обозначении бомбы после наименования типа.
  • Коэффициент наполнения — отношение массы снаряжения (взрывчатого вещества) к полной массе бомбы. Он изменяется в интервале от 0,058 (БрАБ-200ДС) – 0,069 (АО-10сч обр. 1940 г.) до 0,83 (GBU-43/B). Наибольший коэффициент наполнения у фугасных бомб поверхностного взрыва, наименьший — у реактивных (с ракетным ускорителем) бронебойных и осколочных.
  • Аэродинамические характеристики авиабомбы, определяются её баллистическим коэффициентом. В СССР и России эталонной характеристикой определяющей этот коэффициент, принято значение характеристического времени падения авиабомбы — время падения авиабомбы, сброшенной в горизонтальном полёте носителя на скорости 40 м/с и высоте 2000 метров.
  • Показатели эффективности поражения авиабомб:
    • Частные — определяющие конкретный характер ущерба для цели: радиус и глубина воронки взрыва, толщина пробиваемой бомбой брони, радиус осколочного поражения, площадь зоны поражения для фугасных бомб и др.
    • Обобщённые — определяющие необходимое количество попаданий в цель для его уничтожения или вывода из строя на заданное время, приведённую площадь поражения и т. д.
  • Эксплуатационные характеристики — диапазон условий применения авиабомб: минимальные и максимальные значения скорости, высоты, угла пикирования и времени полёта; условия хранения, транспортировки, объём подготовки к боевому применению и т. д.

История

1. Артиллерийская граната. 2. Бомба. 3. Картечная граната. XVII—XIX вв.

В период до Первой мировой войны включительно бомбами назывались тяжёлые разрывные (по современной терминологии — фугасные и осколочно-фугасные) артиллерийские снаряды, предназначенные для стрельбы из мортир всех калибров (но не мортирок!), тяжёлых гаубиц и тяжёлых пушек, а также морских бомбических орудий (впрочем, последние вышли из употребления ещё в XIX веке). Бомба для гладкоствольного орудия представляла собой пустотелое ядро, начинённое порохом, с деревянной дистанционной трубкой, также начинённой порохом и вставлявшееся в отверстие — «очко»; вокруг отверстия были две скобы («уши»), за которые бомбу поднимали особыми крючками при заряжении. Вставлялась в ствол дистанционной трубкой вниз и воспламенялась от пороховых газов. В Российской империи бомбой считался гаубичный и пушечный разрывной снаряд весом 1 пуд (для гладкоствольного орудия, стреляющего круглыми ядрами, это округлённо соответствует калибру 196 мм.) и более (снаряды весом от 1 артиллерийского фунта до пуда назвались гранатами, а менее одного артиллерийского фунта — пулями) а также, как уже говорилось, мортирный снаряд любого веса (в русской артиллерии применялись мортиры калибром 1/4 пуда (120 мм), 1/2 пуда (152 мм), 1 пуд (196 мм), 2 пуда (245 мм.), 3 пуда (273 мм) и 5 пудов (333 мм). Бомбы были изобретены французом Бернаром Рено д’Элиснгаре, по прозвищу «Маленький Рено», и впервые применены в войне Франции с алжирскими пиратами для бомбардировки города Алжир (28 октября г.). В России они были впервые использованы в 1696 году при взятии турецкой крепости Азов. Для переноски крупных бомб использовалось специальное приспособление наподобие коромысла, получившее название «бомбонос».

В начале XX в. бомбами или бомбочками в обиходе называли также ручные гранаты и винтовочные (ружейные) гранаты. При этом выражение «аэропланная бомба» первоначально означало, собственно, тяжелую ручную гранату, которую сбрасывали с аэропланов лётчики.
Кроме того, в первой половине XX в. в России/СССР и Германии бомбами назвали также надкалиберные боеприпасы к полевым бомбометам, а в России/СССР — иногда также и артиллерийские мины. Наконец, широко распространено применение термина «бомба» для обозначения самодельных взрывных устройств (как метательных, так и инженерных/закладываемых или применяемых в качестве мин-«сюрпризов»), использумемым партизанами и террористами — хотя правильнее назвать их ручными гранатами, минами и фугасами.

В начале XX веке бомбами назывались и некоторые разновидности резервуаров для хранения сжатого газа, в частности, для «веселящего газа» (закиси азота, применяемой для наркоза).

Расшифровка названия

Название бомбы состоит из типа бомбы (ФАБ-250М-46), её калибра в килограммах (ФАБ-250М-46), модели по году принятия на вооружение (ФАБ-250М-46 — модель 1946 года) и дополнительно (не всегда) указания её массы — если она существенно отличается от калибра (ОФАБ-250-270, ФАБ-1500-2600ТС) и/или конструктивной особенности бомбы либо технологии её производства (ФАБ-500Т — термостойкая, ФАБ-1500-2600ТС — толстостенная, ФАБ-100сч — сталистый чугун, ФАБ-1000сл — стальное литьё), либо коммерческого назначения (КАБ-500С-Э — экспортная).

Типы бомб

Основного назначения

Вспомогательные и специальные

«Самые-самые» среди авиабомб

Авиабомбы обычного снаряжения

  • ПТАБ-2,5-1,5 — самая массовая авиационная бомба СССР в годы Великой Отечественной войны.
  • ФАБ-100 — основная авиационная бомба СССР в годы Великой Отечественной войны.
  • ФАБ-9000М-54 — наиболее тяжёлая (вместе с бронебойной БрАБ-9000) и мощная неядерная авиационная бомба в СССР.
  • Grand Slam («Большой хлопо́к») — наиболее мощная (из неядерных) и тяжёлая (9979 кг) авиационная бомба Второй Мировой войны.
  • GBU-43/B Massive Ordnance Air Blast (MOAB) — «Массивный боеприпас ударной волны», распространённый бэкроним: Mother Of All Bombs — «Мать всех бомб»; является самой мощной неядерной авиационной бомбой в мире (масса взрывчатого вещества – 8480 кг), доведенной до поступления на вооружение. Также являлась самой тяжёлой (9500 кг) управляемой авиационной бомбой в мире до поступления на вооружение GBU-57 и остается самой мощной из таких бомб. Впервые применена в боевых условиях 13 апреля 2017 года.
  • GBU-57 Massive Ordnance Penetrator (MOP) — «Массивный боеприпас-взламыватель» — самая тяжелая (13609 кг) неядерная авиационная бомба в истории, доведенная до принятия на вооружение (первая партия из 20-ти бомб поставлена Воздушным Силам Соединенных Штатов в ноябре 2011 г.). Также самая тяжёлая управляемая авиационная бомба в мире.
  • T-12 Cloudmaker («Создающий облака») — самая тяжёлая (калибр — 43 600 фунтов или 19 777 кг) неядерная (фугасная) авиационная бомба в истории. Её корпус был использован для изготовления «урановой сверхбомбы» Mk.18 и термоядерной авиабомбы Mk.17.
  • ОДАБ-9000[источник не указан 3605 дней] («Кузькин отец», «Папа всех бомб») — объёмно-детонирующая авиационная бомба повышенной мощности. Считается наиболее мощным неядерным боеприпасом в мире (44000 кг тротилового эквивалента).
  • ХБ-2000 — самая тяжёлая химическая авиационная бомба в истории.
  • («Удар Гадюки») — самая маленькая (19 кг) серийная управляемая авиационная бомба в мире.
  • Small Tactical Munition (STM) Pyros («Поджигатель»)— самая маленькая (6,13 кг) управляемая авиационная бомба, доведённая до готовности к поставке.
  • Shadow Hawk («Призрачный Ястреб»)— самая маленькая (5 кг) управляемая авиационная бомба в мире.
  • АО-8м6сч-фс — самая маленькая (6,67 кг) фугасная авиационная бомба в истории.
  • BLU-39 (химическая) — самая маленькая (около 82 граммов) авиационная бомба в истории, доведённая до принятия на вооружение.
  • Bat bomb («Мышиная бомба», зажигательная) — самая маленькая (17 граммов) авиационная бомба в истории (выпускалась опытной серией, на вооружение не поступила). Предполагалось, что носителями этих бомб будут сбрасываемые с самолётов в специальных самораспаковывающихся контейнерах летучие мыши.

Ядерные авиабомбы

  • «Малыш» (англ. Mk.I «Little Boy») — первая ядерная бомба, сброшенная на Японию (Хиросима) 6 августа (8:15).
  • «Толстяк» (англ. Mk.III «Fat Man») — вторая ядерная бомба, сброшенная на Японию (Нагасаки) 9 августа г. (11:02).
  • РДС-1 («изделие 501») — первая советская ядерная бомба.
  • Mk.18 («урановая сверхбомба») — самая мощная (500 килотонн) и тяжёлая «классическая» (только на основе реакции ядерного распада) ядерная бомба, доведённая до серийного производства и принятия на вооружение. Аналог термоядерной Mk.17, но в чисто урановом снаряжении.
  • РДС-6с («изделие 6») — первая в мире термоядерная авиационная бомба (и первый в мире термоядерный боеприпас вообще).
  • Mk.17 — самая мощная (15 мегатонн) и тяжёлая (21000 кг) термоядерная бомба, доведённая до серийного производства и принятия на вооружение.
  • АН602 («Царь-бомба», «Кузькина мать», «Иван») — наиболее мощная (58,6 мегатонны) и тяжёлая (масса 26,5 тонн с парашютной системой) бомба в истории человечества.
  • Blue Danube («Голубой Дунай») — первый ядерный боеприпас, принятый на вооружение британскими Королевскими Воздушными Силами.
  • Orange Herald («Оранжевый Вестник») — самый мощный (700 килотонн) испытанный боеприпас, энерговыделение которого обеспечивалось полностью за счёт реакции деления ядер.
Читайте также:  Поменять втулки стабилизатора ниссан ноте

Подвеска авиационных бомб[править]

Первоначально авиационные боеприпасы брались пилотом или другими членами экипажа в кабину, и просто руками выбрасывались при полёте над целью. В дальнейшем стали применяться различные дистанционные устройства подвески бомб на держатели, их приведения в активное состояние перед сбросом и непосредственно сам сброс.

Авиационная бомба Авиационные бомбы википедия Авиационная бомба — википедия Авиационная бомба — википедия Авиационные бомбы: устройство и основные виды Авиационная бомба — википедия Авиационные бомбы (россия) — википедия переиздание // wiki 2 Авиационная бомба — википедия

При расположении боеприпасов внутри фюзеляжа (это называется “внутренняя подвеска”) конструктивно предусматриваются специальные отсеки вооружения (грузовые отсеки), закрываемые в полёте створками. Внутри такого отсека, как правило, находятся кассетные бомбовые держатели (КД), представляющие собой раму с направляющими, электрозамками, механизмами подъёма грузов, цепями блокирования и сброса, и т.д. На каждую кассету может подвешиваться несколько авиабомб в ряд. Также достаточно широко применяются различные контейнеры, которые снаряжаются боеприпасами на земле специально обученными людьми и поднимаются в грузоотсек уже полносью готовыми к применению. В грузоотсеке могут находиться и другие виды держателей и различных устройств для перевозки и применения различных грузов – балочные держатели, катапультные устройства и др.

При расположении боеприпасов снаружи на конструкции самолёта (“внешняя подвеска”) часто применяются универсальные многозамковые балочные держатели (МБД). Например, конструкция балочного держателя МБД3-У9 позволяет подвесить на него до девяти бомб калибра 250 кг. группами по три штуки. Также специализированные балочные держатели применяются для подвески ракетного оружия.

Процесс подвески авиабомб и грузов часто механизирован. Широко применяются лебёдки с ручным или электрическим приводом – в последнем случае для централизованного управления стандартными электролебёдками Бл-56 используется мобильный пульт управления на базе тележки ТСУЛ-56.

Необходимо отметить, что чем больше летательный аппарат, тем более гибко и универсально его боевое применение, допускающее множество комбинаций (вариантов загрузки) различными типами авиационных средств поражения (АСП). В отечественной авиации имеются машины, в которых предусмотрено до 300 различных вариантов загрузки, в зависимости от особенностей каждой конкретной задачи.

Источник

Принцип устройства авиационных бомб

Типовая авиабомба (рисунок 3.7) состоит из корпуса 1, снаряжения 2, подвесной системы 3, стабилизатора 4.

Как правило, типовая АБ имеет 1-2 запальных стакана (5) с очком под взрыватель, внутри которого вложены шашки дополнительного детонатора (6).

Запальные стаканы с очком под взрыватель различаются по месту расположения и бывают головные, донные и боковые.

Как правило, очко под взрыватель имеет ряд переходных втулок, позволяющих снаряжать в данное очко взрыватели с разным диаметром резьбы: 26, 36 и 52 мм.

Рисунок 7.7 Устройство типовой авиабомбы

1 – корпус; 2 – снаряжение; 3 – подвесная система; 4 – стабилизатор; 5 – запальные стаканы; 6 – дополнительный детонатор; 7 – баллистическое кольцо

Корпус предназначен для соединения всех элементов в единое целое и размещение в нем снаряжения. Прочность корпуса должна обеспечить возможность боевого применения АБ, ее хранения и технической эксплуатации.

Обычно корпус состоит из головной, средней и хвостовой частей, соединенных между собой при помощи сварки.

Головная часть выполняется в виде оживала, усеченных корпусов или полусферы.

Форма и размеры головной части оказывают существенное влияние на аэродинамику авиабомбы, особенно на величину силы лобового сопротивления, а также на характеристики проникающего и пробивного действия. АБ, предназначенные для пробивания прочных преград и проникания в них, имеют массивную и весьма прочную головную часть.

Средняя часть корпуса бомбы обычно имеет цилиндрическую форму. На средней части корпуса крепятся ушки подвесной системы. Расстояние между двумя подвесными ушками называют базой, которая бывает 250, 470 и 1000 мм в зависимости от калибра АБ.

Хвостовая часть корпуса имеет, как правило, коническую форму и предназначена для улучшения условий обтекания авиабомбы воздуш­ным потоком и крепления стабилизатора.

Стабилизатор (поз.4 рисунок 3.7) служит для придания АБ необходимой устойчивости при движении в воздухе после сбрасывания с самолета. Наличие стабилизатора уве­личивает сопротивление хвостовой части АБ и смещает центр давления аэродинамических сил в точку, лежащую позади центра мас­сы. Вследствие этого при возникновении угла атаки (т.е. угла меж­ду вектором скорости центра массы авиабомбы и ее продольной осью) возникает так называемый восстанавливающий момент, который стре­мится угол атаки уменьшить. Ось устойчивой на траектории авиабом­бы совершает такие незначительные колебания относительно центра массы, при которых ее ось практически совпадает с вектором ско­рости и становится касательной к траектории свободного падения.

Стабилизатор авиабомбы изготавливается из тонкой листовой стали и имеет перистую, коробчатую, цилиндрическую, перисто-цилиндричес­кую и др. форму.

Перистый стабилизатор авиабомбы выполняется в виде плоских пластин (перьев) и соединяющих их колец или планок. Обычно стабилизатор крепится к хвостовой или ци­линдрической части корпуса с помощью сварки.

В зависимости от по­перечного размера (размаха) жесткие стабилизаторы подразделяются на калиберные, под- и надкалиберные. У последних размах стабилизатора больше диаметра корпуса АБ (см. на рисунке 3.7).

Известны стабилизаторы зонтикового типа (американская бомба типа «Снекай», БЕТАБ-500Ш), состоящие из четырех лопастей, шарнирно соединенных с направляющей трубой, ввернутой в дно корпуса АБ. При сбрасывании АБ с малых высот специальная пружина и воздушный поток раскрывают лопасти стабилизатора, придавая ему форму зонта. В результате уменьшается скорость АБ на траектории и увеличивается время ее падения.

В качестве стабилизирующих и тормозных устройств у некоторых АБ (ФАБ-500Ш, ОФАБ-250ШН и др.), предназначенных для применения с малых высот, используются парашюты ( ПТУ – парашютное тормозное устройство). ПТУ монтируется в отдельном контейнере в хвостовой части АБ (внутри жесткого стабилизатора). После сбрасывания АБ с самолета ПТУ, раскрываясь, резко уменьшает скорость ее падения. При этом увеличивается угол встречи с преградой (уменьшается возможность рикошета) и увеличивается отставание АБ от носителя, что предотвращает поражение его осколками при взрыве собственной АБ.

Для обеспечения условий безопасности при бомбометании с малых высот на некоторые АБ старой конструкции устанавливаются приставные ПТУ (рисунок 3.8), которое представляет собой контейнер с парашютом, закрепляемый на хвостовой части АБ при помощи кардана, вворачиваемого в хвостовое очко бомбы.

Рисунок 7.8 ФАБ-500 М-54 с ТУ

Для улучшения устойчивости движения на траектории к головным частям АБ некоторых типов приваривается баллистическое кольцо (поз.7 рисунок 3.7).

Оно предназначено для стабилизации процесса возникновения скачков уплотнения при падении АБ со скоростями, близкими к местным скоростям звука. Если баллистического кольца нет, скач­ки уплотнения могут возникать на выступающих кромках головной части авиабомбы случайным образом и, нарушая условия обтекания потоком, будут «раскачивать» ее относительно центра массы. В ко­нечном счете это может привести к потере устойчивости бомбы на траектории или, как минимум, к увеличению характеристик ее рассе­ивания.

Снаряжение (поз. 2 рисунок 3.7) определяет назначение АБ и может быть самым разнообразным. В абсолютном большинстве случаев оно представляет бризантное взрывчатое вещество (у бомб основного назначения) или пиротехнический состав различной ре­цептуры (у бомб вспомогательного назначения).

Приведение в дейс­твие снаряжения осуществляется взрывателями или взрыва­тельными устройствами.

Взрывательные устройства, как правило, яв­ляются встроенными и устанавливаются в головной или хвостовой части корпуса авиабомбы при ее сборке на заводе-изготовителе.

Взрыватели же чаще всего снаряжаются в авиабомбы перед ее приме­нением и поставляются в строевые части отдельно от АБ.

Взрыватели устанавливаются в запальные стаканы (поз. 5 рисунок 3.7).

Резьбовое соединение для установки автономного взрывателя принято называть очком. При хранении авиабомб каждое очко закры­вается пробкой.

У некоторых АБ в заводских условиях в за­пальные стаканы устанавливаются дополнительные детонаторы (поз. 6 рисунок 3.7), кото­рые поджимаются пробкой с помощью картонного вкладыша.

Читайте также:  Втулка стабилизатора соболь размер

Дополни­тельные детонаторы служат для надежного возбуждения детонации снаряжения АБ, являясь фактически «усилителем» детонационного импульса, получаемого от исполнительного элемента взрывателя.

Анализируя моноблочные (т.е. неразделяющиеся) АБ, исключая АБ с вязким и жидким снаряжением (ОДАБ, ОФЗАБ, ФОЗАБ, ЗАБ), можно сказать, что все типы моноблочных АБ можно представить в виде совокупности пяти конструктивных схем.

Схема № 1 (схема М-54) (рисунок 3.9).

Рисунок 3.9 АБ конструктивной схемы №1.

1 –головное очко; 2 – головной запальный стакан; 3 – головка; 4 – баллистическое кольцо; 5 – дополнительный детонатор; 6 – цилиндрическая (средняя) часть корпуса; 7 – ушко подвесной системы; 8 – снаряжение (ВВ); 9 – выравнивающие опоры; 10 – хвостовая часть корпуса (хвостовой конус); 11 – перо стабилизатора; 12 – внутреннее кольцо стабилизатора; 13 – наружное кольцо стабилизатора.

Схема разрабатывалась для АБ, подвешиваемых во внутренние бомбоотсеки.

Данной схеме соответствуют практически все образцы АБ ОН, основные характеристики которых представлены в таблице 3.1.

Как правило, АБ схемы №1 обладают сравнительно толстой головной частью и сравнительно тонкими боковым стенками корпуса боеприпаса. АБ данной схемы имеют, как правило, два запальных стакана с очком под взрыватель и дополнительными детонаторами в виде тетриловых шашек.

№ п/п Тип АБН Масса снаряженной неокончательно, кг Масса снаряжения, кг Тип снаряжения Толщина, мм
головки средней части корпуса
ОФАБ-100-120 ТНТ переменная от 70 до 20
ОФАБ-250-270 ТНТ переменная от 100 до 20 16 — 25
ФАБ-250 М-46 ТНТ переменная от 100 до 20
ФАБ-250 М-54 МС переменная от 100 до 20
ФАБ-500 М-46 ТНТ переменная от 100 до 20
ФАБ-500 М-54 ТНТ переменная от 100 до 20

Схема № 2 (схема М-62) (рисунок 7.10).

Рисунок 3.10. АБ конструктивной схемы № 2.

1 – головное очко; 2 и 4 – головка; 3 — компенсационный объем; 5 – цилиндрическая (средняя) часть корпуса; 6 — ушко подвесной системы; 7 – снаряжение (ВВ); 8 – хвостовая часть корпуса; 9 – дополнительный детонатор; 10 – дно корпуса; 11 – взрыватель; 12 – кольцо; 13 – полый хвостовой конус; 14 – перо стабилизатора; 15 –кольцо стабилизатора; 16 – дно.

Данная схема является развитием схемы №1 и разрабатывалась для АБ, подвешиваемых на внешние бомбодержатели.

К АБ схемы № 2 (таблица 3.2) относятся боеприпасы, имеющие хорошо обтекаемый корпус и предназначенные для длительной транспортировки на внешней подвеске, т.е. устойчивые к кинетическому нагреву (термостойкие). Данные боеприпасы имеют, как правило, пустотелый хвостовой конус, внутрь которого помещен взрыватель, снаряженный в донное очко. Данные боеприпасы снаряжаются ВВ малочувствительными к нагреву и имеют специальные устройства («компенсационный объем»), предназначенные для снижения внутрикорпусного давления при кинетическом нагреве путем перетекания в них расплавленного ВВ.

№ п/п Тип АБ Масса снаряженной неокончательно, кг Масса снаряжения, кг Тип снаряжения Толщина, мм
головки средней части корпуса
ФАБ-250М-62 МС переменная от 80 до 20
ФАБ-250М-62Т ТОНА-1 переменная от 80 до 20
ФАБ-500 М-62 МС переменная от 100 до 20
ФАБ-500 М-62Т ТНТ переменная от 100 до 20
ФАБ-500Т ТОКАФ переменная от 100 до 20
ФАБ-500ТА ТА-77/23 переменная от 100 до 20
ОФАБ-250Т ТОКАФ переменная от 80 до 20

Схема № 3 (схема «М-ТС») (рисунок 3.11).

Рисунок 3.11. АБ конструктивной схемы № 3.

1 –корпус; 2 – снаряжение (ВВ); 3 – баллистическое кольцо; 4 – ушко подвесной системы; 5 – дополнительный детонатор; 6 – запальный стакан; 7 – хвостовая часть корпуса; 8 – вкладыш; 9 – хвостовая втулка; 10 – надкалиберный перисто-цилиндрический стабилизатор.

Толстостенные АБ схемы №3 (таблица 3.3) отличаются повышенной прочностью корпуса и предназначены для поражения особенно прочных и заглубленных целей. Т.е. к ней относятся боеприпасы с боевой частью проникающего типа. Данные боеприпасы имеют цельный корпус со стенками переменной толщины без ослабленных зон и сварных швов, донное очко под взрыватель. Данные боеприпасы снаряжаются ВВ малочувствительными к удару.

№ п/п Тип АБ Масса снаряженной неокончательно, кг Масса снаряжения, кг Тип снаряжения Толщина, мм
головки средней части корпуса
ФАБ-250ТС ТНТ переменная от 37,5 до 12,5
ФАБ-500ТС-М ТА-77/23 переменная от 47,5 до 25,0
ФАБ-1500-2600ТС ТГАГ-5 переменная от 106 до 47,0
БЕТАБ-500 ТА-77/23 переменная от 47,5 до 25,0

Схема № 4 (схема «М-Ш») (см. рисунок 3.12).

Рисунок 3.12. АБ конструктивной схемы № 4.

1 – корпус боевой части; 2 — головка; 3 – цилиндрическая (средняя) часть корпуса; 4 – кумулятивная рубашка; 5 – ушко подвесной системы; 6 – снаряжение (ВВ); 7 – дополнительный детонатор; 8, 9,10,11, 16,17 – элементы АВУ; 12 – контейнер с парашютным тормозным устройством; 13 – перо стабилизатора; 14 – кольцо; 15 – прижим.

К схеме «М-Ш» относятся штурмовые АБ ОН, оснащенные парашютным тормозным устройством. Основные характеристики данных боеприпасов представлены в таблице 3.4.

Как правило АБ схемы №4 имеют в своей конструкции три основных отсека:

— БЧ, снаряженная ВВ и предохранительно-исполнительным механизмом (ПИМ);

— отсек управления, в котором размещены блоки авиационного взрывательного устройства (АВУ);

— контейнер с парашютным тормозным устройством.

Как правило, боевая часть (БЧ) в боеприпасах схемы №4 занимает по длине 50-60% от длины боеприпаса в целом.

№ п/п Тип АБ ОН Масса снаряженной неокончательно, кг Масса снаряжения, кг Тип снаряжения Толщина, мм
головки средней части корпуса
ФАБ-500Ш ТГАФ-5М переменная от 30 до 20
ФАБ-500ШН ТГАФ-5М переменная от 30 до 20
ОФАБ-250Ш ТГ-20 переменная от 20 до 10
ОФАБ-250ШН ТГАФ-5М переменная от 20 до 10
ФАБ-1500Ш МС переменная от 60 до 30

Схема № 5 (схема «М-КС») (см. рисунок 3.13).

Рисунок 3.13. АБ конструктивной схемы № 5.

1 – взрыватель; 2 – втулка; 3 -корпус боевой части; 4 – прокладка; 5 – снаряжение (ВВ); 7 – перо стабилизатора; 8 –пробка; 9 – планки стабилизатора.

К данной схеме можно отнести БЭ кассетных боевых частей (РБК, БКФ, РБС), имеющие в своем составе снаряжение в виде ВВ. Характеристики данных боеприпасов представлены в таблице 3.5.

Как правило, АБ схемы № 5 имеют разнообразные конструкции, но все они снаряжены взрывателем (в головное или донное очко) или взрывательным устройством и имеют достаточно тонкие стенки средней части корпуса. Массивной головки и подвесной системы данные боеприпасы не имеют. Отдельные БЭ могут не иметь и стабилизатора (например, ЗАБ-2,5).

№ п/п Тип АБ ОН Масса снаряженной неокончательно, кг Масса снаряжения, кг Тип снаряжения Толщина, мм
головки средней части корпуса
АО-1 1,03 0,038 К-2
АО-2,5СЧ 2,7 0,09 К-2
АО-2,5РТ 2,6 0,55 ТГ-40
ПТАБ-2,5М 2,1 ТГ-50 3,5
ПТАБ-10-5 4,6 ТГ-50 3,5
БЭ ОФАБ-250ШР 142; 80; 82 55; 35; 35 ТГ-24Ф

АБ с вязким и жидким снаряжением (ОДАБ, ОФЗАБ, ЗАБ и т.п.) в самом общем случае повторяют конструктивные схемы №№ 1, 2 и 4, имея при этом тонкостенный корпус, внутри которого кроме жидкого (вязкого) снаряжения расположен диспергирующий заряд в виде центрального и нескольких периферийных зарядов ВВ. Диспергирующий заряд предназначен для раскалывания корпуса АБ и разброса снаряжения с целью создания объемной зоны поражения, размеры которой, могут достигать нескольких десятков метров в диаметре.

Описанные схемы устройства и перечень характеристик приведены применительно к авиабомбе с обычной баллистической схемой и моноблочной боевой частью. Иногда конструктивно авиабомбы могут иметь принципиальные отличия. Тогда по этому признаку их объеди­няют в отдельные группы.

Особые группы составляют так называемые бомбы с разделяю­щимися боевыми частями, шариковые авиабомбы, ротативно-рассеивающиеся авиа­бомбы (РРАБ). Первые – имеют составные боевые части, кото­рые разделяются на траектории на несколько боевых элементов, взрывающихся самостоятельно, вторые – имеют боевую часть, которая имеет сферическую форму; у третьих — корпус представляет собой тело вращения особой формы с приливами (лопатками), создающими вращательный момент при движении в воздухе и тем самым обеспечивающие рассеивание точек падения авиабомб и т.д.

Источник